Понятие и планирование выручки от реализации продукции
Возвращение авансированных затрат на производство продукции происходит в результате поступления выручки за ее реализацию.
Выручкой от реализации продукции называются денежные средства, поступившие предприятию за отгруженную покупателю продукцию.
В рыночных условиях хозяйствования выручка от реализации продукции может определяться различными методами.
На большинстве предприятий применяется традиционный метод расчета, при котором продукция считается реализованной после ее отгрузки и поступления денег на счет поставщика или наличными в кассу (кассовый метод).
В отдельных случаях выручку от реализации могут исчислять по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов (метод начислений). Однако данный метод не получил распространения в нашей стране из-за кризиса неплатежей, экономической нестабильности. В соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ (часть.II) доход от реализации в целях налогообложения исчисляется со дня отгрузки товаров независимо от фактического поступления денежных средств.
Предприятия, экспортирующие продукцию, получают валютную выручку. Часть расчетов между предприятиями осуществляется путем зачета взаимных требований, товарообменных (бартерных) операций.
Таким образом, сумма выручки слагается из сумм, поступивших в оплату продукции (работ, услуг) на расчетный, валютный или иные счета в банке, либо в кассу предприятия, а также сумм, указанных при зачете взаимных требований.
Сумма выручки зависит от объема реализованной продукции, ее ассортимента и качества, своевременной отгрузки продукции, платежеспособности покупателей, установленной цены и т.п. В объем реализации не включается стоимость продукции, оплаченной покупателем, но не отгруженной в отчетном периоде, или оставленной на ответственном хранении у предприятия-изготовителя.
Поступление выручки — важная стадия кругооборота средств предприятия, имеющая огромное значение для его нормальной деятельности. Если выручка поступает своевременно, то предприятие располагает денежными средствами, достаточными для его хозяйственной деятельности. Несвоевременное поступление выручки приводит к финансовым затруднениям, нарушает работу предприятия.
Предприятия получают денежную выручку от реализации продукции основного производства, продукции, вырабатываемой цехами ширпотреба из отходов, сверхнормативных и излишних материалов, от выполнения работ промышленного характера.
Плановый размер выручки от реализации продукции определяется исходя из остатков готовой продукции на складе и в пути на начало и конец года, объема выпуска товарной продукции в планируемом году по следующей формуле:
В = Он + Т – Ок,
где В — плановая сумма выручки от реализации готовой продукции;
Он — остатки готовой продукции на складе и в пути (в отгрузке) на начало года;
Т — выпуск товарной продукции в оптовых ценах в планируемом году;
Ок — остатки готовой продукции на складе и в пути (в отгрузке) на конец года.
Пример 1. Остаток готовой продукции на складе и в пути на начало года составил 100 тыс. руб., а на конец года — 800 тыс. руб. Выпуск товарной продукции - 1800 тыс. руб. Выручка от реализации продукции составит 1100тыс. руб. (100+ 1800 — 800).
Величина выручки от реализации продукции в отчетном периоде определяется в плановых и фактических оптовых ценах предприятия. В первом случае исчисленная сумма выручки позволяет оценить рост реализации готовой продукции в сопоставимых ценах, принятых в плане, определить отчисления от прибыли в фонды экономического стимулирования. Расчет выручки по фактически установленным оптовым ценам осуществляется для установления фактической прибыли от реализации.
Выпуск товарной продукции определяется умножением количества изделий (или их групп) на соответствующие оптовые цены.
Поскольку выручка на планируемый год обычно рассчитывается в конце текущего года, то на предприятиях отсутствуют данные о фактических остатках готовой продукции на складе и в отгрузке на начало планируемого года. Поэтому для расчета применяется оценка ожидаемых остатков нереализованной продукции на начало планируемого года. Ожидаемые изменения остатков нереализованной продукции до конца текущего года должны учитывать все факторы, определяющие выпуск продукции, а также планируемые изменения конъюнктуры рынка, в кооперированных поставках, возможное сокращение сверхнормативных запасов, улучшение расчетов и т.п.
Остатки нереализованной продукции на начало планируемого года будут включать:
готовую продукцию на складе и в неотфактурованных поставках
товары, отгруженные по расчетным документам, сроки оплаты которых не наступили;
товары, отгруженные по расчетным документам, не оплаченным в срок покупателями; товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа ее оплачивать.
Все эти остатки рассчитываются на основании данных последней бухгалтерской отчетности, плана на оставшийся период текущего года и реальных возможностей его выполнения.
Сведения о фактических остатках нереализованной продукции на последнюю отчетную дату берутся в активе баланса (готовая продукция на складе и товары отгруженные, по которым расчетные документы не сданы в банк) и в других разделах баланса (товары отгруженные и на ответственном хранении у покупателей). При этом необходимо учитывать, что в бухгалтерских балансах нереализованная продукция приводится по производственной себестоимости и ее необходимо перевести в оптовые цены.
Пример 2. По бухгалтерскому балансу рыбокомбината на 1 октября текущего года остатки рыбопродукции (с учетом оценки в оптовых ценах) на складе составили 60 тыс. руб.; отгруженной, срок оплаты которой не наступил, - 20 тыс. руб.; отгруженной, но оплаченной в срок, — 10 тыс. руб.; всего — 90 тыс. руб. С учетом сложившихся возможностей производства план по выпуску Продукции в IV квартале составит 400 тыс. руб., а план отгрузки продукции - 480 тыс. руб. Исходя из этих данных ожидаемые остатки продукции на складе предприятия (в оптовых ценах) на начало планируемого года будут равны 10 тыс. руб. (90 + 400 - 480).
Следующим элементом остатков на начало планируемого года являются товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил. Величину этих остатков готовой продукции определяют исходя из нормативных сроков документооборота и величины среднедневной отгрузки товаров. Например, нормативный срок документооборота - 10 дней, среднедневная отгрузка продукций — 6 тыс. руб., остаток товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, составит 60 тыс. руб. (10 • 6).
Планирование остатков товаров отгруженных, но не оплаченных в срок, а также находящихся на ответственном хранении на начало планируемого периода определяют исходя из анализа данных за прошлые годы.
Предположим, анализ состояния расчетов на предприятии за прошедшие годы (2-3 года) показал, что стоимость товаров, не оплаченных в срок, составляет в среднем сумму двухдневного объема реализации. Если в планируемом году ежедневный объем реализации установлен в размере 15 тыс. руб., то сумма товаров, не оплаченных в срок, составит 30 тыс. руб. (15-2).
На конец планируемого года остатки нереализованной продукции включают:
запасы готовой продукции на складе;
остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.
Запасы готовой продукции на складе на конец года принимаются в размерах установленного норматива собственных оборотных средств. На предприятиях с ярко выраженным сезонным характером производства в составе остатков на складе предусматриваются также и сезонные запасы.
Планирование товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, на конец года осуществляется аналогично методике определения товаров, отгруженных на начало года.
На конец планируемого периода остатки товаров отгруженных, но не оплаченных в срок, и товаров на ответственном хранении у покупателей не планируются, так как в планах предприятия должны предусматриваться меры по устранению существующих недостатков.
На небольших предприятиях, имеющих узкий ассортимент продукции, плановый размер выручки от реализации определяется по каждому изделию в отдельности, а затем суммируется. На крупных предприятиях и в объединениях, выпускающих обширный ассортимент продукции, общая сумма выручки планируется укрупненным расчетом. Для этого определяют общий объем выпускаемой продукции в оптовых (реализационных) ценах предприятия и остатки готовых изделий на складе и в отгрузке на начало и конец планируемого года.
Наряду с выручкой от реализации продукции в результате основной деятельности предприятия могут получать проценты по выданным коммерческим кредитам, авансы от покупателей, заказчиков (например, в судостроении и судоремонте), суммы в погашение дебиторской задолженности и прочие поступления.
Помимо выручки от реализации продукции основного производства предприятия могут иметь выручку от прочей реализации и услуг подсобных, вспомогательных производств, услуг нетоварного характера. Размер этой выручки определяется как произведение единицы продукции или услуг на соответствующую цену.
В рыночной экономике предприятия могут широко заниматься инвестиционной и финансовой деятельностью, в результате чего также образуются соответствующие денежные поступления, доходы. Например, от инвестиционной деятельности могут поступать средства в результате продажи основных фондов, нематериальных активов; дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений, от погашения ранее выданных кредитов и др.
В результате финансовой деятельности предприятия получают доходы от выпуска и реализации акций, облигаций и других ценных бумаг.
Денежные потоки по всем сферам деятельности субъектов хозяйствования взаимосвязаны и по мере производственной необходимости могут переходить из одной сферы в другую.
На величину выручки влияет совокупность многих факторов. К факторам роста выручки относятся увеличение объема производства, повышение качества продукции, улучшение ее ассортимента, совершенствование работы снабженческо-сбытовых, маркетинговых и финансовых служб.
Изделия высокого качества пользуются повышенным спросом на внутреннем и внешнем рынке. Увеличение объема выпуска такой продукции содействует росту реализации продукции и выручки. Качество изделий может быть улучшено за счет технических факторов (например, совершенствования конструкции изделия, технологии производства и т.п.), экономических (усиление материальных стимулов, увеличение инвестиций) и организационных факторов (расширение прямых связей между изготовителями и потребителями, внедрение систем бездефектного выпуска продукции).
Улучшение работы снабженческо-сбытовых, маркетинговых и финансовых служб содействует ритмичности отгрузки продукции потребителям, своевременной оплате последними счетов, расширению рынка сбыта продукции, снижению их нереализованных остатков. Совершенствование расчетно-платежных отношений должно быть направлено на устранение недостатков в кредитно-расчетном обслуживании, на улучшение действующих и внедрение новых форм кредитования и расчетов (товарных векселей, факторинга и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38