Рефераты. Сравнительный анализ общей и упрощенной системы налогообложения

Наряду с Книгой (журналом) учета фактов хозяйственной деятельности малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме №В-8 для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы с бюджетом.

Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может вести вышеуказанную Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме этой Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Итак, очевидные преимущества «упрощенки». Вместо того, чтобы платить множество налогов (на прибыль, НДС, на имущество, ЕСН), фирмы, работающие по «упрощенке», платят один налог. Его называют единым. Кроме того, организации, перешедшие на упрощенную систему, могут не вести бухгалтерский учет (п.3 ст.4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ). Исключение сделано только для основных средств и нематериальных активов. Но и это вовсе не означает, что придется отражать их на счетах бухучета. Достаточно завести на каждый из объектов (или на каждую группу) учетные карточки и начислять амортизацию по правилам, которые прописаны в Положениях по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)[26] и «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000)[27].

Какие еще недостатки, помимо проблем с НДС, есть у упрощенной системы? Один из них – оборотная сторона ее преимущества. Как мы уже сказали, предприятия, перешедшие на «упрощенку», вправе не вести бухучет.

С одной стороны, это хорошо – значительно упрощается работа бухгалтера, а фирма экономит деньги, которые раньше тратились на подготовку бухгалтерской отчетности. С другой стороны, ни одна организация не застрахована от того, что в какой-то момент ей не придется вернуться с упрощенной на обычную систему налогообложения. Например, из-за того, что по итогам года доход превысит 20000000 руб. Тогда бухгалтер столкнется с трудной задачей – восстановить все данные бухучета.

Неудобен отказ от бухгалтерского учета и тем фирмам, которые наряду с уплатой единого налога по «упрощенке» платят единый налог на вмененный доход. Ведь при ЕНВД бухучет вести надо.

И, наконец, отметим еще один недостаток упрощенной системы. Доходы и расходы в этом случае признаются по кассовому методу. Это означает, что, рассчитывая единый налог, стоимость товаров (работ, услуг) можно включить в расходы, если выполнено два условия:

- товары (работы, услуги) получены (приняты) и использованы в производственной деятельности или перепроданы;

- за них перечислены деньги или передано имущество продавцу.

Такой порядок ведет к тому, что существенно занижается сумма расходов (в них не включается стоимость неоплаченных покупок) и осложняется работа бухгалтера. Ведь чтобы правильно рассчитать налог, ему нужно следить не только за приходом и расходом товарно-материальных ценностей, но и за их оплатой.

Неблагоприятные последствия работы по кассовому методу сказываются и на размере доходов. Налоговики требуют включать в них авансы в счет предстоящей продажи товаров (работ, услуг). Для тех, кто работает по предоплате, это ведет к тому, что доходы существенно возрастают, а, следовательно, увеличивается сумма налога.

Правда, с данным требованием налоговиков можно поспорить. Доход по кассовому методу нельзя признать прежде, чем получены деньги или другое имущество от должника. Это прописано в п.2 ст.273 Налогового кодекса РФ. Но тот, кто перечисляет авансы, никакой задолженности не гасит. Выходит, в тот момент, когда фирма получает аванс, у нее дохода не возникает, так как нет реализации.

Итак, мы перечислили проблемы, связанные с переходом на упрощенную систему налогообложения. Однако ее достоинства с лихвой перекрывают эти недостатки. Достаточно сказать, что сумма единого налога в подавляющем большинстве случаев оказывается меньше тех налогов, которые пришлось бы уплатить фирме, работай она по обычной системе налогообложения. Так, например, налог на прибыль рассчитывают по ставке 24 процента. А единый налог с разницы между доходами и расходами (ее сумма вполне сравнима с налогооблагаемой прибылью) – по ставке 15 процентов. Поэтому организация, которая отвечает критериям, перечисленным в ст.346.12 Налогового кодекса РФ, безусловно, выиграет от перехода на «упрощенку».

Далее рассмотрим плюсы и минусы объекта налогообложения «доходы минус расходы» при «упрощенке»:

Плюсы:

-                   Можно влиять на сумму единого налога, планируя и перераспределяя расходы;

-                   Возможность перенести убыток, полученный в текущем году, на уменьшение доходов в течение 10 последующих лет;

-                   Выгодно применять при небольшой прибыли.

Минусы:

-                   Риски, связанные с неправильным учетом расходов

-                   Ограниченный перечень расходов, которые уменьшают налогооблагаемый доход;

-                   Необходимо рассчитывать минимальный налог;

-                   Невыгодно применять, если доходы значительно превышают расходы.

Предприятие рассчитывает единый налог по ставке 15 процентов. В доходы здесь включают все те поступления, о которых мы рассказали в предыдущем разделе, - выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и внереализационные доходы. Исчерпывающий же перечень расходов приведен в п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ. Среди прочего там названы арендные платежи, материальные расходы, средства, истраченные на оплату труда, покупная стоимость товаров, предназначенных для перепродажи, «входной» НДС. Более того, налогооблагаемый доход можно уменьшить на первоначальную стоимость основных средств и нематериальных активов. Причем это можно сделать сразу после их ввода в эксплуатацию – амортизацию начислять не нужно.

Налогооблагаемый доход нельзя уменьшить на остаточную стоимость нематериальных активов, которые были приобретены или созданы до перехода на «упрощенку». Законодатели просто забыли упомянуть о них.

Но здесь можно возразить, что нематериальные активы есть далеко не у каждой организации. Да, это так. Однако среди списка расходов, учитываемых при «упрощенке», не упомянуты и те затраты, которые возникают практически у каждой организации. Перечислим некоторые из них:

- представительские расходы;

- издержки, связанные с доставкой, хранением и предпродажной подготовкой товаров;

- вознаграждения, выплаченные посредникам, помогающим приобрести или реализовать товары (работы, услуги);

- расходы на подготовку и переподготовку кадров.

Более того, в перечне «упрощенных» расходов нет консультационных и юридических услуг. Правда, с консультационными услугами выход все же есть. Вы сможете уменьшить на их стоимость доход, если в роли консультанта выступит аудитор или аудиторская фирма. Дело в том, что аудиторы в рамках своей деятельности могут давать бухгалтерские, налоговые и правовые консультации. Это прописано в п.6 ст.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»[28]. Средства, уплаченные за аудиторские услуги, можно включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход (пп.15 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ). Значит, и стоимость консультаций, которые получены от аудиторов, можно учесть, рассчитывая налог с разницы между доходами и расходами. Кстати, такого же мнения придерживаются и специалисты Минфина России. Их точка зрения высказана в Письме (ответ на частный запрос) от 31 июля 2003 г. №04-02-05/3/61.

Скажем еще об одной неприятности, с которой могут столкнуться налогоплательщики. Это так называемый минимальный налог, равный 1 проценту от налогооблагаемых доходов. В конце года его нужно сравнить с суммой налога, рассчитанного с разницы между доходами и расходами. Если минимальный налог окажется больше, в бюджет нужно перечислить именно его.

Правда, с минимальным налогом не все так плохо. Ведь разницу между ним и фактическим налогом можно включить в расходы в следующие налоговые периоды. Делать это надо в том порядке, в котором переносят на будущее убытки (отрицательную разницу между доходами и расходами). Этот порядок прописан в п.6 ст.346.18 Налогового кодекса РФ и состоит в следующем. В каждый последующий год можно списать часть убытка, которая не превышает 30 процентов от текущей налоговой базы. Поступать так можно в течение 10 лет. Часть убытка, которую вы не сможете включить в расходы до конца 10-го года, так и останется несписанной.


II. Сравнительный анализ общеустановленной и упрощенной систем налогообложения на примере ООО «Мадис»

 

2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «Мадис»


ООО «Мадис» создано по решению учредителей (протокол № 12 от 17 июня 1996 г.), зарегистрировано Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Москва №2486 от 18 июня 1996 г. Общество с ограниченной ответственностью «Мадис» (ООО «Мадис») создано в целях более полного удовлетворения потребностей населения предприятий, организаций, учреждений в товарах, работах, услугах и получения прибыли в интересах его учредителей, место нахождения г.Москва, ул. М.Горького, 113.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.