Определяют также рентабельность операционного (функционирующего) капитала, непосредственно задействованного в основной (операционной) деятельности предприятия, от уровня которого зависит величина всех остальных показателей доходности капитала:
В состав операционного капитала не включают основные средства непроизводственного назначения, неустановленное оборудование, остатки незаконченного капитального строительства, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, ссуды для работников предприятия и т.д.
Рентабельность оборотного капитала определяется отношением прибыли от основной деятельности и полученных процентов от краткосрочных финансовых вложений к средней сумме оборотных активов.
Рентабельность финансовых инвестиций определяется отношением прибыли от инвестиционной деятельности к средней сумме финансовых вложений:
С позиции собственников предприятия определяют рентабельность собственного капитала как отношение чистой прибыли (ЧП) к средней сумме собственного капитала за период (СК):
Держателей обыкновенных акций и потенциальных инвесторов интересуют и такие показатели, как прибыль на акционерный капитал:
По уровню этих показателей можно судить, насколько эффективно используется капитал акционеров, вложенный в предприятие и является ли данное предприятие привлекательным для вложения капитала.
Следует отметить, что в мировой практике все большее распространение получает подход, предусматривающий более широкое понимание финансового результата как прироста чистых активов. По темпам прироста данного показателя можно судить, насколько эффективно используется капитал акционеров, вложенный в предприятие, и является ли данное предприятие привлекательным для вложения капитала.
В процессе анализа необходимо изучить динамику показателей рентабельности капитала, установить тенденции их изменения, провести межхозяйственный сравнительный анализ их уровня с целью более полной оценки эффективности работы предприятия и поиска резервов ее повышения.
2. Практическая часть
Задача 1
Применив метод корреляционно-регрессионного анализа определить зависимость объема продаж от расходов на рекламу. Подсчитать ожидаемый объем продаж, если на рекламу в будущем периоде будет истрачено 10 тыс. денежных единиц. Данные о продажах и расходах на рекламу представлены в таблице 1.
Таблица 1
Данные о продажах и расходах на рекламу
В тысячах денежных единиц
Расходы на рекламу, Х
Продажи, У
8
100
11
170
13
140
15
160
6
130
22
240
17
190
25
270
19
230
23
290
20
21
250
Итого: 200
2400
Решение:
1) Определим значения средних величин Х и У по следующей формуле (1)
(1)
де ∑хi – суммарные расходы на рекламу;
∑уi – суммарные продажи.
n – количество единиц совокупности.
2) Для дальнейшего решения необходимо произвести ряд расчетов (таблица 2).
Таблица 2
Расчетные показатели
Хi -
(Хi - )2
Уi -
(Уi - )2
(Хi - ) (Уi - )
-8,67
75,26
-100
10000
867
-5,67
32,15
-30
900
170,1
-3,67
13,47
-60
3600
220,2
-1,67
2,79
-40
1600
66,8
-10,67
113,85
-70
4900
746,9
5,33
28,41
40
213,2
0,33
0,11
-10
-3,3
8,33
69,39
70
583,1
2,33
5,43
30
69,9
6,33
40,07
90
8100
569,7
3,33
10,09
99,9
4,33
18,75
50
2500
216,5
итого
409,77
-
40000,0
3820,0
3) Исчислим среднее квадратическое отклонение по формуле (2)
(2)
4) Исчислим дисперсию по формуле (3)
(3)
5) Исчислим коэффициент регрессии по формуле (4)
r = (4)
r =
Коэффициент регрессии r = 0,944, что находится в пределах от 0,7 до 1,0, связь между расходами на рекламу и объемом продаж – существенная.
6) Для определения параметров а0 и а1 необходимо решить систему уравнений:
nа0 + а1∑хi = ∑
а0∑хi + а1∑хi2 = ∑хiуi
Таблица 3
Расчетная таблица для определения параметров а0 и а1
Хi2
64
121
169
225
36
484
289
625
361
529
400
441
∑Хi2 = 3744
ХiУi
800
1870
1820
780
5280
3230
6750
4370
6670
4600
5250
∑ХiУi=
43820
12а0 + 200а1 = 200
200а0 + 3744а1 = 43820
а0 =
3333,33 – 3333,33а1 + 3744а1 = 43820
3333,33 + 410,67а1 = 43820
а1 =
6) Исчислим коэффициент эластичности по следующей формуле (5)
KЭ = а1 (5)
KЭ = 98,59
Таким образом, при увеличении расходов на рекламу на 1% объемы продаж возрастают на 8,22%.
7) Определим ожидаемый объем продаж, если на расходы на рекламу в будущем периоде будет истрачено 10 тыс. ден. единиц.
Преобразовав формулу коэффициента эластичности (5), получаем:
тыс. ден. ед.
Следовательно, при расходах на рекламу в сумме 10 тыс. ден. единиц объем продаж увеличится на 119,90 тыс. денежных единиц.
Страницы: 1, 2, 3, 4