Рефераты. Современное состояние и перспективы развития российского рынка драгоценных металлов

Суммарная стоимость запасов алмазов в России как минимум в 2200 раз больше, чем суммарная стоимость всех вместе взятых цветных драгоценных камней. Т.е. «цена вопроса» регулирования добычи и оборота всех цветных драгоценных камней России ничтожна – порядка 0,05% «цены вопроса» регулирования добычи и оборота алмазов.

В мировой практике оборот драгоценных камней (кроме алмазов) не регулируется специальными законами. Отнесение ювелирных камней к драгоценным (gemstones) осуществляется ведущими зарубежными геммологическими центрами исходя не из их названия, а из качественных характеристик ювелирного камня. Так, международная ассоциация CIBJO относит к драгоценным камням высококачественные ювелирные образцы камней более чем ста наименований, но их оборот в странах-членах CIBJO не регламентируется специальными законами. Две страны в мире – ЮАР и Канада – имеют в своем законодательстве особый закон об алмазах. В ЮАР это "Закон об алмазах", в Канаде – "Закон об экспорте и импорте алмазов".

Поэтому представляется вполне обоснованным, чтобы регулирование оборота цветных драгоценных камней осуществлялось как регулирование обычного товара, под юрисдикцией норм Гражданского кодекса РФ, закона «О недрах» и др. Это совершенно нормальная юридическая практика, имеющая место практически во всех странах мира. Но для этого необходимо вывести цветные драгоценные камни (рубины, сапфиры, изумруды, александриты, жемчуг и уникальные образования янтаря) из-под юрисдикции ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и, возможно, даже переименовать федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в федеральный закон «О металлах и алмазах».

Кроме того, экономически целесообразной представляется отмена ввозной (импортной) таможенной пошлины на драгоценные и полудрагоценные камни, используемые отечественными производителями в качестве вставок при изготовлении ювелирных изделий. Тем самым, создаются условия для легального ввоза ювелирных камней, устраняется экономический смысл контрабанды. Так, в настоящее время ввозные таможенные пошлины на драгоценные камни составляют 20%, в то время как рубины и сапфиры в России вообще не добываются, а добыча изумрудов столь мала, что не может удовлетворить спрос ювелирного рынка страны. В то же время в странах с развитой ювелирной промышленностью – потенциальных конкурентах России на мировом рынке (Италия, например) ввозные таможенные пошлины составляют на более 5%, включая государства СНГ (Белоруссия, Украина, Армения).

По данным ФТС в 2006 г. было импортировано 235,8 тыс. карат драгоценных камней (кроме алмазов) всего на сумму 3,4 млн.долл. Сумма уплаченных таможенных пошлин составила 17,99 млн.руб. При этом потребность ювелирного рынка в импорте драгоценных камней, по оценкам экспертов, составляет как минимум 65 млн. долларов США (в том числе бриллианты 50 млн.долл. и цветные камни 15 млн.долл.).

Очевидно, что в сложившихся условиях ювелирная промышленность страны нуждается в принятии федеральным органов законодательной и исполнительной власти необходимых мер, обеспечивающих дальнейшее развитие и успешное функционирование ювелирной отрасли после вступления России в ВТО, с тем, чтобы российское законодательство максимально соответствовало законодательству стран – потенциальных конкурентов и были созданы равные условия для добросовестной конкуренции с импортными ювелирными изделиями.

Также можно было бы рекомендовать установление ввозных таможенных пошлин на ювелирную продукцию, изготовленную вне таможенной территории Российской Федерации из вывезенного для этих целей драгоценного металла, адекватные действующим в настоящее время таможенным пошлинам при импорте ювелирных и иных бытовых изделий.

Возможность для временного вывоза драгоценных металлов в целях их переработки в ювелирные изделия вне таможенной территории Российской Федерации была предусмотрена указом президента Российской Федерации № 742 от 21 июня 2001 г., а порядок вывоза был определён вступившим в силу в 2004 г. таможенным кодексом российской Федерации.

Заключение


На основе рассмотренных выпросов в курсовой работе, можно сделать вывод, что драгоценные металлы играют тройственную роль: во-первых, изделия из них имеют довольно существенное эстетическое значение и используются как украшения; во-вторых, благодаря своим уникальным физическим свойствам они имеют утилитарное значение, применяясь в различных отраслях промышленности; в-третьих, драгоценные металлы являются специфическим финансовым инструментом и объектом вложения средств в целях накопления и приумножения.

Предназначение современных рынков драгметаллов состоит в том, чтобы, с одной стороны, обеспечивать реализацию продукции «драгметаллического сектора» добывающей промышленности, а с другой, - удовлетворять спрос потребителей драгоценных металлов.

Перспективы добычи драгоценных металлов в России, и в первую очередь золота, в значительной степени определяются уровнем государственной поддержки. Провозглашённый в начале трансформационного периода принцип эксплуатации месторождений драгоценных металлов на децентрализованной и частной основе плохо сочетается со спецификой добычи драгоценных металлов, сосредоточенной в удаленных, трудно доступных и мало освоенных местностях с тяжелыми климатическими условиями. Она требует крупных вложений в формирование сопутствующей инфраструктуры, большой концентрации сил и ресурсов. Это явно не по карману мелким негосударственным структурам, не имеющих нужных накоплений для развития, в силу чего представляется совершенно оправданным наблюдаемый в последние годы процесс укрупнения компаний в отрасли (70% золота добывают около 10% организаций, при этом 50% всей российской добычи золота обеспечивается только десятью компаниями). Думается, что продолжение этой тенденции имеет благоприятный характер.

Другой важной предпосылкой развития отрасли является переход от разработки золотых россыпей к рудной добыче, что может поставить российскую золотодобычу на прочную основу и обеспечить её длительное и прибыльное существование. Поскольку реализация этого направления неизбежно вызовет некоторую социальную напряжённость, представляется целесообразным сохранение возможности золотодобычи истощающихся россыпных месторождения малыми и средними предприятиями, а также вольноприносителями, особенно для традиционных районов добычи, благодаря развитой инфраструктуре этих районов. Это позволит повысить степень эффективности выработки месторождений и обеспечить средствами к существованию население старших возрастов.

Основным направлением регулирования российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных, технических, медицинских и других изделий, а также соединений и сплавов из них и связанных с ними услуг является либерализация. Основные её принципы были заложены в базовом законе “О драгоценных металлах и драгоценных камнях". К сожалению, на практике либерализация рынка затянулась, в том числе по причине внутренних конкурентных противоречий в отрасли.

Поэтому несмотря на достигнутые успехи сохраняется ряд положений, негативно воздействующих на российский рынок драгоценных товаров и услуг (например, на этом рынке невозможно прямое заключение контрактов между продавцом и потребителем продукции, сохраняется государственная монополия на внешнеторговые операции, что создает предпосылки настороженного отношения зарубежных потребителей и инвесторов к России из-за непредсказуемости поставок, сохраняется теневой оборот драгоценностей, недостаточна ликвидность золота и других драгоценных металлов для реальных инвесторов (юридических и физических лиц) в силу сохранения практики взимания НДС по операциям по реализации слитков золота ювелирным предприятиям и частным лицам).

Список использованной литературы


1.       Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ от 26.03.98

2.       Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.90 г.

3.       «Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.94 года № 756.

4.       Анализ потребления золота. РБК-daily.- 2007.- 25 октября

5.       Абалов А.Э. Международный рынок драгоценных металлов: основные принципы функционирования /А. Э. Абалов; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: ДНК, 2006.- 159 с.

6.       Алексеев И.С. Металлы драгоценные /И.С. Алексеев. - М.: Газоил пресс, 2007.- 400 с.

7.       Андрющенко А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства /А. И. Андрющенко. - М.: Шевчук, 2004.- с.

8.       Анализ современного состояния мировых рынков драгоценных металлов. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Федеральномый закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ от 26.03.98

[2] Федеральный закон РФ «О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.90 г.

[3] Анализ современного состояния мировых рынков драгоценных металлов. #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Источник РБК-daily.- 2007.- 25 октября

[5] Абалов А.Э. Международный рынок драгоценных металлов: основные принципы функционирования /А. Э. Абалов; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: ДНК, 2007.- 159 с.

[6] Ильмаиров Ю.Г. Особенности формирования отечественного рынка драгоценных металлов: (На материалах золотодобывающей пром-сти Рос. Федерации) /Ю.Г. Ильмаиров. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2002.- 98 с.

[7] Касаткин А.В. Драгоценные металлы. Правовое регулирование сделок: Нормат. акты по состоянию на 15 июля 2001 г /А.В. Касаткин. - М.: Юстицинформ, 2006.- 139 с.

[8] Справка о ценообразовании и рынке драгоценных металлов в Российской Федерации. #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] «Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации», утвержденным Поста­новлением Правительства РФ от 30.06.94 года № 756.

[10] Состояние законодательства и перспективы развития добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирной промышленности и в целом алмазо-бриллиантового комплекса России. #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Шатохина З.А. Операции коммерческих банков с драгоценными металлами: учеб. пособие /З. А. Шатохина. - Хабаровск, 2007

[12] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях": от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ: (постатейный) /А. Н. Борисов. - М.: Юстицинформ, 2007.- 287 с.

[13] Высокие технологии на российском рынке драгоценных металлов и драгоценных камней: сб. док. и материалов "круглого стола" и расш. заседания Эксперт. совета МИРЭА /М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (техн. ун-т), Журн. "Драгоц. камни"; [ред. совет: Сигов А. С. (пред.) и др.]. - М.: Акад. средств массовой информ., 2004.-260.

[14] Алексеев И.С. Металлы драгоценные /И.С. Алексеев. - М.: Газоил пресс, 2007.- 400 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.