Рефераты. Современное состояние и перспективы развития российского рынка драгоценных металлов

Свои достижения и, конечно, проблемы имеют Союз золотопромышленников, Союз старателей России, Российский алмазный союз, Ассоциация производителей бриллиантов, Межрегиональное объединение производителей и потребителей драгоценных металлов и другие некоммерческие организации, объединяющие участников рынка драгоценных товаров и услуг по их профессиональным интересам. Сегодня на них на всех работает главная тенденция мирового рынка драгоценных товаров и услуг – возрастание спроса, предложения и потребления на всех его основных сегментах. В этих условиях российские операторы независимо от их доходов одинаково заинтересованы в том, чтобы строить свой бизнес всерьез и надолго, а значит – на прочном правово-нормативном и социальном фундаменте.

Современная Европейская модель корпоративной социальной ответственности (КСО), которая в настоящее время получает все большее распространение в России, несет в отрасль такой фундамент, ориентируя инициативу бизнеса на три сферы – экономику, занятость и окружающую среду. Конечно, непосредственно бизнес не решает социальных проблем населения, а влияет на них через взаимодействие с гражданским обществом, некоммерческими организациями и государственными учреждениями. Но национальные модели КСО обязательно принимают во внимание традиции и менталитет населения, состояние права, уровень и особенности развития гражданских институтов, что сейчас и происходит при формирования системы КСО в России.

В нашей стране, как известно, исторически сложилась нестандартная ситуация, и, естественно, она требует нестандартных решений. По оценкам экспертов Международной организации труда, около 25% россиян находятся за чертой бедности, и с этим нельзя не считаться, разрабатывая консолидированные предложения для Правительства. Ключевые участники рынка, говоря о теневом обороте драгоценностей, который существенно деформирует экономику России, не должны упускать из виду, что его поддерживает отсутствие источников к существованию, прежде всего, у людей, живущих за чертой бедности.[14]

Традиционно для рынка драгоценных металлов различают две основных области потребления, – ювелирное производство и розничный инвестиционный спрос. В отношении ювелирного производства в мире наблюдается тенденция, что страны с развитой ювелирной промышленностью потребляют все добываемое золото и даже часть металла импортируют. Сравнительный анализ представлен в таблице 3.1

Таблица 3.1 Производство и потребление золота

Страна

Производство золота, т.

Потребление золота, т.

Соотношение добычи и потребления, %

США

262

352,8

135 %

Китай

238

241

101 %

Россия (для сравнения)

173

58,3

33,6 %


По данным Российской государственной пробирной палаты при Минфине РФ в 2006 г. опробировано и заклеймено 37,16 млн. шт. ювелирных изделий, что в общей оценке чистого золота около 58,3 тонн. Однако по различным оценкам от 25 до 50 % заклейменных изделий составляет «серый» импорт из близлежащих стран, в которых имеются ювелирные производства, – Турция, Армения, Италия и т.п. Если принять указанные данные, то получится, что соотношение добычи и ювелирного потребления золота в России не превышает 16 %.

Причина указанной диспропорции заключается в наличии в России НДС, которым облагается оборот по реализации слитков золота ювелирным предприятиям. Практически во всем мире НДС при продаже слитков драгоценных металлов ювелирным предприятиям не взимается. (справедливости ради надо отметить, что в стране с наибольшим потреблением золота, Индии, размер НДС на данный вид операций составляет 1%). В этом кроется причина того, что стоимость сырья для отечественных ювелирных производств минимум на 18% дороже, чем для иностранных конкурентов. Отсутствие НДС на продажу слитков производителям ювелирных изделий привело к тому, что в мире успешно работают и развиваются ювелирные производства даже в странах с полным отсутствием собственной добычи драгметаллов.

3.2 Повышение ликвидности золота для реальных инвесторов


Одной из наиболее серьезных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие внутреннего рынка драгоценных металлов в России, является слабая ликвидность золота для реальных инвесторов (юридических и физических лиц). Это объясняется тем, что при продаже им банковских слитков и монет из драгоценных металлов взимается НДС, размер которого делает эту операцию экономически нерентабельной.

Развитию российского рынка золотых мерных слитков мешает практически полное отсутствие вторичного рынка золота. Тезаврацию в золотые мерные слитки в России тормозит наличие НДС, которым облагается оборот по реализации слитков золота населению. По различным данным в России за 2006 г. было реализовано 1-3 тонны золотых мерных слитков. При этом эксперты российского рынка драгметалла сходятся на том, что слитки покупаются в основном для подарков, либо мелкими частными ювелирами. Объем вложений в драгоценные металлы с целью тезаврации в России практически равны нулю.

В этом смысле показателен опыт Украины, в которой при покупке золотых слитков НДС уплачивать не нужно. Это обуславливает тот факт, что по данным украинских банков, объем продаж банковских металлов в Украине растет на 15 – 20% ежегодно. Причем вложения в ювелирные изделия не могут считаться полноценными средствами тезаврации. По мнению экспертов ювелирные изделия – всего лишь актив, который в кризисных ситуациях падает в цене, а их реализация в известной степени затрудняется ограниченным числом организаций, занимающихся скупкой лома драгметаллов, их жестокой ценовой политикой, характеризующейся покупкой ювелирных изделий фактически за полцены.

Поработав в течение некоторого времени с мерными слитками драгоценных металлов, российские банки пришли к выводу, что у населения до тех пор не возникнет серьезного интереса к инвестициям в драгоценные металлы и до тех пор золото не составит конкуренцию доллару в нашей стране, пока с продажи мерных слитков населению не будет снят НДС.

Во всем мире драгоценные металлы являются валютной ценностью аналогично свободно конвертируемым валютам и продаются и покупаются без дополнительного налогообложения. В нашей стране золото имеет как бы двойную сущность. С одной стороны, когда оно свободно продается старателями коммерческими банкам, на межбанковском рынке или ЦБ РФ и не покидает сертифицированных хранилищ, оно считается валютной ценностью и обращается без НДС. Но как только золото покидает сертифицированное хранилище, оно становится товаром и тут же облагается НДС. Складывается ситуация: если инвестор покупает слиток и хочет забрать его из банка, он должен заплатить за него на 20% больше стоимости слитка. Если же он захочет его продать, то банк купит его без НДС. Таким образом, инвестор теряет 20% стоимости слитка. Никакие положительные колебания цен на рынке не сделают эту операцию доходной для инвестора. Следовательно, пока с операций с мерными слитками не будет снят НДС, ни о какой дедолларизации нашей экономики не может быть и речи.

По мнению банковского сообщества, единственным выходом из создавшегося положения является внесение изменений в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, предусматривающих освобождение от уплаты НДС операций по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам и некредитным организациям.

Экономическими аргументами в пользу такого освобождения является увеличение сбора НДС с организаций ювелирной промышленности в результате увеличения объемов операций с драгоценными металлами, а также уплата этими организациями всей суммы НДС, полученного при продаже ювелирных изделий, без зачета НДС при покупке слитков, что позволит, как минимум, не снизить общую сумму НДС, поступающую в бюджет по таким операциям.

Необходимо отметить, что в 2006 г. Президентом РФ было предложено рассмотреть вопрос об освобождении от НДС операций по продаже слитков физическим лицам. Соответствующий законопроект был даже внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Однако в феврале 2007 г. Советом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации было принято решение перенести рассмотрение указанного законопроекта.

В целом, международная практика государственного регулирования рынка драгоценных металлов в слитках и монетах показывает, что операции с ними рассматриваются как операции с финансовыми активами, и максимально освобождены от налогов, в то время как налогообложению подлежат получаемые от этих операций инвестиционный доход и прибыль.

Отдельно необходимо рассмотреть вопросы функционирования рынка драгоценных камней в России. Проблема заключается в том, что практически самый главный нормативный акт в рассматриваемой сфере – федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»,- регулирует оборот очень различных в рыночном плане материалов, в силу чего по нормам не удается находить разумный компромисс, устраивающий как государство, так и основных участников рынка различных материалов.

Применительно к рынку драгоценных камней важно отметить, что концепция регулирования оборота драгоценных камней в данном законе выстроена исключительно под регулирование оборота алмазов, и полностью игнорирует специфику рыночного оборота цветных драгоценных камней (т.е. природные изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальные образования янтаря). В частности, в тексте закона слово «алмаз» встречается 18 раз, а наименования прочих драгоценных камней, упоминаются лишь однажды, и то только в их перечне. Вся последующая нормативная база, созданная во исполнение ФЗ, также подчеркивает назначение закона – лишь около 1% Указов и Постановлений хотя бы как-то затрагивает оборот цветных драгоценных камней.

В России легальный рынок всех цветных драгоценных камней ничтожно мал и составляет в денежном выражении менее 0,1% от реализации алмазов. Если добыча алмазов - в основном крупный бизнес, то добыча цветных драгоценных камней - во всем мире бизнес только малый. Оборот цветных драгоценных камней также отличается от оборота алмазов. Какого бы качества ни был алмаз, он все равно востребован рынком. Лишь лучшие образцы цветных камней можно причислять к драгоценным, образцы же низкого качества ювелирных камней тех же наименований, вообще ничего не стоят и не имеют на рынке никакой ликвидности. За исключением изумрудов и александритов, у нас в стране нет месторождений цветных драгоценных камней. Драгоценные камни остальных наименований являются привозными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.