Рефераты. Современное состояние и перспективы развития российского рынка драгоценных металлов

Достаточно свободным рыночным режимом пользуются также инвесторы, или тезавраторы, вкладывающие свои денежные средства в специфические материальные ценности - золотые слитки и монеты. Любой из них, будь то юридическое или физическое лицо, резидент или нерезидент, вправе приобрести в уполномоченных банках в принципе любое количество золота в слитках или монетах, хранить их у себя или поместить в банк: на ответственное хранение или на металлический счет в депозит, по которому можно также совершать сделки купли-продажи металла. Единственное, что запрещено инвесторам, - это совершать операции с золотом помимо уполномоченных банков, а также вывозить принадлежащие им золотые слитки и монеты за границу.

Напротив, другие субъекты российского рынка золота по сравнению с банками и инвесторами пользуются меньшей свободой действий. Предприятия - производители металла, «освобожденные» в рамках рыночной экономики от государственной поддержки, в то же время ограничены в самостоятельности при сбыте своей продукции. Во-первых, они не могут торговать друг с другом минеральным и вторичным сырьем, а также готовой продукцией в виде слитков. Во-вторых, государству в лице Гохрана, а также фондам некоторых субъектов Федерации принадлежит привилегия первоочередных закупок, так что новый металл может поступить на рынок лишь после выполнения обязательств перед названными государственными структурами.

Предприятия - промышленные потребители, производящие ювелирные и иные бытовые изделия, а также продукцию производственно-технического назначения с использованием золота, в отличие от прежнего централизованного обеспечения из Госфонда, теперь должны приобретать необходимое исходное сырье в децентрализованном порядке на рынке, но тоже в ограниченных рамках. Золото в слитках можно покупать только у коммерческих банков, тогда как полуфабрикаты (лента, пластины, проволока и пр.), если они заказываются на стороне, должны быть изготовлены из слитков, также приобретенных у банков.

Вышеизложенное позволяет сформулировать достаточно осторожный вывод о том, что упразднение государственной монополии и перевод торговли золотом на рыночную основу не принесло заметной реальной пользы практически всем участникам рынка драгоценных металлов, строившегося исходя из т.н. «принципов частной собственности на слитки, свободы ценообразования, допущения к операциям с внешним миром негосударственных структур».

3. Перспективы развития российского рынка драгоценных металлов


3.1 Либерализация Российского рынка драгоценных металлов


Вопросы либерализации российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных, технических, медицинских и других изделий, а также соединений и сплавов из них и связанных с ними услуг находятся в центре внимания специалистов алмазно-бриллиантовой и золотоплатиновой отраслей уже давно. Принятие базового закона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в 1998 г. позволило сделать начальные шаги в этом магистральном направлении. В частности, запасы золота в недрах были исключены из списка сведений, относящихся к государственной тайне, производителям был облегчен порядок экспорта золота и золотосодержащих продуктов.[12]

К сожалению, на практике либерализация рынка затянулась, в том числе по причине внутренних конкурентных противоречий в отрасли. До настоящего времени ключевым производителям драгоценных товаров и услуг в России пока не удалось найти такого согласованного подхода, который предоставлял бы им всем не одинаковые, а равные права не только с иностранными участниками, но и между собой.

В результате разрозненных обращений подотраслей или отдельных корпораций государственные органы нередко принимают директивные решения, которые помогают в работе на мировом рынке одним производителям, но в то же время наносят серьезный экономический ущерб другим. Убытки несут все – и производители, и потребители, и, естественно, государство, которое не получает своей доли в виде налогов и пошлин от отечественного производства или от интеллектуальной собственности, когда речь идет о высокотехнологичных, наукоемких услугах.

Среди задач либерализации рыночных отношений в этой ранее секретной отрасли выделяются, прежде всего, упразднение рудиментов административно-командной экономики – государственных ограничений, мешающих развитию прозрачности российского рынка драгоценных товаров и услуг, отмене запретов на экспорт, снижению налогов и таможенных пошлин и т.д. Чтобы государство более не препятствовало свободной конкуренции, диверсификации производства и продаж, чтобы поощрялся малый бизнес, заполняющий рыночные ниши, словом, чтобы рынок стал более свободным для производителей и потребителей с учетом их общих интересов и интересов государства. Надо признать, что эти задачи остаются актуальными и сегодня.

В целом российский рынок драгоценных товаров и услуг продолжает оставаться одним из самых архаичных в России, сохраняя основы, заложенные в советское время. Этот рынок является практически единственным во внешнеторговой сфере (за исключением экспорта вооружений), где невозможно прямое заключение контрактов между продавцом и потребителем продукции. Сохранение государственной монополии на внешнеторговые операции создает предпосылки настороженного отношения зарубежных потребителей и инвесторов к России из-за непредсказуемости поставок. Причиной этого являются нестыковки в правово-нормативной базе, многочисленные бюрократические преграды, с которыми связано осуществление внешнеторговых операций. По мнению большинства участников российского рынка драгоценных товаров и услуг, темпы его либерализации могут и должны быть ускорены.

Надо исходить из того, что достойное место в мировой экономике может занять лишь отрасль, которая опирается на прочные позиции в экономике своей страны. Российская алмазно-бриллиантовая и золотоплатиновая отрасль и сегодня имеет немалый ресурс для успешного развития в соответствии с программой экономики свободного предпринимательства, это:

·          компьютерная огранка алмазов и реализация на мировом рынке бриллиантов;

·          производство драгоценных металлов из лома и отходов с применением новых наукоемких технологий;

·          выпуск соответствующих международным стандартам автомобильных катализаторов на платиновой основе;

·          использование уникальных отечественных технологий для переработки давальческого зарубежного сырья и ряд других.

На этих направлениях российские предприятия наиболее конкурентоспособны, имеют востребованную перспективу на мировом рынке и пользуются поддержкой многих зарубежных партнеров. И если придерживаться установок, согласованных в 2007 и 2008 годах на саммитах ведущих экономических держав, то условия ВТО ничем особенным не угрожают отрасли. Конечно, если вести цивилизованный бизнес в цивилизованных условиях, т.е. учитывать, что в данном случае это уже не просто бизнес, но и экология, и кадры, и наука, и образование, и культура.[13]

С этим сейчас на самом деле считаются крупнейшие субъекты национального рынка драгоценных товаров и услуг: они на слуху и в стране и за рубежом, и они, действительно, вполне готовы к встрече с ВТО. Более того, в отрасли сейчас выделяется ряд лидирующих объединений, воспринимающих свой бизнес как социальную силу с определенными интересами и соответственно готовых к консолидированным действиям. К ним в первую очередь надо отнести ассоциацию “Гильдия ювелиров России" с ее концепцией взаимодействия бизнеса и общества, призванной создать российским ювелирам положительную репутацию в обществе, работая на его стабильность. Ювелиры стремятся связать свою деятельность со стратегическими целями бюджетной политики на 2008 год и на среднесрочную перспективу, которые поставлены в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию. Здесь возможны программы, в рамках которых могли бы объединить усилия участники ювелирного бизнеса, инвестиционные фонды, банки, государственные структуры.

Недавно проведенный Второй Конгресс ювелиров показал, что они готовы к диалогу в целях поиска новых возможностей государственного регулирования, способствующего новому подъему отрасли и российского общества. Они уже готовы предложить большой общенациональный проект на государственном уровне, привлекательный для всей страны.

Речь идет о совместном проекте “власть – бизнес – общество", позволяющем эффективно развивать ювелирный бизнес, увеличивать поступление налогов, создавать новые рабочие места, поддерживать науку и образование, наконец, избавиться от ежегодного прироста объема контрабандных и незаконно произведенных ювелирных изделий. По последним оценкам экспертов, только контрабандная продукция удерживает за собой от 30 до 60% объема рынка.

Ювелиры уже не раз высказывали тревогу по поводу того, что рынок наводняют имитации и подделки, подрывающие имидж российских ювелирных изделий. В порядке противодействия в их предложениях намечено внедрение в России международных стандартов и создание стандартов Ассоциации, предусматривающих сертификацию бриллиантов, формирование стандартов этичного поведения на рынке, выработку критериев соответствия российских ювелирных магазинов и обслуживания покупателей.

Некоторые предложения ювелиров в области законодательства, интеллектуального и технологического обеспечения, отраслевых стандартов опубликованы и сейчас активно обсуждаются деловым сообществом отрасли. Предусмотрены оснащенность ювелирных предприятий современным производственным и торговым оборудованием, развитие инновационного рынка, обеспечения ювелирных предприятий высокопрофессиональными кадрами. При этом учитывается, что ювелирное производство богато национальными традициями, своими мастерами-ювелирами и авторами-дизайнерами, является носителем великой культуры, и это бесценное достояние следует сохранять, развивать и передавать молодому поколению.

Амбициозные планы российских ювелиров открывают им реальную возможность стать вполне конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, о чем свидетельствует динамика их развития. Если в 1999 г. они потребляли 17 тонн золота, то в 2006 г. – это уже 50 тонн плюс намерение довести их до 150 тонн. В 1966 г. на ювелирном рынке России легальный объем розницы превысил 3,6 млрд.долл. (причем половина пришлась на ювелирные изделия с бриллиантами) и продолжает расти (к сожалению, растет и нелегальный). По данным Ассоциации, российских ювелиров уже насчитывается 170 тыс., а скоро, полагают, будет и 200 тысяч, причем 60% приходится на малый бизнес. А это новые рабочие места, новые поступления в бюджет государства и, главное, новый взгляд на бизнес.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.