Рефераты. Сделки с ценными бумагами

С 1994 года начался выпуск векселей предприятиями, которые расплачивались ими за электроэнергию, воду, газ, железнодорожные перевозки. Широкое распространение получили схемы взаиморасчётов с помощью корпоративных векселей, что существенно снизило потребность в деньгах. По данным Министерства экономики в 1995 году предприятия осуществили платежи векселями на сумму 1400 триллионов рублей.

С целью регулирования деятельности на вексельном рынке в 1996 году при участии Банка России создаётся профессиональная организация, регулирующая вексельный рынок, - Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР). Согласно Уставу АУВЕР – негосударственная некоммерческая организация участников вексельного рынка, основанная на принципах добровольности, равноправия, свободного волеизъявления и общности интересов своих членов. АУВЕР призван обеспечивать условия деятельности участников вексельного рынка, разрабатывать стандарты и правила вексельного обращения и контролировать их исполнение. Целью АУВЕР также является создание технологической инфраструктуры вексельного рынка и внедрение прогрессивных технологий на вексельном рынке; осуществление профессиональной подготовки лиц – участников вексельного обращения, проведение сбора, анализа, раскрытия информации о рынке векселей и его участниках, проведение экспертизы вексельных проектов.[4]

В ноябре 1990 года были учреждены Московская международная фондовая биржа (ММФБ) и Московская центральная фондовая биржа (МЦФБ). После образовались Ленинградская (Санкт-Петербургская), Сибирская, Балтийская, Нижегородская, Российская и другие биржи.

В 1992 году была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации, куда вошли представители фондовых бирж, Центрального банка, Министерства финансов, Антимонопольного комитета, Российского фонда госимущества и другие представители. Фондовые биржи начали формировать органы своего саморегулирования, первым из которых стала Федерация фондовых бирж.

Таким образом, развитие рынка ценных бумаг в нашей стране началось с восемнадцатого века и продолжается в настоящее время. В период СССР рынок ценных бумаг приостановил своё развитие, став государственным. Происходило обращение только лишь государственных ценных бумаг. В результате своей непривлекательности рынок не вызывал интереса у инвесторов, поэтому практиковались принудительные займы. При переходе к рыночной экономике уже в Российской Федерации начался новый этап развития рынка ценных бумаг. К обращению было представлено всё многообразие видов ценных бумаг, рынок стал намного эффективнее.


1.3 Ценные бумаги – объект гражданских правоотношений


Ценные бумаги являются объектом гражданских прав. В Гражданском кодексе Российской Федерации даётся определение ценной бумаги, перечислены виды и требования к ценной бумаге. Также в нём указываются субъекты прав, условия передачи прав по ценной бумаге и исполнение по ценной бумаге.

Являясь объектом гражданских прав, ценные бумаги могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Конституцией РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Право собственности на ценные бумаги защищено согласно Конституции РФ.[5]

Юридический подход к определению ценной бумаги, данному в Гражданском кодексе РФ, абсолютно преобладает не только в юридической, но и в экономической литературе. В качестве примера можно сослаться на действовавшее в течение нескольких лет «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» (1991 года), в котором ценные бумаги определяются как «денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ». Здесь видно то, что в основе ценной бумаги лежит, как правило, тот или иной хозяйственный, юридический договор. Так, например, основу облигаций или банковских сертификатов составляет договор займа, основу варранта – договор хранения, основу опциона или фьючерса – договор поставки, основу коносамента – договор морской перевозки.

Возвращаясь к определению ценной бумаги, закреплённому в Гражданском кодексе РФ, выделим юридические требования к ценной бумаге. Во-первых, она существует только в форме строгих документов, которые могут быть разными: контракт, банковская сберегательная книжка, складская расписка, сертификат. Во-вторых, не каждый из таких документов может быть ценной бумагой, так как для этого необходимо соблюдение ряда условий. Одним из условий является соблюдение установленной формы удостоверения соответствующих прав. Другое условие – государственная регистрация и лицензирование.

Существуют также и другие требования к ценным бумагам и их бланкам, технические: определённый формат, чёткость изображения, размер полей, качество бумаги, способ печатания, расположение определённых реквизитов, степень защиты бланков от подделки и другое.

Одним из главных элементов в системе юридических характеристик ценной бумаги является наличие в ней обязательных реквизитов. Сюда входит название ценной бумаги (например, акция или облигация), серия, номер, наименование эмитента и держателя ценной бумаги, её номинальная (лицевая) стоимость и другие имущественно-обязательственные условия, дата передачи прав, связанных с ценной бумагой. Ценная бумага перестаёт быть таковой при отсутствии обязательных реквизитов или при несоответствии её установленной формы.

У ценных бумаг, определяемых как документ, существует один общий признак – необходимость их предъявления для реализации выраженных в них прав. Для владельцев бездокументарных ценных бумаг законодательством предусмотрена выдача документа, свидетельствующего о закреплённом праве.

В настоящее время существует своеобразная процедура перехода права собственности по ценным бумагам. Переход права собственности по именным эмиссионным ценным бумагам сопровождается обязательной идентификацией владельца, при этом информация о владельцах должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг. Переход прав, закреплённых именной эмиссионной ценной бумагой, должен сопровождаться уведомлением держателя реестра, или депозитария, или номинального держателя ценных бумаг.

Осуществление прав по именным документарным эмиссионным ценным бумагам производится по предъявлении владельцем, либо его доверенным лицом сертификатов этих ценных бумаг эмитенту. При этом в случае наличия сертификатов таких ценных бумаг у владельца необходимо совпадение имени (наименования) владельца, указанного в сертификате, с именем (наименованием) владельца в реестре.

По эмиссионным ценным бумагам на предъявителя переход и закрепление прав на них не требует идентификации владельца. Это положение подтверждено тем, что права, закреплённые эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу. Осуществление прав по предъявительским эмиссионным ценным бумагам производится по факту предъявления их владельцем, либо его доверенным лицом.

В случае хранения сертификатов документарных эмиссионных ценных бумаг в депозитариях права, закреплённые ценными бумагами, осуществляются на основании предъявленных этими депозитариями сертификатов по поручению, предоставляемому депозитарными договорами владельцев с приложением списка этих владельцев.

Осуществление прав по именным бездокументарным эмиссионным ценным бумагам производится эмитентом в отношении лиц, указанных в системе ведения реестра.

Законом, явившимся значительным шагом с точки зрения развития законодательства о ценных бумагах и совершенствования регулирования деятельности на фондовом рынке стал Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года. Этот закон регламентирует деятельность отдельных профессиональных участников рынка и вопросы регулирования рынка; определяет полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) России, её региональных отделений и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка; регулирует процедуру выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций), работу фондовых бирж, информационное обеспечение рынка ценных бумаг, требования к рекламе, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает государственное регулирование, регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг (саморегулирование рынка) и общественное регулирование (через общественное мнение).

Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надёжности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учётом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту. В связи с этим задачами государства являются: разработка идеологии и законодательной базы работы рынка; концентрация финансовых ресурсов (государственных и частных) для достижения определённых целей; установление «правил игры» для участников рынка; контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка для его профессионалов и их клиентов; создание системы информации о состоянии рынка и обеспечению её открытости для инвесторов; формирование системы страхования; предотвращение негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного); недопущение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг.[6]

Регулирование рынка ценных бумаг направлено на: поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций; обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения; создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается; формирование новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений; достижение каких-либо общественных результатов (повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и тому подобное).

Регулирующая роль государства осуществляется через фискальную политику и кредитно-денежную политику. Фискальная политика государства (политика государственных расходов и налогов) изменяет уровень равновесия дохода. При этом повышение налогов приводит к понижению чистого дохода населения. Сокращение доходов приводит к сокращению потребительских расходов, сбережений и в конечном итоге инвестиций, осуществляемых населением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.