Выявлен ущерб для бюджетной системы Российской Федерации на сумму 26,6 млрд. рублей и 6,6 млн. долларов США, в том числе для федерального бюджета – на сумму 26,1 млрд. рублей и 6,6 млн. долларов США, нецелевое использование средств – на сумму 19,1 млн. рублей и иные финансовые нарушения – на сумму 1,4 млрд. рублей.
В ходе проверок принимались меры по устранению выявленных нарушений и возмещению потерь, понесенных федеральным бюджетом. В период проверок и во исполнение представлений Счетной палаты в федеральный бюджет возмещены денежные средства в размере 169,1 млн. рублей. Кроме того, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в 2004 году перечислены в доход федерального бюджета таможенные платежи на сумму 21,3 млрд. рублей, не перечисленные в федеральный бюджет в 2003 году.
Анализ хода исполнения федерального бюджета, материалы тематических проверок, экспертиза налогового, таможенного и бюджетного законодательства и практики его применения показывают, что в 2004 году важнейшее значение для формирования доходов бюджета имели меры по совершенствованию системы налогообложения, повышению эффективности налогового администрирования. Значительную роль в увеличении налоговых поступлений сыграли внесенные в законодательство изменения, направленные на устранение возможности уклонения от уплаты налогов, в том числе путем использования зон со льготным налогообложением. Вместе с тем некоторые меры имели половинчатый характер, они не решили ряда принципиальных проблем налогообложения, а также конкретных вопросов уплаты отдельных налогов. В законодательстве сохраняются серьезные недостатки, позволяющие минимизировать налоговую базу и уклоняться от уплаты налогов.
На основе экспертизы налогового, таможенного и бюджетного законодательства, анализа практики его применения были подготовлены комплексные предложения по совершенствованию законодательства, которые направлены в Совет Федерации, Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.
Контроль за государственным долгом, Центральным банком Российской Федерации, финансово-кредитными учреждениями и финансовыми рынками осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты С. О. Шохина. В отчетном году по данному направлению деятельности Счетной палаты проведено 42 контрольных и 7 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 15 с участием других направлений деятельности Счетной палаты, проверено 52 объекта, оформлено 116 актов.
В результате контрольных мероприятий в 2004 году были выявлены:
потери федерального бюджета в сумме 2 614,5 млн. рублей, а также бюджета Тверской области в сумме 515,5 млн. рублей;
иные финансовые нарушения в ходе проверок бюджетов субъектов Российской Федерации на сумму 50,5 млн. рублей.
Суммы возмещения бюджетам субъектов Российской Федерации составили за отчетный период – 10,4 млн. рублей, за прошлые годы – 1,8 млн. рублей.
Кроме того, в ходе подготовки заключения об обоснованности проекта федерального бюджета на 2005 год были выявлены резервы, позволяющие сократить расходы федерального бюджета на обслуживание государственного внешнего долга, на сумму 10 000,0 млн. рублей:
на 7 800,0 млн. рублей – за счет перерасчета сумм расходов на обслуживание государственного внешнего долга на основе соотношения курса евро к доллару США, примененного в расчетах проектируемых расходов на обслуживание долга;
на 2 200,0 млн. рублей – за счет уточнения расчетов по расходам на обслуживание еврооблигаций.
На основании предложений Счетной палаты депутатами Государственной Думы в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» в процессе его рассмотрения и утверждения внесены поправки, уменьшающие расходы на обслуживание государственного внешнего долга на 10 000,0 млн. рублей (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 декабря 2004 г. № 1280-IV ГД). Полученная экономия бюджетных средств была направлена на увеличение расходов по разделам «Национальная оборона», «Охрана окружающей среды» и «Межбюджетные трансферты».
Таким образом, предотвращено завышение расходов на обслуживание государственного внешнего долга при формировании федерального бюджета на 2005 год на сумму 7 800,0 млн. рублей, а также скорректировано допущенное превышение указанных расходов на сумму 2 200,0 млн. рублей.
Контроль расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты А. А. Пискунова. В отчетном году по данному направлению деятельности Счетной палаты проведено 19 контрольных и 3 экспертно-аналитических мероприятия, которыми было охвачено 114 объектов. Общая сумма финансовых нарушений, выявленных в 2004 году в сфере национальной обороны, составила 11 565,2 млн. рублей, нецелевое использование государственных средств оценивается в сумме 119,8 млн. рублей. Возмещено в федеральный бюджет 46,2 млн. рублей, в том числе 34,1 млн. рублей, использованных не по целевому назначению.
Материалы проведенных контрольных мероприятий свидетельствуют о сохранении значительных недостатков в процессе формирования и исполнения расходов на национальную оборону.
Продолжают сохраняться несбалансированность мероприятий военного строительства по ресурсоемкости и ресурсообеспеченности, недостаточная увязка затрат и результатов, в том числе между различными ведомствами при выполнении НИОКР.
Сложившаяся система контрактации закупок продукции и услуг военного назначения не в полной мере соответствует современным правовым и экономическим реалиям отношений хозяйствующих субъектов, что не обеспечивает эффективного расходования бюджетных средств.
Эффективность реализации проводимых Минобороны России мероприятий, в том числе в части выполнения государственного оборонного заказа, значительно снижалась из-за неточности прогноза темпов роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на этапе формирования федерального бюджета.
Не улучшаются качественные характеристики боевой подготовки. В отчетном периоде не удалось преодолеть наметившуюся в последние годы тенденцию снижения численности классных специалистов в войсках.
Минобороны России по-прежнему несет значительные издержки вследствие массового увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации молодых офицеров, неудовлетворенных уровнем социальной защиты и условиями службы, особенно в части обеспечения указанных лиц служебным жильем.
Продолжают иметь место факты несбалансированности и несогласованности централизованных, окружных и флотских поставок материально-технических средств по объемам и номенклатуре, что приводит к неравномерному выполнению государственного оборонного заказа, созданию запасов отдельных видов ресурсов в размерах, не соответствующих нормативной потребности.
На ресурсообеспеченность отдельных направлений деятельности Минобороны России негативно влияли неэффективные расходы, связанные с содержанием избыточной инфраструктуры (земля, недвижимое и движимое имущество).
Контроль расходов федерального бюджета на науку, образование, здравоохранение и за бюджетом Федерального фонда обязательного медицинского страхования в январе-апреле 2004 года осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты Ю.М.Воронина, в мае-декабре 2004 года под руководством аудитора Счетной палаты В. П. Горегляда. В отчетном году по данному направлению деятельности Счетной палаты проведено 22 контрольных и 4 экспертно-аналитических мероприятия на 44 объектах. Проверками выявлено нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 43,8 млн. рублей, иные финансовые нарушения – в сумме 643,3 млн. рублей, возвращено в бюджет по результатам контрольных мероприятий 45,5 млн. рублей.
Приоритетом в деятельности направления в 2004 году являлся контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных и внебюджетных средств субъектами ведомственной структуры расходов федерального бюджета, а также аудит эффективности расходования государственных средств в отраслях социальной сферы и науки.
Отчет 1-го этапа аудита эффективности использования государственных средств на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с требованиями статьи 41 Конституции Российской Федерации, а также методика и типовая программа его проведения были утверждены Коллегией Счетной палаты.
В последние месяцы 2004 года велась активная подготовка к проведению аудита эффективности использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников в интересах интеграции образования и научной деятельности, развития крупных научно-образовательных центров. Проведено предварительное изучение в РАН и РАО эффективности использования государственных средств, направляемых на развитие интеграционных процессов, а также проблем и рисков в интеграционной деятельности.
По актуальным и значимым вопросам на основе проведенных контрольных мероприятий готовились аналитические доклады и записки. Так, в Совет Федерации, Государственную Думу и Правительство Российской Федерации направлена записка об эффективности расходов по созданию единого образовательного пространства на территории ближнего зарубежья.
По результатам проделанной работы были подготовлены и направлены в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, соответствующие федеральные органы государственной власти предложения по совершенствованию законодательства в части формирования и исполнения федерального бюджета, устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию превентивных мер по их недопущению в будущем.
Контроль взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты С. Н. Рябухина. В отчетном году по данному направлению деятельности Счетной палаты проведено 46 контрольных и 6 экспертно-аналитических мероприятий, из них 6 – по постановлениям Государственной Думы.
Контрольные мероприятия проводились в 6 республиках, 1 крае, 10 областях, 4 автономных округах, 8 ЗАТО, 2 городах (Москва и Байконур (Республика Казахстан). По результатам контрольных мероприятий в 2004 году направлено 52 представления. Проверками выявлено нецелевое использование средств в сумме 1 326 млн. рублей, из них средств федерального бюджета – 566,2 млн. рублей. По результатам четырех проверок документы направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Возвращено в федеральный бюджет 86,2 млн. рублей, в бюджеты субъектов Российской Федерации – 50,9 млн. рублей.
Проверками были охвачены все виды финансовой помощи регионам: использование средств федерального бюджета, выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонда компенсаций, Фонда софинансирования, на реализацию федеральных целевых программ, бюджетам ЗАТО, городу Москве на выполнение федеральных полномочий по сбору и утилизации радиоактивных отходов в Центральном регионе, городу Байконуру (Республика Казахстан) на содержание объектов инфраструктуры, связанных с арендой космодрома Байконур. Кроме того, при проведении контрольных мероприятий в регионах проверялись отдельные вопросы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (высокодотационных и по различным поручениям, запросам и обращениям).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10