Рефераты. Счетная палата как орган, осуществляющий высший финансовый контроль в Российской Федерации

В целях подготовки Заключения Счетной палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2003 год проведены 262 проверки в министерствах, ведомствах, организациях – главных распорядителях средств федерального бюджета и иных участниках бюджетного процесса. По результатам этих контрольных мероприятий составлено 273 акта.

Осуществлена проверка Минфина России как федерального органа исполнительной власти, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации ответственного за составление и исполнение федерального бюджета, обладающего бюджетными полномочиями и несущего ответственность за бюджетный процесс, как главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджетного учреждения, субъекта ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2003 год.


Проведена проверка соответствия организации исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Проведены проверки исполнения бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год.

По итогам осуществленного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий подготовлены и в установленные законодательством Российской Федерации сроки направлены в Совет Федерации и Государственную Думу заключения по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2003 год.

В Заключении Счетной палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2003 год отмечалось следующее.

По результатам проверок Счетной палаты доходы федерального бюджета составили 2 586 191, 2 млн. рублей, что соответствует отчету Правительства Российской Федерации, расходы федерального бюджета – 2 358 725 млн. рублей, что на 178,7 млн. рублей больше, чем отражено в отчете Правительства Российской Федерации. Превышение доходов над расходами составило 227 466,2 млн. рублей, что на 178,7 млн. рублей меньше, чем отражено в отчете Правительства Российской Федерации.

В соответствии с представленными Минфином России документами указанные несоответствия устранены в 2004 году путем внесения исправительных записей в бухгалтерскую отчетность.



Несмотря на то, что в ноябре 2003 года в первоначально утвержденный федеральный бюджет на 2003 год были внесены существенные изменения, в том числе уточнена значительная часть доходов и расходов федерального бюджета, установлено, что недопоступление в 2003 году отдельных налоговых и неналоговых доходов по сравнению с законодательно утвержденными показателями составило 20,3 млрд. рублей, ниже 100 % исполнены законодательно установленные непроцентные расходы по 13 из 24 разделов функциональной классификации, по 48 из 94 главных распорядителей средств федерального бюджета, не исполнены непроцентные расходы, установленные уточненной бюджетной росписью, по 16 разделам и 65 главным распорядителям.

В отчете Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2003 год по отдельным видам доходов включены поступления 2002 года, доходы, источником которых являются налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, не были показаны объемы зачетов в уплату этого налога.

Установлены факты неправильной классификации доходов федерального бюджета, неперечисления в доход федерального бюджета денежных средств, уплаченных крупными плательщиками, использующими централизованный порядок уплаты таможенных платежей, по оформленным грузовым таможенным декларациям, расхождения методологического порядка в учете операций по погашению государственного внешнего долга товарными поставками.

В Заключении Счетной палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2003 год отмечены факторы, негативно влияющие на поступление налоговых доходов: несовершенство законодательных норм и механизмов уплаты ряда налогов; отсутствие эффективной системы управления государственными активами; отдельные недостатки и нарушения в организации исполнения закона о бюджете и осуществлении внесения изменений в сводную бюджетную роспись; сохраняющаяся неравномерность расходования средств федерального бюджета, рост остатков средств федерального бюджета на лицевых счетах бюджетополучателей к концу года; наличие значительной дебиторской и кредиторской задолженностей бюджетополучателей; рост доходов от предпринимательской деятельности, безвозмездных перечислений и целевых средств.

В ходе контрольных мероприятий установлены 234 факта нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 617,9 млн. рублей, допущенных 27 главными распорядителями средств федерального бюджета, 15 субъектами Российской Федерации и 1 ЗАТО, а также другие нарушения и ошибки на сумму 13,1 млрд. рублей.

Установлены факты расходования средств федерального бюджета, не предусмотренные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год», финансирования расходов федерального бюджета сверх уточненной бюджетной росписи, предоставления средств федерального бюджета на государственные инвестиции с нарушением бюджетного законодательства.

В Заключении Счетной палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2003 год отмечено, что в ходе исполнения федерального бюджета за 2003 год были выявлены факты нарушений 30 статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, других законодательных актов Российской Федерации. Нарушались нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и других законодательных актов Российской Федерации.

Из 153 статей Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» (с изменениями и дополнениями) не полностью исполнены отдельные нормы 51 статьи (33,3 % общего количества), не исполнены нормы 9 статей (5,9 %).

Для устранения выявленных нарушений и принятия иных мер направлены информационное письмо Председателю Правительства Российской Федерации и представления Министру финансов Российской Федерации, руководителям других федеральных органов исполнительной власти.

В Заключении Счетной палаты по отчету об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2003 год отмечалось: в 2003 году Банком России не был согласован вопрос об открытии отдельных банковских счетов для зачисления средств страховых взносов на накопительную часть пенсии; по состоянию на 1 января 2004 года имелась задолженность федерального бюджета перед Пенсионным фондом Российской Федерации по перечислению средств ЕСН; не приняты меры по взысканию пенсионных средств, использованных не по целевому назначению рядом территориальных органов Минтруда России; нарушалось законодательство Российской Федерации в части размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд, бухгалтерский учет и отчетность по исполнению бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не приведены в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

В Заключении Счетной палаты по отчету об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год обращено внимание на то, что из утвержденных бюджетом Фонда сумм, выделенных на санаторно-курортное лечение и долечивание после стационара, Фондом распределено и доведено до отделений лишь 63,4 % средств, при этом по 20 субъектам Российской Федерации доведенные средства использованы от 3 до 70 %.

В Заключении Счетной палаты по отчету об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2003 год отмечено, что в ходе исполнения бюджета Фонда допущено нецелевое использование средств на сумму 8,8 млн. рублей, а также неэффективное использование средств на сумму 398,7 млн. рублей.

По результатам проверок государственных внебюджетных фондов для устранения выявленных нарушений направлены представления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и информационное письмо Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Меры, принятые в 2004 году по результатам предварительного, оперативного и последующего контроля

Информация о результатах комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных Счетной палатой в 2004 году в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, своевременно направлялась в Совет Федерации и Государственную Думу.

Заключения Счетной палаты на проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2005 год, а также по отчетам Правительства РФ об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2003 год активно обсуждались в комитетах и комиссиях, на пленарных заседаниях палат Федерального Собрания РФ в ходе рассмотрения соответствующих законопроектов.

Складывающаяся в последние годы система рассмотрения важнейших результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых Счетной палатой в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ, Минфином России, другими министерствами и ведомствами – участниками бюджетного процесса позволяет более активно решать назревшие проблемы дальнейшего совершенствования бюджетной системы и бюджетного процесса, предотвращать и более оперативно устранять нарушения и недостатки в использовании государственных средств.

В ходе рассмотрения законопроекта о бюджете на 2005 год в Государственной Думе были учтены многие предложения Счетной палаты: в тексте законопроекта зафиксированы параметры прогнозируемых на 2005 год исходных макроэкономических показателей; сокращены бюджетные расходы на обслуживание государственного долга; увеличены объемы финансирования сельского хозяйства; увеличены объемы финансирования расходов на служебное жилье для военнослужащих; увеличены объемы финансирования межбюджетных трансфертов, федеральных программ развития регионов. Обоснованность оценок, выводов и предложений Счетной палаты по указанному законопроекту подтвердило внесение в ноябре 2004 года в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» существенных изменений и дополнений.

Предложения Счетной палаты о необходимости перехода к среднесрочному программно-целевому бюджетному планированию нашли отражение в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 – 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.