Рефераты. Счетная палата как орган, осуществляющий высший финансовый контроль в Российской Федерации

Проведенные контрольные мероприятия позволили сделать следующие выводы.

В целях дальнейшего повышения эффективности финансовой помощи субъектам Российской Федерации при формировании межбюджетных отношений необходимо разработать систему индикаторов и критериев результативности бюджетных расходов (на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации), позволяющих обеспечить прозрачность и повышение эффективности бюджетных расходов в процессе укрупнения статей бюджетной классификации.

Полноценное решение задач в области межбюджетных отношений можно обеспечить только при условии соответствия бюджетной политики базовому принципу бюджетного федерализма, предполагающего, помимо четкого разграничения бюджетных полномочий, соответствующее разделение расходов и доходов между бюджетами всех уровней.

Обеспечение деятельности Счетной палаты в 2004 году по информированию общественности, взаимодействию с органами государственной власти и международными организациями

Информирование общественности

Во исполнение статей 3 и 33 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата рассматривала активную информационную политику в качестве одного из принципиальных направлений своей деятельности в отчетном периоде.

Сутью этой работы было информирование общества об участии Счетной палаты как органа государственного финансового контроля новой, демократической России в деятельности по укреплению российской государственности и дальнейшему оздоровлению экономики и финансов страны.



Информационное присутствие Счетной палаты в СМИ в 2004 году возросло на 29 %. Всего в СМИ вышло в свет около 10,8 тыс. материалов, посвященных деятельности Счетной палаты. На телевидении было показано около 540 сюжетов (на 80 % больше, чем в 2003 году), более 250 сообщений прозвучало по радио (рост – 80 %), свыше 3100 статей опубликовано в центральной и региональной печати (рост – 16 %), примерно 890 материалов вышло в интернет-изданиях (рост – 5 %). Российские информагентства выпустили около 6 тыс. оригинальных сообщений о деятельности Счетной палаты (рост – 39 %).

На веб-сайте Счетной палаты размещено около 650 документов о ее деятельности. Открыт раздел «Счетной палате России – 10 лет». Регулярно обновлялись существующие разделы. За год сайт посетило более 278 тыс. пользователей, что на 22 % больше, чем в 2003 году.

В СМИ направлено около 300 пресс-релизов. Подготовлено 30 телесюжетов, продемонстрированных по телевидению.

Взаимодействие с федеральными органами государственной власти

В отчетном периоде повысилась эффективность взаимодействия Счетной палаты с комитетами и комиссиями Федерального Собрания Российской Федерации, Комиссией Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой и подкомитета по финансовому контролю, бухгалтерскому учету, аудиту и взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.

В целях совершенствования организации контрольной работы осуществлялось постоянное взаимодействие с Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Проведены рабочие встречи руководства Счетной палаты с руководящими работниками Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Счетной палатой по согласованию с названными правоохранительными и контрольными органами рассмотрены планы проведения совместных контрольно-проверочных мероприятий по объектам, представляющим взаимный интерес.

По результатам контрольно-ревизионной деятельности в указанном периоде в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, иные правоохранительные органы направлено 130 материалов, по которым возбуждено 299 уголовных дел.

Международное сотрудничество

Усилия Счетной палаты в 2004 году были сосредоточены на дальнейшем повышении эффективности и результативности двустороннего и многостороннего международного сотрудничества с высшими органами государственного финансового контроля иностранных государств.

В отчетном периоде Счетной палатой заключено 9 соглашений с зарубежными высшими органами финансового контроля о двустороннем сотрудничестве в области государственного финансового контроля.

Она принимала активное участие в работе 4 международных организаций. Председатель Счетной палаты является Президентом Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ).

Большой международный резонанс вызвала известная инициатива Счетной палаты о создании рабочей группы ИНТОСАИ по борьбе с международным отмыванием денег.

При активном содействии со стороны Счетной палаты было положено начало взаимодействию между ЕВРОСАИ и организацией высших органов финансового контроля арабских стран (АРАБОСАИ).

В рамках плана деятельности ЕВРОСАИ Счетной палатой подготовлен сборник «Состояние и перспективы развития финансового контроля в Европе», в который вошли статьи руководителей ВОФК – членов ЕВРОСАИ. Сборник будет представлен на очередном VI конгрессе ЕВРОСАИ в Бонне в мае 2005 года.

Особое место в системе международных связей занимает сотрудничество со странами СНГ в рамках деятельности Совета руководителей ВОФК государств – участников СНГ, созданного по инициативе Счетной палаты. В 2004 году была завершена работа по подготовке институирования Совета в качестве органа международного сотрудничества стран СНГ.

Важным конкретным результатом сотрудничества явились двусторонние контрольные мероприятия, проводимые на совместной основе с ВОФК стран СНГ. Так, проведены совместные контрольные мероприятия с Контрольной палатой Национального собрания Республики Армения и Комитетом государственного финансового контроля Республики Таджикистан по проверке финансово-хозяйственной деятельности славянских высших учебных заведений, созданных в рамках межправительственных соглашений о сотрудничестве в области образования: Российско-Армянского (Славянского) университета (г. Ереван, Республика Армения), Российско-Таджикского (Славянского) университета (г. Душанбе, Республика Таджикистан).

Со Счетной палатой Азербайджанской Республики осуществлена параллельная проверка использования государственной собственности и финансовых ресурсов, выделенных в 2002 – 2003 годах на воспроизводство и сохранение осетровых видов рыб Каспийского бассейна, в Астраханской, Волгоградской и Саратовской областях.

Совместно с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь проведена проверка использования средств бюджета Союзного государства на реализацию совместных программ.

Усиление интенсивности международных связей Счетной палаты в интересах дальнейшего развития контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности, активная работа в международных организациях высших контрольных органов стали в целом одним из перспективных направлений деятельности Счетной палаты в отчетном периоде.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате, которая является постоянно действующим и независимым контрольным органом.

Итоги десяти лет деятельности свидетельствуют, что Счетная палата проводит эффективную работу по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков.

Всего за 1995-2004 годы Счетная палата провела 3857 контрольных мероприятий (в 1996 году - 276, в 2004 году - 487), которыми было охвачено 16815 объектов.

Выявленный при этом ущерб, нанесенный федеральному бюджету, составил 905,61 млрд. рублей (в 1996 году - 44,09 млрд. рублей, в 2004 - 116,0 млрд. рублей). За десять лет государству возвращено 66,19 млрд. рублей, из них в 2004 году - 20,0 млрд. рублей.

По результатам контрольных мероприятий в 1995-2004 годах Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям около 5300 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 714 материалов было направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, возбуждено 702 уголовных дела.

В 1995-2004 годах было проведено 415 заседаний Коллегии Счетной палаты (в 1995 году - 33, в 2004 - 42). Рассмотрено 5787 вопросов (в 1995 году - 229, в 2004 - 600), в том числе 2941 - по результатам контрольных мероприятий (в 1995 году - 46, в 2004 - 357).

Итоги 2004 года свидетельствуют о том, что работа по совершенствованию законодательного обеспечения государственного финансового контроля требует более скоординированных усилий Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты и Правительства Российской Федерации. Правовая база государственного финансового контроля длительное время остается неадекватной экономической реальности и государственному устройству. Сферы компетенции различных органов государственной власти, осуществляющих финансовый контроль, законодательно не определены и не разграничены.

Все это значительно снижает эффективность государственного финансового контроля, ведет к росту затрат на его обеспечение, оказывает негативное влияние на количественные и качественные показатели субъектов экономической деятельности. В результате экономика страны продолжает нести значительные потери. Требует более четкого определения система взаимоотношений между органами внешнего и внутреннего финансового контроля, органами финансового контроля, образуемыми законодательными органами власти, и органами финансового контроля, образуемыми органами исполнительной власти.

Назрела острая необходимость в ускорении завершения процесса разработки и утверждения единой концепции государственного финансового контроля и принятия на ее основе федеральных законов «О государственном финансовом контроле в РФ» и «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах РФ», внесении необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон «О Счетной палате РФ».

Необходимо разработать и принять отвечающую современным принципам организации государственного управления в нашей стране концепцию государственного финансового контроля, федеральные законы о государственном финансовом контроле в Российской Федерации, об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.       Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: ЮРАЙТ, 1999.

2.       Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие /Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова; СибГАУ. – Красноярск, 2003.

3.       Отчет о работе Счетной палаты в 2004 году. Протокол от 11 марта 2005 года № 9 (426).

4.       Федеральный закон от 11 января 1995 года; 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

5.       Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2001.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.