Рефераты. Реализация новых подходов в управлении бюджетом при формировании федерального бюджета 2006 года

Правительством Российской Федерации утверждено Положение о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, Положение о Сводном докладе Правительства Российской Федерации о результатах и основных направлениях деятельности на 2006 – 2008 годы, внесены изменения в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, принят порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ.

Принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, регламентирующие исчисление и уплату налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, направленные на стимулирование инвестиционной активности предприятий и организаций. В целях стимулирования развития малого бизнеса повышен максимальный размер дохода, позволяющий перейти на упрощенную систему налогообложения. Отменен налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.

Предусмотрена индексация размеров оплаты труда работников федеральных государственных органов, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 января 2006 года на 15 %, а также размера оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, оплачиваемых по единой тарифной сетке.

Вместе с тем не обеспечено в полной мере выполнение отдельных положений Бюджетного послания.

В Бюджетном послании отмечается необходимость модернизации механизмов активной политики занятости населения. Однако в проекте федерального бюджета на 2006 год перечень мероприятий по проведению активной политики занятости и ассигнования на указанные цели сохраняются на уровне 2005 года. Расходы федерального бюджета на проведение активной политики занятости населения предусматриваются в размере 11 % общего объема затрат на государственную политику содействия занятости, на меры пассивной политики занятости населения (пособия по безработице) – в размере 89 %.

Не выполнена поставленная в Бюджетном послании задача по увеличению размеров социальных и трудовых пенсий в объемах, опережающих рост потребительских цен. Проектом федерального бюджета на 2006 год предусмотрена индексация размера базовой части трудовых пенсий с 1 апреля 2006 года на 3 %, с 1 августа 2006 года – на 4 % (на 7,1 % за 2006 год), размера страховой части трудовых пенсий – с 1 апреля 2006 года на 6,3 %, которая не превышает прогнозируемый рост потребительских цен (7 – 8,5 %).

Необходимо ускорить решение задач, поставленных в Бюджетном послании, по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость. Изменения налогового законодательства в части исчисления и взимания НДС требуют повышения уровня администрирования налога и обеспечения эффективности контрольной работы налоговых органов. Необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, упорядочение системы учета платежей по налогу, обеспечение прозрачности движения сумм налога.

В Бюджетном послании подчеркивалось, что процедуры рассмотрения проекта федерального бюджета излишне затянуты и громоздки. Необходимо ускорить разработку и принятие изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса.

4. Общая характеристика исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» (с изменениями и дополнениями). Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в 2006 году


Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в 2006 году характеризовались ростом экономики в условиях исключительно благоприятной для основных товаров российского экспорта конъюнктуры мировых рынков, постепенным снижением уровня инфляции, продолжением укрепления национальной валюты и ростом золотовалютных резервов страны. ВВП увеличился в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 6,7 % (2005 год к 2004 году - на 6,4 %), темп прироста потребительских цен (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года) составил 9 % (10,9 %).

Исключительно благоприятная внешнеэкономическая ценовая конъюнктура мировых рынков топлива и сырья явилась важным фактором поддержания экономического роста в России. Мировая цена на нефть марки «Юралс» в среднем за 2006 год составила 61,1 доллара США за баррель, увеличилась по сравнению с 2005 годом на 20,8 % (50,6 доллара США за баррель) и превысила уровень, принятый в расчетах федерального бюджета на 2006 год, на 21,1 доллара США за баррель, или на 52,8 % (40 долларов США за баррель). Средняя экспортная цена на природный газ в 2006 году составила 216 долларов США за 1 тыс. куб. м, то есть была в 1,4 раза выше, чем в 2005 году (150,9 доллара США за 1 тыс. куб. м), и превысила уровень, прогнозируемый при формировании федерального бюджета на 2006 год, на 32,4 % (163,2 доллара США за 1 тыс. куб. м). Средняя мировая цена на алюминий выросла в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 35,4 %, на медь – в 1,8 раза, на никель – в 1,6 раза. В результате в 2006 году объем экспорта товаров достиг 303,9 млрд. долларов США и увеличился по стоимости по сравнению с предыдущим годом на 24,7 %.

На положительную динамику макроэкономических показателей в 2006 году оказали влияние также следующие факторы:

- рост инвестиционной и торгово-посреднической деятельности.

В 2006 году по сравнению с 2005 годом инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в сопоставимых ценах выросли на 13,7 % (в 2005 году по сравнению с 2004 годом – на 10,9 %). Объем иностранных инвестиций в экономику страны достиг 55,1 млрд. долларов США, что на 2,7 % больше, чем в 2005 году, в том числе прямых – 13,7 млрд. долларов США, или на 4,6 % больше, чем в 2005 году. В условиях увеличения денежных доходов населения, а также потребительского кредитования темп роста оборота розничной торговли достиг 113,9 % (112,8 %);

- рост объема платных услуг населению и расходов государства на оказание индивидуальных и персональных услуг. Объем платных услуг населению в сопоставимых ценах вырос на 7,9 % по сравнению с 7,5 % в 2005 году, расходы государства, финансируемые за счет консолидированного бюджета Российской Федерации, выросли в сопоставимых ценах на 4,6 % в 2006 году по сравнению с 8,4 % в 2005 году;

- меры, принимаемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, по обеспечению политической, социальной и экономической стабильности, улучшению инвестиционного климата в стране. В частности, принимались меры по совершенствованию налогового законодательства, развитию земельного и финансового рынков, реформированию бюджетного сектора, созданию современной, комплексной и эффективной системы корпоративного управления, реализации приоритетных национальных проектов, созданию условий для технологического обновления отраслей промышленности, защите конкуренции.

Вместе с тем понижающее влияние на темпы экономического роста оказало продолжившееся увеличение темпа прироста физического объема импорта товаров, который в 2006 году в 5,5 раза превысил темп прироста реального объема продукции, произведенной обрабатывающими производствами, в то время как в 2005 году – в 3 раза. Это отражает снижение конкурентоспособности отечественной продукции, в том числе под воздействием укрепления рубля.

Таким образом, расширение внутреннего (потребительского и инвестиционного) спроса в 2006 году продолжало удовлетворяться в значительной степени за счет прироста импорта.

Существенным фактором, оказывавшим сдерживающее воздействие на экономический рост, явились также невысокие темпы роста экспорта товаров в физическом выражении при значительном росте цен на основные товары российского экспорта. По данным таможенной статистики, индекс физического объема экспорта товаров в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 105,8 %, в 2005 году по сравнению с 2004 годом – 104,7 %, что связано со снижением объемов экспорта нефти и природного газа.

В 2006 году по сравнению с 2005 годом произошло снижение объема экспортируемой нефти на 2 % (в 2005 году по сравнению с 2004 годом - на 1,6 %), объема экспортируемого природного газа - на 2,5 % (в 2005 году по сравнению с 2004 годом он вырос на 3,7 %).

Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей, принятых в расчетах к федеральному бюджету на 2006 год, фактически сложившихся в 2006 году, и показателей за 2005 год в процентах к 2004 году представлен в следующей таблице и диаграмме.



Таблица 1. Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей.

Показатели

Принято в рас-четах к

ФЗ от 26

декабря 2005 г.

№ 189-ФЗ

Принято в рас-четах к

ФЗ от 1

декабря 2006 г.

№ 197-ФЗ

Отчетные данные за 2006 год

2006 г в % к 2005 г

Справочно 2005 год в % к 2004 году

принято в расчетах к ФЗ от 26 декабря

2005 г. № 189-ФЗ

принято в

расчетах к ФЗ от 1 декабря

2006 г.№ 197- ФЗ

Отчетные данные

Валовой внутренний продукт, млрд. рублей

24 380,0

27 220,0

26 781,1

105,8

106,6

106,7

106,4

Индекс-дефлятор ВВП по отношению к ценам предыдущего года (в %)




109,7

118,2

116,1

119,2

Объем промышленной

продукции, млрд. руб.1

16 000,0

15 960,0


104,6

104,7



Индекс промышленного

производства2






103,9

104

Продукция сельского хозяйства, млрд. рублей



1 617,1

101,6

101,5

102,8

102,4

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

4 305,0

4 328,0

4 580,5

111,1

111

113,7

110,9

Оборот розничной торговли, млрд. рублей

8 070,0

8 575,0

8 690,3

109

112,1

113,9

112,8

Объем платных услуг населению, млрд. рублей

2 772,0

2 795,0

2 798,4

105,6

107,2

107,9

107,5

Внешнеторговый оборот, млрд. долларов США, в том числе:

371,4

471,4

468,6

101,4

127,8

126,9

131,6

экспорт товаров, млрд. долларов США

232,4

311,2

303,9

94,5

127,8

124,7

133,1

импорт товаров, млрд. долларов США

139,0

160,2

164,7

115,5

127,9

131,3

128,8

Номинальная начислен- ная среднемесячная зп

на одного работника, рублей

10 125

10 555

10 634

120,1

123,4

124,3

126,9

Реальные располагаемые

денежные доходы насе-ления (в % к предыд. г.)




108,9

112,5

110,2

111,1

Численность регистри-руемых безработных (в среднем за месяц), млн. человек

2,0

1,9

1,8

105,3

102,7

95,6

110,6

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года в %)




107-108,5

109

109

110,9

Среднегодовой курс рубля за 1 доллар США, рублей за 1 доллар США

28,6

27,3

27,2

101,1

96,5

96,1

98,2

Среднегодовой курс рубля за 1 евро, рублей за 1 евро

35,23

34,23

34,1

99,43

97,43

96,8

98,4

Курс евро (средне-годовой), долларов США за евро

1,23

1,253

1,25

98,4

101

100

100,8

Мировая цена на нефть марки «Юралс», долл. США за 1 баррель

40,0

65,0

61,1

83,3

128,5

120,8

147,1

Средняя экспортная цена на газ природный, долл. США за 1000 куб. м

163,2

224,9

216,0

109,5

148,5

143,1

138,3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.