Основным признаком изменений в межбюджетных отношениях "по вертикали" является создание практически всех фондов, которые прежде формировались на федеральном уровне, - на региональном уровне.
Основная нагрузка в межбюджетных трансфертах приходится на Фонд финансовой поддержки регионов. Средства из этого фонда выделяются в зависимости от динамики доходности регионов. Если закрепленные за регионом доходы сокращаются так, что их недостаточно для финансирования расходов на уровне покрытия расходных обязательств, то регион должен быть профинансирован за счет средств федерального бюджета на уровне "подтягивания" его расходов до установленного федеральным законом о бюджете уровня, определяемого нормативами финансирования ЖКХ, здравоохранения, культуры, транспорта, сельского хозяйства, начального и среднего образования и других звеньев бюджетной сферы.
Трансферты государственным внебюджетным фондам из федераль-ного бюджета предусмотрены ст.129 Бюджетного кодекса РФ.
В целом, относительная доля межбюджетных финансовых потоков сложилась на достаточно высоком уровне (табл.10 и 11).
Таблица 10. Относительная доля межбюджетных трансфертов и других расходов Федерального бюджета, % к ВВП
Показатели
2006 г.
2007 г.
Всего расходов
15,9
17,5
в том числе:
Межбюджетные трансферты
5,3
5,9
государственным внебюджетным фондам
бюджетам других уровней
3,3
2,0
3,4
0,8
Таблица 11. Доля расходов по разделу "Межбюджетные трансферты" в общем объеме расходов федерального бюджета, % к итогу
33,4
33,7
20,9
12,5
19,5
14,2
Имеются основания говорить о межбюджетных трансфертах в более широком смысле в связи с тем, что с 2003 г. в составе межбюджетных трансфертов значатся средства, передаваемые из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов. Это связано с тем, что часть ЕСН, предназначенная на выплату базовой части трудовой пенсии, поступает в федеральный бюджет, а затем оттуда передается Пенсионному фонду.
Начиная с 2005 г. в связи со снижением ЕСН с 35,6 до 26% все три внебюджетных фонда оказались дотационными, следовательно, они получают дотации из федерального бюджета.
Наряду с этим Пенсионный фонд РФ из федерального бюджета получает финансирование на выплату государственных пенсий гражданам, работодатели которых не уплачивают ЕСН в бюджет. Аналогичные поступления из местных бюджетов предусмотрены в территориальные фонды обязательного медицинского страхования для покрытия расходов, связанных с оказанием медицинских услуг неработающим. С 2005 г. в связи с изменением налоговой базы и снижением доходного потенциала субъектов Федерации они получают дотации из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета.
Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные в 1990-х гг. реформы, не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.
Проблемами межбюджетных отношений остаются:
высокая централизация налоговых доходов в федеральном бюджете;
зависимость региональных и местных бюджетов от регулирующих доходов и финансовой помощи из вышестоящего бюджета;
отсутствие четкой и прозрачной методологии расчета финансовой помощи региональным и местным бюджетам;
наличие "нефинансируемых федеральных мандатов";
высокая дифференциация территорий по социально-экономическому развитию;
низкое качество управления региональными и муниципальными финансами;
"иждивенческий" характер межбюджетных отношений, отсутствие стимулов повышения бюджетной обеспеченности.
Исходя из этого основными задачами реформы межбюджетных отношений в РФ являются:
упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;
четкое разграничение расходных полномочий и сокращение "нефинансируемых мандатов";
четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней;
отмена регулирующих доходов бюджета;
формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов;
повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровнях.
В приложении 2 приведена классификация исторических этапов раз-вития межбюджетных отношений в России.
Однако, на наш взгляд, современный этап развития межбюджетных отношений, начавшийся с 1990 г., следует конкретизировать. В последнее время произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.
Основные этапы развития межбюджетных отношений реализованы в рамках Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 гг. и Программы развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.
Принятые в 2003 г. Федеральные законы от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также подготовленные и принятые в соответствии с ними Федеральные законы от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (далее - Федеральный закон № 120-ФЗ) и от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменении в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", создали законодательную базу, по-новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
В 2004-2005 гг. была сформирована новая региональная база регулирования межбюджетных отношений в субъектах Федерации, которым предстояло сделать выбор между различными вариантами перехода к новой системе межбюджетных отношений.
Такими вариантами являлись:
"консервативный": сохранение на 2005 г. сложившейся системы межбюджетных отношений;
"ограниченно-реформаторский": введение отдельных элементов новой системы межбюджетных отношений;
"умеренно-реформаторский": создание основ новой системы межбюджетных отношений с сохранением отдельных элементов (принципов) их традиционного регулирования;
"реформаторский": переход к новой системе межбюджетных отношений [22].
Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки (табл.12).
Таблица 12. Сравнение вариантов перехода к новой системе межбюджетных отношений в субъектах РФ [22]
Вариант
Преимущества
Недостатки
Ограничивающие
условия
"Консервативный"
Возможность более детальной проработки сопутствующих вопросов*
Необходимость "одномоментного" перехода к новой системе межбюджетных отношений с 2006 г. с высокими рисками принятия ошибочных решений
Отсутствуют
"Ограниченно-реформаторский"
Возможность более детальной проработки сопутствующих вопросов* при отладке тех или иных элементов новой системы межбюджетных отношений
Риски "несовместимости" элементов различных систем межбюджетных отношений и ограниченность возможностей использования опыта 2005 г. при переходе в 2006 г. к новой системе межбюджетных отношений
"Умеренно-реформаторский"
Возможность контролируемого проведения комплексной реформы бюджетной системы при ее корректировке с 2005 г.
Необходимость разработки и принятия в 2004 г. большого числа нормативных актов
Наличие муниципальных образований (местных бюджетов) на уровне поселений или развитой системы формирования и исполнения смет на уровне населенных пунктов (их групп)
"Реформаторский"
Наличие (создание) муниципальных образований (местных бюджетов) двух уровней (поселений, районов)
Примечание. *Реформа местного самоуправления, социальной защиты населения, реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ.
В результате упорядочено бюджетное устройство субъектов РФ, сформированы принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, установлено стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровнях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23