Рефераты. Развитие информационных технологий и их внедрение в деятельность налоговых органов

При использовании Internet в качестве основы для корпоративной сети передачи данных выясняется очень интересная вещь. Бурный рост услуг, предоставляемых в Internet, приводит к перегрузке узлов и каналов связи, что резко снижает скорость и надежность передачи информации. При этом поставщики услуг Internet не несут никакой ответственности за функционирование сети в целом, а каналы связи развиваются крайне неравномерно и в основном там, где государство считает нужным вкладывать в это средства. Соответственно, нет никаких гарантий качества работы сети, скорости передачи данных и даже просто достижимости ваших компьютеров. Для задач, в которых критичными являются надежность и гарантированное время доставки информации, Internet - далеко не лучшее решение.

Еще одна проблема Internet, широко обсуждаемая в последнее время, - безопасность. Если мы говорим о частной сети, вполне естественным представляется защитить передаваемую информацию от чужого взгляда. Непредсказуемость путей информации между множеством независимых узлов Internet не только повышает риск того, что какой-либо не в меру любопытный оператор сети может сложить ваши данные себе на диск, но и делает невозможным определение места утечки информации. Средства шифрования решают проблему лишь частично, поскольку применимы в основном к почте, передаче файлов и т.п. Другой аспект проблемы безопасности опять же связан с децентрализованностью Internet - нет никого, кто мог бы ограничить доступ к ресурсам вашей частной сети. Есть, конечно, средства защиты (для них принято название Firewall). Однако считать их панацеей не стоит. Любую защиту можно сломать, лишь бы это окупало стоимость взлома. Необходимо также отметить, что сделать подключенную к Internet систему неработоспособной можно, и не вторгаясь в вашу сеть. Таким образом, рекомендовать Internet как основу для систем, в которых требуется надежность и закрытость, никак нельзя. Подключение к Internet в рамках корпоративной сети имеет смысл, если вам нужен доступ к тому громадному информационному пространству, которое собственно и называют Сетью.

Корпоративная сеть - это сложная система, включающая тысячи самых разнообразных компонентов: компьютеры разных типов, начиная с настольных и кончая мейнфремами, системное и прикладное программное обеспечение, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы и маршрутизаторы, кабельную систему. Основная задача системных интеграторов и администраторов состоит в том, чтобы эта громоздкая и весьма дорогостоящая система как можно лучше справлялась с обработкой потоков информации, циркулирующих между сотрудниками предприятия и позволяла принимать им своевременные и рациональные решения, обеспечивающие выживание предприятия в жесткой конкурентной борьбе. Последний пример резкого изменения технологии автоматизированной обработки корпоративной информации у всех на виду - он связан с беспрецедентным ростом популярности Internet в последние 2 - 3 года. Изменения, причиной которых стал Internet, многогранны. Гипертекстовая служба WWW изменила способ представления информации человеку, собрав на своих страницах все популярные ее виды - текст, графику и звук. Транспорт Internet - недорогой и доступный практически всем предприятиям (а через телефонные сети и одиночным пользователям) - существенно облегчил задачу построения территориальной корпоративной сети, одновременно выдвинув на первый план задачу защиты корпоративных данных при передаче их через в высшей степени общедоступную публичную сеть с многомиллионным "населением".


ГЛАВА 3. Информационные технологии в налоговой системе Российской Федерации


3.1 Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе


Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств в бюджетной системе, является налоговая служба, которая, как известно, состоит из Государственной налоговой службы РФ и государственных налоговых инспекций республик в составе России и субъектов РФ.

Мировой опыт показывает, что внедрение достижений информационных технологий — наиболее перспективное и экономически эффективное направление в работе налоговых органов. Способы организации обработки налоговой информации оказывают все большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и предоставления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.

Структура налоговой службы РФ предполагает единство целей, при которых локальные системы управления одного уровня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентичный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.

АИС в налоговой службе — это автоматизированная информационная система (АИС «Налог»), определяемая как совокупность технических, организационных и программных средств, используемых для автоматизации процессов обработки учетной, контрольной и отчетной информации в налоговых органах различного уровня.

При решении задач, стоящих перед налоговыми органами, необходимо использовать и анализировать большие объемы информации. Эффективное и полноценное применение достижений информационных технологий требует сложной многовариантной обработки практически всего объема имеющейся в налоговых инспекциях информации.

Для решения задач внедрения информационных технологий непосредственно в региональных и местных налоговых инспекциях организуются специальные подразделения по информатизации, которые занимаются:

• внедрением нового системного программного обеспечения и средств электронно-вычислительной и другой офисной техники;

• эксплуатацией системных и прикладных программных продуктов и средств ЭВТ;

• информационным взаимодействием между уровнями АИС «Налог» и внешними автоматизированными системами;

• оказанием консультационной помощи.

При разработке АИС «Налог» в системах налогообложения необходимо владеть всей полнотой информации о предметной области налогообложения, которая включает информационно-функциональные схемы работы налоговых инспекций.

АИС «Налог» имеет свои особенности, которые определяются следующим перечнем требований: структура АИС должна соответствовать структуре налоговой системы; содержание АИС должно соответствовать предметной области налоговой системы (задачи, документы); система обработки информации в АИС реализуется на основе сетевой информационной технологии в налоговых службах; при разработке информационного, программного и технического обеспечения АИС необходимо учитывать единство стандартов, терминологии, унификации методик проектирования.

Техническую основу информатизации в налоговых органах в настоящее время составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC.

Основное системное программное обеспечение — операционные системы фирмы Microsoft (для рабочих станций) и Novell (для локальных сетей).

Использование информационных технологий в налоговой инспекции позволяет реализовать:

• ввод и хранение платежных и отчетных налоговых документов;

• функционирование в единой среде нормативно-справочной информации;

• стандартизированную систему кодирования данных, предназначенных для обмена информацией между объектами налоговой службы;

• идентификацию информации по налогообложению в соответствии со стандартизированной системой присвоения внутренних машинных имен реквизитов;

• дополнительную (кроме общесистемной — на уровне операционной системы или системы управления базами данных) защиту данных от несанкционированного доступа пользователей с различными привилегиями;

• дополнительные (кроме общесистемных) средства обеспечения сохранности и безопасности хранения информации;

• архивирование данных по налогообложению и последующий их анализ с возможностью построения прогнозных отчетов;

• ведение архивно-справочной системы хранения, извлечения и обработки результатов запросов к информационной базе, выходных отчетных форм и любых других документов;

• генерирование и возможность модификации входных интерфейсных форм, выходных отчетных форм, библиотек запросов, личных картотек пользователей.

Функционально АИС «Налог» состоит из прикладных программных комплексов, включающих:

• комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам»;

• комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства».

Комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» предназначен для:

•учета налогоплательщиков;

•оперативно-бухгалтерского учета в области налогообложения;

•камеральных проверок налоговых расчетов;

• ведения налоговой статистики и отчетности;

•учета и контроля банковских счетов;

•учета контрольно-кассовых машин;

• обработки информации по внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков по данным Государственного таможенного комитета РФ.

Комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства» позволяет решить:

• составление, анализ и корректировку графиков проведения документальных проверок и их типов;

• сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из других подсистем АИС «Налог» с использованием запросной системы;

• сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из внешних автоматизированных систем;

• хранение размеров и видов выявленных сумм, актов по итогам документальных проверок, предложений к актам, журналов регистрации, проверок и правонарушений;

• получение и передачу в подсистему оперативно-бухгалтерского учета результатов проведения документальных проверок — сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат, штрафных санкций и пени;

• учет административных мер, наложенных на налогоплательщиков — физических лиц.

В АИС «Налог» реализовано межуровневое информационное взаимодействие на основе создания интегрированных распределенных баз данных. По специальному регламенту на федеральном уровне собираются по каналам связи и обобщаются данные по Государственному реестру налогоплательщиков, налоговая статистическая отчетность, деловая и ведомственная переписка. Из Министерства РФ по налогам и сборам по электронным каналам поступают директивные указания, методические и нормативно-справочные материалы, сертифицированное программное обеспечение и доработки к нему.

Для полноценного использования средств информационных технологий необходимо получение информации практически из всех баз данных, имеющихся в настоящее время в информационной среде налоговых органов. Кроме того, должны быть созданы дополнительные базы данных с информацией, поступающей от внешних организаций, или реализованы постоянные информационные связи с ними.

АИС «Налог» располагает следующими основными базами данных.

• государственный реестр налогоплательщиков;

• интегрированная многоуровневая база данных банковских счетов налогоплательщиков;

• комплексная база данных лицевых счетов каждого налогоплательщика;

• база данных обязательных отчетных документов, которые определены налоговым законодательством для указания налогооблагаемой базы и исчисления налогов самим налогоплательщиком;

• база данных контрольных (документальных) проверок налогоплательщиков;

• нормативная база данных, содержащая нормативно-справочную информацию;

• база данных с дополнительными сведениями о налогоплательщиках.

Информационное взаимодействие с государственными организациями — одна из главных задач, поставленных перед налоговой инспекцией.

Основные информационные потоки, связанные с Министерством РФ по налогам и сборам, приходят из банковских и кредитных учреждений, из Государственного таможенного комитета РФ, из Федерального казначейства, из Федеральной службы налоговой полиции и органов Министерства внутренних дел РФ. При слиянии и взаимном обмене этих потоков возможно создание и совместное использование таких баз данных, как:

• Государственный реестр налогоплательщиков с дополнительными учетными данными;

• сведения по нарушениям налогового законодательства;

• банковские счета налогоплательщиков (всех типов, в том числе и закрытых на текущий момент);

• движение на лицевых счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц.

Большое значение придается созданию автоматизированных компьютерных систем, предназначенных для выявления потенциальных или явных неплательщиков налогов.


3.2 Проект «Электронная Россия


Федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002-2010" - своеобразная попытка рывка в "цифровое будущее".

Программа впрямую не ориентирована на достижение мгновенных экономических результатов: стимуляция развития российского рынка высоких технологий не является ее непосредственной задачей, хотя подобный эффект в случае успешной реализации намеченных планов также будет достигнут.

Реально успех программы будет означать в первую очередь, что органы власти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятельность – более прозрачной и более эффективной. Прозрачность достигается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем документам, не имеющим статуса секретных, эффективность – за счет перевода в электронною форму значительных объемов документооборота. Программа также предусматривает наращивание возможностей доступа населения к интернету – это логично вытекает из вышеизложенного. Публиковать документы, которые мало кто сможет прочесть, - дело довольно бессмысленное. Соответственно, планируется также организовать подготовку специалистов в области информационных технологий. В первую очередь, такие специалисты понадобятся государственным учреждениям, но рост числа подготовленных людей не сможет не сказаться и в целом на ситуации на рынке. Отдельно предусматривается помощь в освоении новых технологий СМИ, в первую очередь – региональным (здесь имеются ввиду как подготовка специалистов, так и предоставление доступа к информационным сетям).

Косвенный результат – стимуляция ИТ-отрасли, в первую очередь – за счет роста числа специалистов, и кроме того – людей, имеющих доступ к информационным сетям, и, следовательно, являющихся потенциальными потребителями информационных услуг. Нельзя также сбрасывать со счетов и неизбежный рост спроса на услуги такого рода – как со стороны государственных организаций, внедряющих в делопроизводство новые технологии, так и со стороны их многообразных партнеров.

При этом все вышеперечисленное не служит однозначным обоснованием необходимости программы. Конечно без реализации этой и ряда подобных программ Россия все больше и больше будет отставать от ведущих развитых стран, плавно скатываясь к уровню середнячков третьего мира, которые прекрасно обходятся без информационно-коммуникативных технологий. Аргументы тех критиков программы, которые уже сейчас говорят, что заботиться о цифровом документообороте и расширении доступа к интернету в стране, имеющей целый ряд проблем куда более насущных, несколько преждевременно, не вовсе лишены оснований. Дать быстрый и однозначный ответ, не сбиваясь при этом на общие и бессодержательные рассуждения о месте России в мире и прочем, довольно затруднительно.

ФЦП не только предлагает решения очевидных проблем, она ставит целый ряд новых. Некоторые из этих проблем не могут быть решены в рамках "Электронной России 2002-2010". Для того, например, чтобы при помощи информационных технологий приблизить российскую систему образования к стандартам развитых стран Запада, разрабатывается программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.". И требуется детальное обсуждение этих проблем. Выражаем надежду, что проект "Электронная Россия" станет удобной площадкой для начала такого обсуждения, в котором смогут принять участие не только специалисты, представляющие государственный аппарат и российский ИТ-рынок, но и все, кто осознает степень важности поставленных программой вопросов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе в главе 1 мной была рассмотрена законодательная база, регулирующая отношения в сфере информатизации и налогообложения. Я использовала Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный Закон N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», концепцию электронного Правительства.

 Также изучены материалы, дающие представление о сетях в России в прошлом и настоящем. Раскрыта история появления сетей в России, их развитие в 80-х – 90-х годах. Также я рассказала о российских и международных сетях передачи данных, о корпоративных сетях, их применении и роли для предприятий.

Глава третья полностью посвящена информационным технологиям в налоговой системе Российской Федерации. В ней представлена информация о прогрессивных технологиях, применяемых в настоящее время в налоговых органах России. Также представлена информация о проекте «Электронная Россия». В Приложении 1 дается информация о сроках и этапах выполнения данной программы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.                            Федеральный Закон №1 "Об электронной цифровой подписи"

2.                            Федеральный Закон №24 "Об информации, информатизации и защите информации"

3.                            Федеральный Закон №149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

4.                            Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Г.А. Титоренко. - М.:Юнити. - 2000г. - 400с.

5.                            #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/1628/1795/


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.