Оплата медицинской помощи в системе ОМС производится на основании выполненных медицинскими учреждениями объемов медицинской помощи по тарифам. Тарифы оказания медицинской помощи установлены по следующим видам медицинской помощи:
– амбулаторно-поликлиническая помощь, включая медицинскую помощь, оказываемую, при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, не требующего круглосуточного медицинского наблюдения (дневной стационар);
– стационарная помощь;
– стоматологическая помощь.
Средства обязательного медицинского страхования, полученные медицинскими учреждениями по договору на предоставление лечебно-профилактической помощи по ОМС могут использоваться на следующие цели: оплата труда и начисления на оплату труда, медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы, мягкий инвентарь и обмундирование, продукты питания.
Окружной клинической больнице в 2008 и в 2009 году в рамках обязательного медицинского страхования было предоставлено 150,5 и 167,6 млн. рублей соответственно. Структура расходов средств обязательного медицинского страхования представлена в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1. Состав расходов средств обязательного медицинского страхования в окружной больнице (руб.)
Вид расхода
2008 год
2009 год
2010 год
Оплата труда и начисления на оплату труда
22 382 424
25 065600
27 549 600
Заработная плата
20 726 713
20 798 400
22 873 800
Начисления на оплату труда
1 655 710
4 267 200
4 675 800
Услуги по содержанию имущества
13 925 280
4 383 000
4 815 000
Прочие услуги
752 878
1 474 200
1 620 000
Увеличение стоимости основных средств
64 149 797
43 356 600
47 626 800
Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы
62 460 975
37 840 800
41 617 800
Продукты питания
641 514
4 912 800
Мягкий инвентарь
130 200
2 947 200
Прочие расходные материалы, предметы снабжения
16 800
2 826 000
2 827 200
ИТОГО:
150 534 588
122 806 200
133 916 400
По окончании календарного месяца окружная клиническая больница формирует и предоставляет в ОФОМС реестр медицинской помощи, фактически оказанной в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в том числе оказанной Застрахованным за пределами округа. Фонд проводит форматно-логический контроль, по окончании которого формируется акт форматно-логического контроля.
Форматно-логический контроль представляет собой автоматизированный контроль файлов, содержащих информацию о застрахованных гражданах, оказанной медицинской помощи и результатах контроля, проведенного Страховщиками, на соответствие утвержденному формату, регистру застрахованных граждан, Положению, правилам обязательного медицинского страхования граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, иным нормативно – методическим документам, регламентирующим вопросы оказания и оплаты медицинской помощи, обязательного медицинского страхования.
После того, как акт форматно-логического контроля заверен со стороны лечебного учреждения и со стороны Фонда ОМС, формируются счета на оплату Страховым компаниям. В то же время ОФОМС распределяет информацию, содержащуюся в реестрах по страховым компаниям. Страховые компании в свою очередь проводят серию экспертиз, а именно:
– Медико-экономический контроль, который представляет собой контроль всех случаев оказания медицинской помощи, предъявленных к оплате в реестрах счетов без обращения к первичной документации.
– Медико-экономическая экспертиза проводимая с целью подтверждения соответствия объемов медицинских услуг, предъявленных к оплате, записям в учетно-отчетной документации медицинского учреждения.
– Экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП) – это исследование случаев оказания медицинской помощи с целью выявления дефектов, ошибок в деятельности медицинского персонала, причин их возникновения, оценки их реальных и возможных последствий, оформление мотивированного заключения и составление рекомендаций по предотвращению типичных ошибок.
В 2009 году по результатам указанных экспертиз неоплата случаев, признанных дефектными, составила 7 760 149 рублей. Структура неоплаченных случаев представлена в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2. Структура неоплаченных случаев оказания медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования
Страховая Медицинская Организация
Предъявлено к оплате за оказанную медицинскую помощь
Неоплата случаев по результатам МЭК
Неоплата случаев по результатам МЭЭ
Неоплата случаев по результатам ЭКМП
∑, рублей
Удельный вес, %
ОАО «СК» ЮГОРИЯ-Мед»
145 495 944
6 724 587
4,62
628 408
0,43
227 062
0,16
ЗАО «Капитал Медицинское Страхование»
13 037 902
45 449
0,35
30 942
0,24
0
ОАО «СК «СОГАЗ-Мед»
9 014 137
106 701
1,15
ИТОГО
167 547 983
6 873 737
4,10
659 350
0,39
0,14
При выявлении незначительных дефектов, возможно повторное предъявление к оплате случаев после исправления дефектов, это касается в основном технических ошибок, допущенных из-за несовершенности программного обеспечения, выявленных во время медико-экономического контроля. Согласно Положению об оплате медицинских услуг в системе ОМС на территории ХМАО, к дефектам с возможностью доработки относятся организационные нарушения, затрудняющие проведение экспертизы и своевременной оплаты медицинской помощи. К таким нарушениям относятся неполное или неверное заполнение полей идентификации застрахованного, применение завышенного тарифа, не соответствующего категории медицинского учреждения, профилю или виду медицинской помощи и другие дефекты.
Так в 2009 году 37%, неоплаченных по результатам медико-экономического контроля, и 7,6%, по результатам медико-экономической экспертизы, случаев были повторно предъявлены к оплате и оплачены страховыми компаниями. То есть итоговая сумма неоплаты случаев оказания медицинской помощи в 2009 году составляет 7 760 149 рублей, что составляет 3% от суммы предъявленной к оплате в 2009 году.
Необходимо также отметить, механизм проведения экспертиз не единственная причина потери средств в системе ОМС. Больница недофинансируется еще и в результате оказания медицинской помощи не застрахованным по ОМС гражданам. Это происходит из-за не совершенности организации обязательного медицинского страхования. Этот факт становится возможным в настоящее время, так как наличие полиса ОМС не означает застрахованность пациента. Согласно действующему законодательству, каждый гражданин при изменении постоянного места жительства, при увольнении, при устройстве на работу и получении нового полиса должен сдавать «недействительный полис» либо в ТФОМС (в случае перемены места жительства), либо сдавать по месту работы (при увольнении). Но на практике это правило не работает.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16