Государственный бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени.
Бюджет – основной финансовый план государства. С помощью расходов бюджета власть может сосредоточивать финансы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями.
Бюджетные отношения зарождаются задолго до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, а именно — одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Источниками финансирования расходов государственного бюджета являются доходы государственного бюджета.
Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти.
Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
Основные задачи в области бюджетных расходов:
– сократить число целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
– снизить расходы на содержание государственного аппарата;
– развить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
– повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на перспективных научно-исследовательских работах в сфере ВПК;
– снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
– усилить контроль за использованием бюджетных средств;
– обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
Анализ расходной части бюджета Республики Беларусь за 2008 – 2009 годы показал ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего решения, а именно:
ü значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу бюджетных расходов, а также уменьшение удельного веса обслуживания государственного долга с 1,87 % до 1,65 % в общем объеме бюджетных расходов, что далеко не соответствует нормам экономически развитых стран;
ü снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы на 0,7 % к итогу за счет уменьшения доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу доходной части государственного бюджета;
ü снижение удельного веса расходов на финансирование таких отраслей экономики, как сельское хозяйство, рыбохозяйственной деятельности, транспорта, дорог, защиты окружающей среды;
ü снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование национальной обороны, правоохранительной деятельности, природоохранной деятельности, среднего специального образования, и других расходов в области образования
ü удельный вес налоговых доходов в общей величине государственных доходов, снизился на 1,2% в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 % и других налогов и сборов из выручки на 3,5 % к итогу дохода бюджета;
ü рост размера дефицита республиканского бюджета на 2009 год, по сравнению с сопоставимыми ценами 2008 года на 13,1 %;
ü темп роста кредитов международных организаций за исследуемый период составил 487,2 %;
ü доля внутреннего финансирования дефицита бюджета в 2009 году увеличилась на 16,15 % больше, чем в 2008 году за счет увеличения доли остатков средств бюджета на 24,14 % к общему финансированию бюджетного дефицита.
Предложения по совершенствованию организации расходов государственного бюджета в Республике Беларусь:
· Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин.
· Действующая сегодня в республике налоговая система требует серьезных изменений, и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая практика налогообложения.
· Одним из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать использование выгодного географического положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Продолжить реализацию мероприятий по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики.
· В качестве альтернативы внешнему заимствованию для уменьшения бюджетного дефицита привлекать в страну иностранный капитал и активизировать государственную инвестиционную политику. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ.
· Однако привлечение в страну иностранных инвесторов невозможно без создания условий для формирования благоприятного инвестиционного климата. Для этого в стране должна действовать стабильная и прозрачная законодательная база в области инвестиций; экономическая политика должна положительно оцениваться авторитетными международными финансово-кредитными организациями; необходимо проведение льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и т.п.
· Финансовому оздоровлению будет способствовать признание свободы предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы обслуживания населения.
· Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.
Таким образом, решение существующих проблем в области расходов республиканского бюджета, может быть найдено только при совместном объединении усилий различных государственных органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования (проведение взвешенной фискальной и инвестиционной политики, организация системы контроля и управления внутреннего и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.
3. Теория финансов: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина; Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Изд. 2-е стереотип. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.
4. О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 05.05.1998, № 158-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.12.2006 г.
5. Финансы и кредит: Учебное пособие/ Л.Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В.Л. Тарасевич и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: «Книжный дом», «Мисанта», 2005. – 345 с.
6. Тетерина Л.М. Государственный бюджет: Учебно-методический комплекс. Минский институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 216 с.
7. О бюджете Республики Беларусь на 2008 год: Закон Республики Беларусь, 26.12.07, № 303-3
8. О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь, 13.11.08, № 450-3
9. Мультан Г.К. Государственные финансы. - Мн. : БГЭУ, 2005. – 235 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Состав расходной части государственного бюджета по разделам и подразделам за 2008 – 2009 гг.
Таблица А.1 – Состав и динамика расходной части государственного бюджета за 2008 – 2009 гг.
Направления расходов бюджета по разделам и подразделам
Сумма (тыс. руб.)
Абсолют. прирост расходов 2009г. по сравнению с 2008г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)
Темп роста расходов 2009г. к 2008г. (в сопост. ценах) (%.)
2008г.
2009г.
2008г. в сопоставимых. ценах
1
2
3
4
5
6
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ
8 877 916 304
11 872 742 564
10 032 045 424
1 840 697 140
118,3
Государственные органы общего назначения
647 180 821
904 538 918
731 314 328
173 224 590
123,7
Международная деятельность
282 948 474
396 849 300
319 731 776
77 117 524
124,1
Обеспечение проведения выборов и референдумов
25 081 232
619 223
28 341 792
-27 722 569
2,2
Обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления
754 239 004
953 355 011
852 290 075
101 064 936
111,9
Государственный материальный резерв
70 281 942
119 306 816
79 418 594
39 888 222
150,2
Фундаментальные научные исследования
130 263 000
161 040 818
147 197 190
13 843 628
109,4
Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области общегосударственных расходов
117 584 265
145 737 752
132 870 219
12 867 533
109,7
Резервные фонды
418 790 000
466 440 000
473 232 700
-6 792 700
98,6
Другие общегосударственные расходы
1 064 440 589
1 695 956 221
1 202 817 866
493 138 355
141,0
Трансферты другим уровням государственного управления
5 367 106 977
7 028 898 505
6 064 830 884
964 067 621
115,9
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
1 240 431 439
1 732 969 415
1 401 687 526
331 281 889
123,6
Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь
1 139 014 606
1 607 290 950
1 287 086 505
320 204 445
124,9
Обеспечение военно-мобилизационной и вневойсковой подготовки
77 745 600
98 006 798
87 852 528
10 154 270
111,6
Другие расходы на национальную оборону
23 671 233
27 671 667
26 748 493
923 174
103,5
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
1 949 039 998
2 642 165 691
2 202 415 198
439 750 493
120,0
Органы внутренних дел
755 178 075
1 005 546 743
853 351 225
152 195 518
117,8
Органы прокуратуры
85 217 502
117 734 083
96 295 777
21 438 306
122,3
Органы пограничной службы
196 257 324
273 441 972
221 770 776
51 671 196
123,3
Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
191 328 315
261 486 988
216 200 996
45 285 992
120,9
Органы государственной безопасности
170 477 814
235 848 818
192 639 930
43 208 888
122,4
Государственные нотариальные конторы
20 887 749
32 196 109
23 603 156
8 592 953
136,4
Органы судебной власти
123 880 703
177 149 080
139 985 194
37 163 886
126,5
Таможенные органы
140 355 268
185 913 162
158 601 453
27 311 709
117,2
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям
242 768 100
324 918 798
274 327 953
50 590 845
118,4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12