Рисунок 2.1.1 – Абсолютный прирост основных направлений республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
Расходы республиканского бюджета в 2009 году запланированы в размере 57,7 трлн. рублей, что на 12,1 трлн. рублей или на 26,6 % больше, чем в предыдущем году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного увеличения суммы расходов в национальную экономику (на 4,9 трлн. рублей или на 39,2 %), в социальную политику (на 3,7 трлн. рублей или на 26,6 %) и в общегосударственные расходы (на 1,8 трлн. рублей или на 18,3 %). Темп роста жилищных и коммунальных услуг составил 223,2 %. В 2009 году снизилась сумма расходов на охрану окружающей среды на 931 млн. руб. по сравнению с 2008 годом.
Исходя из расчетных данных приложения А, можно сделать вывод, что на увеличение расходов государственного бюджета в национальную экономику повлиял, в большей степени, рост расходов на топливо и энергетику на 68,6 %. Также увеличились другие отрасли национальной экономики на 30,9 %, лесное хозяйство – на 22,8 %, дорожное хозяйство – на 15,1 % . Снижение темпа роста наблюдается у таких расходов национальной экономики, как связь (на 8 %) и транспорт (2,3 %).
Далее в работе будет проведен анализ динамики структуры расходной части государственного бюджета.
Результаты анализа динамики структуры расходной части республиканского бюджета отражены в приложении Б.
Изменения в структуре основных направлений расходов республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг. отражены на рисунке 2.1.2.
Рисунок 2.1.2 – Динамика структуры основных направлений расходов государственного бюджета за 2008 – 2009 гг.
Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2008 году, в 2009 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2008 – 2009 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.
Основная доля расходов национальной экономики, в 2009 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.
Рост доли расходов национальной экономики в государственном бюджете в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, обусловлен ростом доли расходов на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру, несмотря на снижение доли расходов в национальной экономики отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.
Значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу обусловлено тем, что основная доля общегосударственных расходов приходится на трансферты другим уровням государственного управления, уровень которых снизился в 2009 году на 1,12 %.
Несмотря на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2009 году на 0,4 % к итогу государственного бюджета, снижение доли расходов на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного бюджета.
Расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа определяются суммой доходов республиканского бюджета. Поэтому продолжим анализ расходной части изучением динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
2.2 Анализ динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (90 %). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Результаты анализа динамики состава источников финансирования республиканского бюджета отражены в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1 – анализ динамики состава доходов республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
Основные направления доходов бюджета
Сумма (тыс. руб.)
Абсолют. прирост доходов 2009г. по сравнению с 2008г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)
Темп роста доходов 2009г. к 2008г. (в сопост. ценах) (%.)
2008г.
2009г.
2008г. (в сопоставимых ценах)
1
2
3
4
5
6
Налоговые доходы
24661049032
34 811 056 387
27 866 985 406
6 944 070 981
124,9
Налоги на доходы и прибыль
2572196062
3 990 620 964
2 906 581 550
1 084 039 414
137,3
Налоги на товары (работы, услуги)
13354028675
16 213 083 794
15 090 052 403
1 123 031 391
107,4
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
6972953860
12 285 581 039
7 879 437 862
4 406 143 177
155,9
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи
1761870435
2 321 770 590
1 990 913 592
330 856 998
116,6
Взносы на государственное социальное страхование
11902309702
16 820 482 500
13 449 609 963
3 370 872 537
125,1
Окончание таблицы 2.2.1
Неналоговые доходы
1588815117
3 267 723 538
1 795 361 082
1 472 362 456
182,0
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности
1143322264
2 743 448 289
1 291 954 158
1 451 494 131
212,3
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности
243542011
348 992 257
275 202 472
73 789 785
126,8
Штрафы, удержания
62595626
43 721 777
70 733 057
-27 011 280
61,8
Возмещение потерь, вреда
29572120
22 442 939
33 416 496
-10 973 557
67,2
Прочие неналоговые доходы
109783096
109 118 276
124 054 898
-14 936 622
88,0
ВСЕГО
38152173851
54 899 262 425
43 111 956 452
11 787 305 973
127,3
Примечание. Источник: собственная разработка
При темпе роста доходов республиканского бюджета в 127,3 %, темп роста налоговых доходов составил 124,9 %, темп роста налоговых доходов – 124,9 %, темп роста взносов на государственное социальное страхование – 125,1 %, темп роста неналоговых доходов – 182 %.
Результаты анализа динамики структуры источников финансирования республиканского бюджета отражены в таблице 2.2.2
Таблица 2.2.2 – анализ динамики структуры доходов республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг
Направления доходов бюджета
Сумма
(тыс. руб.)
Структура
(%)
Изменение структуры (%)
+ / -
2008г. (в сопоставимых. ценах)
64,64
63,41
-1,23
6,74
7,27
+0,53
35,00
29,53
-5,47
18,28
22,38
+4,10
4,62
4,23
-0,39
31,20
30,64
-0,56
4,16
5,95
+1,79
3,00
5,00
+2,00
0,64
0,00
0,16
0,08
-0,08
0,04
-0,04
0,29
0,20
-0,09
100,00
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12