Рефераты. Проблемы исчисления и взимания сельскохозяйственного налога БГУ

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Как видно из указанной нормы, законодатель изъял из Кодекса формулировку, определяющий специальный налоговый режим как правовую категорию, оставив только отдельные ее элементы.

В связи с тем что ряд режимов, установленных прежними редакциями ст.18 НК РФ, не регулировался Налоговым кодексом РФ, а иные кардинально изменились, приводится исчерпывающий перечень специальных налоговых режимов, к которым закон относит:

систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

упрощенную систему налогообложения;

систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл.26.4 НК РФ).

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов (в том числе и освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов), выполнения иных обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов), устанавливаемый Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Как уже было сказано, ЕСХН существует как альтернатива общепринятой системе налогообложения, отличающейся большим количеством различных налогов и сложностью их расчета.

К числу несомненных достоинств относится то обстоятельство, что единый сельскохозяйственный налог становится федеральным налоговым режимом прямого действия. Также следует отметить, что у некоторых предприятий, которые ранее не могли воспользоваться льготной системой налогообложения, появилась возможность перейти на уплату ЕСХН.

До кардинального обновления гл.26.1 НК РФ реально работала только в четырех регионах РФ - в Краснодарском крае, Брянской области, республике Ингушетия, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Теперь, в связи с отсутствием необходимости в издании регионального закона, число сельхозпредприятий, избравших упрощенный порядок исчисления и уплаты налогов и значительное снижение общей налоговой нагрузки на производство, многократно увеличится.

Существовало и еще одно препятствие для перехода некоторых производителей на уплату ЕСХН. Федеральный закон № 187 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", который включил в Налоговый кодекс РФ главу о специальном налоговом режиме в виде ЕСХН, не позволял предприятиям индустриального типа (птицефабрикам, тепличным комбинатам, зверосовхозам, животноводческим комплексам и др.), также производящим сельскохозяйственную продукцию, перейти на более льготный режим, что создавало неравные условия для деятельности сельскохозяйственным предприятиям разного типа. В результате многие сельхозтоваропроизводители, формально подпадавшие под указанные признаки, для окончательного разрешения вопроса о возможности перехода на ЕСХН были вынуждены дожидаться принятия не только закон субъекта РФ, но и перечня, утверждаемого этим же органом. В НК РФ законодатель устранил это дискриминационное ограничение, создав равные возможности для всех категорий налогоплательщиков, занятых в сельскохозяйственном производстве[1]. В учебных изданиях под редакцией автора Лыкова Л, И ЕСХН описывается так:

"НК РФ закрепил добровольность перехода налогоплательщиков на уплату ЕСХН, предусмотрено также, что данный налоговый режим применяется наряду с общим режимом налогообложения, предусмотрев также, что данный налоговый режим применяется наряду с общим режимом налогообложения. Ранее НК РФ не предусматривал подобной альтернативы. Это значит, что организации и индивидуальные предприниматели, занятые сельскохозяйственном производстве и удовлетворяющие требованиям гл.26.1 НК РФ, вправе сами принять решение или же остаться на общем режиме налогообложения. И впоследствии, уплачивая ЕСХН, налогоплательщики вправе снова перейти на общий режим налогообложения.

Как следует из названия налогового режима - "Единый сельскохозяйственный налог", уплата данного налога заменяет собой совокупность налогов, подлежащих уплате при применении общепринятой системы налогообложения. Прежняя редакция главы устанавливала исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые налогоплательщик обязан был уплачивать наряду с ЕСХН (налог на добавленную стоимость, акцизы, плату за загрязнение окружающей природной среды, государственную пошлину, таможенную пошлину, налог на имущество физических лиц - в части жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей, налог имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, лицензионные сборы), освобождая о платы всех других налогов и сборов, не включенных в данный перечень.

Перечень налогов, от которых освобождаются налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН. Сюда относятся:

налог на прибыль организации - для организаций;

налог на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, - для индивидуальных предпринимателей;

налог на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

налог на имущество организаций; налог на имущество физических лиц (Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц") - в отношении имущества физических лиц, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

единый социальный налог (ЕСН).

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Так, например, налогоплательщики, применяющие систему ЕСХН, обязаны производить уплату страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом № 190 - ФЗ "Об обеспечение пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".

Переход на уплату единого налога не влияет на выполнение плательщиками их обязанностей как налоговых агентов: они обязаны исчислять, удерживать налогоплательщиков и перечислять в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налоги.

В соответствии с этим возлагаются следующие обязанности:

а) правильно и своевременно исчислять соответствующие налоги, удерживать их из средств, выплачиваемых налогоплательщиком и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды);

б) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика, если таковая имеется;

в) вести учет выплаченных налогоплательщикам средств, удержанных и перечисленным в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержание и перечисление налогов"[2].

Авторы С.С. Абанина и М.В. Абанин в учебнике "Налоги и налогообложение" описывает ЕСХН так: "Налогоплательщиками ЕСХН признаются организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, перешедшие на данный налоговый режим".

Статья 346.2 НК РФ раскрывает понятия "сельскохозяйственные производители" для целей налогообложения ЕСХН, определяет критерии отнесения налогоплательщиков к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Ими, в соответствии с указанной статьей, признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

В отличие прежней редакции статьи, Кодекс на законодательном уровне выделяет выращивание рыбы в качестве деятельности, позволяющей применять налоговый режим ЕСХН. В связи с изменением объекта налогообложения ЕСХН законодатель исключил из определения сельхозпроизводителей обязательное наличие сельскохозяйственных угодий. Статья также разделяет переработку собственной сельхозпродукции на первичную и последующую (промышленную). При этом устанавливается, что порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 449 "Об отнесении продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы" установлено, что к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, относятся сельскохозяйственная продукция (продукция растениеводства и животноводства) и (или) выращенная рыба (продукция рыбоводства), прошедшие технологические операции переработки для сохранения их качества и обеспечения длительного хранения, используемые в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемые без последующей промышленной переработки потребителям[3].

Скворцов О.В. описывает в своих изданиях про порядок исчисления и уплаты налога ЕСХН так: "Исчисление и уплата единого сельскохозяйственного налога регулируется гл.26.1 НК РФ.

Организации и предприниматели могут применять систему налогообложения в виде ЕСХН, если они (ст.346.2 НК РФ):

производят сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивают рыбу;

осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку;

реализуют эту продукцию и (или) рыбу".

Помимо выше названных должно быть выполнено еще одно важное условие. Доля дохода от реализации произведенной этими налогоплательщиками сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы (включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы) должна составлять не менее 70% в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.