Саморегулируемые организации должны быть независимыми в решении оперативных вопросов, но при этом в своей деятельности следовать единой концепции развития рынка ценных бумаг, утверждаемой государством.
Вопрос сочетания государственного регулирования и общественного саморегулирования рынка ценных бумаг недостаточно изучен отечественной наукой. Использование двух форм регулирования (государственной и общественной саморегуляции) может привести к негативным последствиям, так как возникает опасность дублирования государственного ведомства, вследствии чего на участников рынка может лечь двойная нагрузка по отчетности и контролю, а также существенно увеличиться стоимость ведения бизнеса (во избежание таких негативных последствий функции органов государственного управления и саморегулируемых общественных организаций должны быть четко разделены).
Организация регулирования рынка ценных бумаг на региональном и муниципальном уровнях остается на сегодняшний день не решенным вопросом для большинства российских регионов, за исключением экономически развитых.
В то же время именно региональным предприятиям, находящимся далеко то финансовых центрах страны, наиболее тяжело привлекать инвестиции в развитие производства. Исключение составляют гиганты топливно-энергетического комплекса и некоторых других сырьевых отраслей, чья продукция пользуется стабильным мировым спросом. Поэтому содействие и привлечение инвестиций для региональной и местной промышленности становится основной практической задачей в области регулирования рынка ценных бумаг на уровне каждого субъекта Российской Федерации и муниципалитета.
Эффективное регулирование рынка ценных бумаг:
- дает «правила игры» для цивилизованной конкуренции между участниками рынка, которые в конечном результате приводит к расширению и улучшению качества предлагаемых инвесторам услуг;
- создает условия, позволяющие населению с уверенностью вкладывать средства, а участникам рынка - безбоязненно расширять свой бизнес;
- обеспечивает высокие стандарты поведения участников, минимизирую риск мошенничества и злоупотребления.
Важнейшим качественным отличием современным этапом развития рынка ценных бумаг является растущее международное признание российского фондового рынка, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам.
Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить вступление России в Международную организацию комиссий по ценным бумагам (IOSCO), получение одновременно кредитного рейтинга Moody s, Standard&Poor s и IBCA, успешные выпуски «еврооблигаций», публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение одной из российских компаний в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых Российских банков «надежным иностранным депозитарием» и др.
3.2 Организационная структура системы государственного регулирования рынка ценных бумаг: субъекты, объекты, основные принципы, задачи и методы регулирования
Субъекты регулирования (регулирующие органы):
- косвенного (непрямого) воздействия - Президент РФ, Федеральное собрание РФ (Совет Федерации ФС РФ, Государственная дума ФС РФ), Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба страхового надзора, Верховный суд РФ, Арбитражный суд РФ;
- прямого (непосредственного) воздействия - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Министерство финансов РФ, Банк России, Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Основные функции органов прямого регулирования:
ФСФР - разрабатывает основные направления развития РЦБ и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования РЦБ;
- утверждает стандарты эмиссий и проспекты эмиссий ценных бумаг эмитентов (в т.ч. и иностранных эмитентов);
-разрабатывает правила осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке;
- устанавливает требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу;
- определяет нормы бухгалтерского учета, отчетности, внутреннего учета и внутреннего контроля для профессиональных участников фондового рынка;
- лицензирует профессиональную деятельность на РЦБ;
- обеспечивает раскрытие информации на РЦБ, защищает права и законные интересы инвесторов, регулирует корпоративное (акционерное) управление;
- утверждает, квалификационные требования и проводит аттестацию специалистов фондового рынка и многое другое.
Министерство финансов РФ при участии Банка России осуществляет эмиссию и размещение государственных долговых ценных бумаг. Кроме того, Министерство финансов контролирует эмиссию и размещение долговых ценных бумаг субъектов РФ. ФАС регулирует рынок производных финансовых инструментов.
Объекты государственного регулирования:
- эмитенты ценных бумаг (организации, выпускающие и размещающие акции, облигации и другие ценные бумаги, включая регистраторов, аудиторов, платежных агентов и т.д.);
- профессиональные участники РЦБ (брокеры, дилеры, доверительные управляющие, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли, клиринговые организации);
- организации, осуществляющие коллективные инвестиции на фондовом рынке (инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании фондов, специализированные депозитарии и др.);
- инвесторы (юридические и физические лица);
- саморегулируемые организации РЦБ;
- организации, осуществляющие обслуживание инфраструктуры РЦБ и оказывающие услуги участникам фондового рынка (андеррайтеры, специализированные консультанты, специализированные учебные центры и др.).
Основные стратегические задачи государственного регулирования
- формирование и обеспечение неуклонного соблюдения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых РЦБ наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономические функции - мобилизацию свободных ресурсов для инвестирования экономики и формирования доходных и надежных инструментов сбережения для населения;
- создание цивилизованного рынка и интеграция российского РЦБ в мировой финансовый рынок;
- защита законных прав и интересов профессиональных участников РЦБ.
Основные принципы государственного регулирования РЦБ:
- вся система регулирования РЦБ (включая саморегулирование) создается государством, выполняющим универсальную функцию по защите граждан и их интересов, принимающим меры по защите прав участников РЦБ на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на фондовом рынке;
- принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ;
- принцип равных возможностей всех участников рынка перед государственными органами регулирования;
- принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка;
- ориентация на мировой опыт государственного регулирования РЦБ и учет тенденции глобализации финансовых рынков;
- использование механизмов саморегулирования РЦБ, создаваемых при помощи и под контролем государства.
Основные методы регулирования РЦБ:
- методы институционального и функционального регулирования;
- саморегулирование как метод оперативного решения текущих вопросов;
- общественное регулирование через общественное мнение.
3.3 Необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг в России
Сегодня, прежде всего, необходима активная государственная политика, направленная на восстановление отечественного рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировой рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в экономику. Происшедшие события еще раз убедили сомневающихся в необходимости усиления государственного регулирования, особенно в вопросах обеспечения безопасности рынка ценных бумаг в кризисный период, который переживает наша страна.
Решение данной проблемы, в первую очередь, должно найти отражение в концепции развития рынка ценных бумаг, законодательстве, отвечающем национальным интересам России и устанавливающем правила поведения его участников в вопросах формирования инфраструктуры и системы ее регулирования. Государство должно выполнять на рынке ценных бумаг, прежде всего, системообразующую функцию и нести ответственность за состояние его национальной и экономической безопасности.
В результате вхождения России в мировую экономическую и финансовую систему уязвимость ее рынка ценных бумаг от внешних воздействий значительно возрастет. Назрела необходимость исследования проблем безопасности рынка, выработки концептуальных подходов и практических мер по ее обеспечению на основе анализа зарубежного и отечественного опыта. Национальная безопасность рынка ценных бумаг означает надежную и обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства защищенность национально-государственных интересов на рынке ценных бумаг от внутренних и внешних угроз. Состояние безопасности оценивается системой параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования как рынка в целом, так и отдельных его сегментов.
Способность государства защитить рынок от негативных воздействий и не допускать таких обвалов, как массовый крах мошеннических финансовых пирамид или пирамиды государственных ценных бумаг, является основной характеристикой состояния его национальной и экономической безопасности. Сегодня государство с этим не справляется. Национальные интересы России применительно к рынку ценных бумаг, понимаемые как комплекс макроэкономических и политических задач государства, в сегодняшних условиях включают в себя: восстановление доверия участников рынка ценных бумаг к государству и его финансовым институтам; организацию процесса расширенного воспроизводства и повышение его эффективности на основе мобилизации прежде всего внутренних инвестиционных ресурсов; усиление социальной ориентированности экономики и обеспечение финансовой безопасности граждан; укрепление экономического суверенитета страны.
Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных в рыночной экономике. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущие ему повышенные риски, интересы безопасности его участников (субъектов) обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов. Законодатель должен учитывать высокую значимость эффективного и работоспособного контроля за сохранением высокой международной репутации российского фондового рынка. Правовые и организационные меры должны быть направлены на повышение конкурентоспособности отечественного рынка ценных бумаг на международной арене.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9