ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования оптимальной структуры рынка ценных бумаг
1.1 Структура рынка ценных бумаг и ее роль в обеспечении справедливого ценообразования
Глава 2. Принципы и практика ценообразования на рынке ценных бумаг
2.1 Задачи и принципы ценообразования на рынке ценных бумаг
2.2 Виды и функции цен на рынке ценных бумаг
2.3 Методы и факторы ценообразования на рынке ценных бумаг
2.4 Специфика ценообразования на первичном и вторичном рынке ценных бумаг
2.5 Особенности ценообразования на различные виды ценных бумаг
Глава 3. Правовые основы регулирования рынка ценных бумаг
3.1 Регулирование рынка ценных бумаг. Понятия, цели, процесс и принципы
3.2 Организационная структура системы государственного регулирования рынка ценных бумаг: субъекты, объекты, основные принципы, задачи и методы регулирования
3.3 Необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг в России
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В процессе перехода экономики России на качественно новый уровень развития возрастает значимость участия российского рынка ценных бумаг в перераспределении денежных ресурсов на цели инвестиций. Способность рынка ценных бумаг перераспределять инвестиции повышается, если рыночная цена ценных бумаг эмитента устанавливается в условиях справедливого ценообразования. Рыночная цена ценных бумаг влияет на стоимость будущих заимствований эмитента и должна объективно отражать его возможности по привлечению инвестиций.
Отсутствие структуры рынка ценных бумаг, создающей условия для взаимодействия всего спроса и предложения на ценные бумаги на принципах свободной рыночной конкуренции отрицательно влияет на практику справедливого ценообразования.
Программы социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу предусматривают организацию целостной системы финансового посредничества, которая предоставляет возможность широкого выбора типов посредников, объектов инвестирования и механизмов снижения рисков работы на фондовом рынке для инвесторов.
В связи с массовым распространением информационных технологий возможности для развития посреднических услуг существенно возрастают. На крупнейших российских фондовых биржах расширяется количество торгуемых ценных бумаг, формируются альтернативные механизмы торговли для традиционных видов ценных бумаг. Снижаются торговые издержки для участников, проводится работа по информационной поддержке эмитентов, выходящих на организованный рынок. За период 2004-2008 гг. торговый оборот биржевого рынка акций вырос на 17 млрд. долл., из них 47% прироста было обеспечено за счет участников, торгующих посредством интернет-трейдинга.
Сложившаяся структура рынка ценных бумаг все более полно отражает интересы инвесторов и эмитентов.
Вместе с тем структурные факторы роста эффективности перераспределительной функции рынка ценных бумаг используются в недостаточной степени. По итогам 2007 г. предприятиями на российском организованном рынке ценных бумаг было привлечено инвестиций на сумму 61,5 млрд. руб. (на 4 млрд. руб. меньше, чем в 2006 году). Это всего 4% от общего объема инвестиций в основной капитал, при том, что потребности в инвестициях в основной капитал для его простого воспроизводства были удовлетворены в 2007 г. всего на 35%.
В настоящее время на организованном рынке ценных бумаг обращались ценные бумаги сравнительно небольшого количества российских эмитентов, которые представляют лишь ограниченный спектр отраслей отечественной экономики. По состоянию на конец 2007 г. 74% капитализации российского рынка ценных бумаг обеспечивали предприятия топливно-энергетического комплекса, в то время как их доля объеме промышленного производства за 2007 г. Не превышала 16%.
Одной из причин того, что сложившаяся структура рынка ценных бумаг недостаточно оптимальна, является наличие барьеров для взаимодействия между элементами и подсистемами данного рынка.
Особое состояние рынка ценных бумаг, отличающееся наличием барьеров для взаимодействия между его элементами и приводящее к нарушению единства и целостности системы, определяется как фрагментарность рынка ценных бумаг.
Фрагментарность рынка ценных бумаг способствует сохранению высокого уровня волатильности, низкого уровня ликвидности рынка и ограничивает его участие в инвестиционных процессах. Невнимание к этой проблеме снижает положительный эффект, наблюдающийся благодаря росту насыщенности оборота ценных бумаг и денежных средств, грозит дальнейшим ослаблением влияния российского рынка ценных бумаг на инвестиционные процессы в экономике и массовым оттоком эмиссионной и торговой активности за пределы страны.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности перераспределительной функции и роста конкурентоспособности рынка ценных бумаг за счет оптимизации его структуры.
Целью работы является анализ фрагментарности как одной из причин неэффективного выполнения рынком ценных бумаг функции перераспределения денежных ресурсов, и разработка системы мероприятий по оптимизации структуры российского рынка ценных бумаг.
Для достижения цели исследования требуется решить следующие задачи:
- Определить понятие «фрагментарность рынка ценных бумаг», выделить формы и виды фрагментарности, в том числе:
- проанализировать связь между способностью рынка ценных бумаг осуществлять его перераспределительную функцию и структурой рынка ценных бумаг;
- выделить причинно-следственные связи между структурой рынка ценных бумаг и процессом ценообразования;
- дать характеристику структуры рынка ценных бумаг, объективно складывающейся при устойчивом состоянии фрагментарности;
- рассмотреть порядок и принципы ценообразования на рынке ценнфх бумаг.
Объектом исследования выступает национальный рынок ценных бумаг.
Предметом исследования является структура рынка ценных бумаг в условиях его фрагментарности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Основной целью существования рынка ценных бумаг является аккумулирование свободных денежных ресурсов хозяйствующих субъектов и распределение данных ресурсов между хозяйствующими субъектами, имеющими в этом потребность. Фондовый рынок, выполняя функцию перераспределения денежных ресурсов, представляет собой систему экономических отношений по поводу купли-продажи ценных бумаг его участниками.
Экономические отношения включают в себя связи, устанавливающиеся между субъектами экономической деятельности в результате торговли, миграции рабочей силы, движения денежных ресурсов и научно-технической деятельности. Рынок ценных бумаг есть элемент сложившейся системы экономических отношений, который обслуживает производственные отношения в части мобилизации, накопления и распределения денежных ресурсов, предназначенных для расширенного воспроизводства. Участие рынка ценных бумаг в системе производственных отношений выражается через совокупность экономических отношений между инвесторами, эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг по поводу получения дивидендов, других фиксированных доходов, связанных с владением ценной бумагой, финансовых результатов от операций купли-продажи ценных бумаг.
Эффективность перераспределительной функции рынка ценных бумаг повышается, если рыночная цена на ценные бумаги эмитента устанавливается в условиях справедливого ценообразования. Цена, по которой продаются и приобретаются ценные бумаги, определяет стоимость заимствования и привлечения денежных ресурсов для эмитентов и доходность размещения свободных денежных ресурсов для инвесторов. Повышенный спрос на продукцию компаний свидетельствует о перспективах роста их прибыли, что при прочих равных условиях стимулирует интерес к ценным бумагам этих эмитентов со стороны инвесторов и снижает стоимость заимствования на рынке ценных бумаг для компаний. Интерес к ценным бумагам таких эмитентов отражается на росте курса ценных бумаг на вторичном рынке, что создает условия для приращения вложенных инвесторами средств. Динамика цен на ценные бумаги на вторичном рынке способна как расширять, так и ограничивать возможности предприятий- эмитентов по привлечению инвестиций.
Т.о., вторичный рынок ценных бумаг играет важную роль в привлечении инвестиций в экономику страны. «Одной из основных функций такого рынка является установление курса ценных бумаг, то есть определение такой рыночной цены, которая отражает всю имеющуюся информацию о конкретных ценных бумагах. И чем быстрее устанавливается эта цена, тем эффективнее происходит размещение капитала на фондовом рынке».
Рыночная цена ценной бумаги устанавливается в процессе договоренности между покупателями и продавцами ценных бумаг, которые учитывают рыночную конъюнктуру. В результате, рыночная цена в ряде случаев отличается от номинальной стоимости ресурса, приходящегося на ценную бумагу. Важным условием эффективности выполнения фондовым рынком его перераспределительной функции выступает справедливое ценообразование на ценные бумаги эмитентов.
Справедливое ценообразование на рынке ценных бумаг построено на принципах рыночной справедливости, критериями которой являются:
Объективность - взаимодействие имеющегося на рынке спроса и предложения в условиях свободной конкуренции между покупателями и продавцами.
Полнота взаимодействия спроса и предложения - формирование цены на основе учета совокупного спроса и предложения.
Ликвидность - постоянное наличие на рынке определенного объема спроса и предложения, необходимого для осуществления ценообразовательного процесса.
Информационная симметрия и информационная прозрачность открытость информации, формирующей представление участников о стоимости ценных бумаг, равный доступ к этой информации всех участников рынка.
Объективность ценообразовательного процесса при прочих равных условиях создается механизмом совершенной конкуренции. Конкуренция между эмитентами строится на ограниченности денежных ресурсов, предлагаемых инвесторами. Инвесторы конкурируют друг с другом за право размещения денежных ресурсов с наименьшим риском и максимальной доходностью. На вторичном рынке система конкурентных отношений может быть определена как конкуренция между покупателями и продавцами за право первоочередного заключения сделки по наилучшей цене из представленных на рынке (наибольшая цена спроса для продавца и наименьшая цена предложения для покупателя).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9