Рефераты. Практика инвестирования инновационного машиностроительного кластера

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые. По роли в процессе производства можно выделить основные и дополняющие. Основные продуктовые создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей; дополняющие продуктовые инновации расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические инновации составляют базис крупных технологических систем, а дополнительные технологические инновации развивают имеющиеся базисные технологии.

По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие основой для машиностроения, и инновации, которые находят применение во всех отраслях. Как правило, эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом.

Восходящие инновации создаются на основе новых знаний, нисходящие инновации имеют в своей основе имеющуюся базу знаний и их коммерциализацию. Можно также говорить об инновациях, вытекающих из знаний, и инновациях, происходящих из практической деятельности [19].

Таким образом, наиболее традиционным подходом к типологии инноваций является разделение их на инновации-продукты и инновации-процессы. Также общепринято разделение инноваций на технологические (относятся как к изменениям свойств материи, так и к сфере услуг) и организационные. Последние часто связаны с образованием, подготовкой и использованием рабочей силы.

По своему технико-экономическому содержанию инновации могут быть радикальными (принципиальными, революционными) и эволюционными (постепенными, модернизационными). Кроме того, методически полезно инновации разделить на непрерывные и скачкообразные, или прерывистые. Последняя классификация связана с понятием «продуктовая платформа», т.е. «набор подсистем и интерфейсов, которые формируют базовую структуру, позволяющую эффективно разрабатывать и выпускать поток производственных продуктов» [21]. Продуктовая платформа – это некий базовый набор потребительских свойств, который позволяет в дальнейшем его значительно дифференцировать путем сочетания стандартных и изменяемых элементов продукции и услуг. В рамках одной продуктовой платформы возможно широкое разнообразие конкретных изделий, которые позволяют осваивать дифференцированные сегменты рынка и существенно снижать производственные и сбытовые издержки.

Понятие «продуктовая платформа» применимо для инновационных процессов РМК, т.к. инновации в рамках одной продуктовой платформы рассматриваются как непрерывные, создание новой продуктовой платформы и выпуск ее на рынок - как прерывистые.

В последнее время этот набор критериев дополняется новыми, которые еще окончательно не утвердились в научной литературе. Так, М. Портер и Г. Бонд предлагают подразделять инновации на восходящие (upstream) и нисходящие (downstream) [41]. Первые тесно связаны с научными исследованиями, вторые - с процессом коммерциализации. Соответствующим образом предлагается разделять и факторы, формирующие инновационную среду.

Д. Спенер использует другой подход: инновации «вытекающие из знаний» (knowledge-driven) и «управляемые использованием» (use-driven). Одни и те же организации используют оба источника, но они мотивируются сильно отличающимися целями. В одном случае необходим другой подход, чтобы решить проблему, в другом необходимо полностью новое знание [18].

Схематично эти подходы представлены на рис. 8.

















В рамках процесса восходящих нововведений идеи трансформируются в технологические возможности, представленные в виде прототипов продуктовых концепций или платформ. После создания технологической базы это знание, взаимодействуя с исследованиями рынка, в ходе нисходящих инноваций превращается в коммерческую продукцию или услуги.

Приведенные точки зрения уточняют подходы к достаточно традиционной для теории инноваций дискуссии об их первопричинах. В качестве таковых рассматриваются либо «технологический толчок» (technology push), либо «вызов спроса» (demand pull). Соответственно тому, какой из указанных стимулов является ведущим, используется разделение на «нововведения предложения» и «нововведения спроса». Согласно, например, Й. Шумпетеру и его сторонникам (К. Фриман, Н. Розенберг, Р. Нельсон, А. Филипс и др.), исходными являются научно-технические предпосылки, в то время как И. Шмуклер, Г. Менш, Э. Вонхиппель и другие полагают, что определяющим является спрос. На наш взгляд, в практике существуют и те и другие. Первые формируют спрос, а вторые возникают в качестве обратной волны на запросы потребителей.

Эволюционные нововведения происходят непрерывно. Со второй половины XX века частота их возрастала, поскольку они появляются в результате целенаправленно организованных исследований и разработок. Они часто являются и следствием идей и предложений, поступающих из сферы производства, сбыта, потребления. Особенности современной конкуренции (научно-техническое соперничество, расширение масштабов глобального переплетения экономик, наличие достаточно широкого набора альтернативных вариантов удовлетворения потребностей) приводят к сокращению жизненных циклов, прежде всего, нововведений модернизационного характера. Значение эволюционных нововведений чрезвычайно велико, хотя часто каждое из них само по себе дает относительно небольшой полезный эффект. Они служат важным источником роста производительности труда, экономии ресурсов и повышения качества. Их роль в увеличении экономической эффективности радикальных нововведений сразу после создания последних становится определяющей.

Каждую из рассмотренных классификаций инноваций, на наш взгляд, в той или иной мере можно считать справедливой. Довольно часто в практике ведущих развитых стран для определения инноваций применяется следующая простая схема ответов на вопросы: Что производится? Как производится? Для кого производится? В зависимости от ответов на них формируется та или иная классификация инноваций, с точки зрения того, что они изменяют на предприятии. Как правило, это предполагает четыре основных вида инноваций: инновации продукции; инновации процессов (технологические); инновации персонала (человеческого фактора); инновации управленческой деятельности.

Применительно к РМК основу инновационной политики должны создавать инновационные технологии и инновационная продукция. Это залог конкурентоспособности и экономического роста. Но главным по значимости считаются управленческие инновации, так как именно они создают предпосылки для осуществления всех остальных видов инноваций.

Если на ранних этапах проведения инноваций главная цель предприятия состояла в поиске рыночной «ниши» и достижении минимально необходимого уровня конкурентоспособности производимой продукции, то в настоящее время акцент смещается на «закрепление» достигнутых результатов и позиций на рынке, прежде всего, путем повышения качества продукции и производства таких изделий, которые по своим характеристикам не уступают зарубежным аналогам.

В соответствии с этим, на наш взгляд, применительно к РМК инновациями являются создание и использование новых или усовершенствованных технологий, технологических методов и средств при:

- производстве продукции производственно-технического и научно-технического назначения, материалов и конструкций;

- ремонте технологического оборудования, изготовлении и реализации техоснастки и нестандартного оборудования;

- диагностике, сервисном обслуживании и ремонте продукции предприятия;

- оказании различных услуг юридическим и физическим лицам;

- торгово-закупочной и коммерческо-посреднической деятельности;

- производстве пуско-наладочных, ремонтных, проектно-сметных и конструкторских работ;

- информационном обслуживание посредством вычислительной техники;

- управлении и других сферах деятельности направленной на обеспечение и повышение качества продукции, сокращение удельных затрат на производство продуктов, выпуск новых продуктов;

- проведении экологических мероприятий;

- обеспечении социальных условий на производстве.

Обобщая все вышеизложенное, на наш взгляд, можно предложить следующую классификацию инноваций РМК (табл. 4).


Таблица 4 Классификация инноваций РМК

Классификационный

признак

Классификационные группировки инноваций

1

2


тип инновации

- продуктовые (новые продукты, услуги);

- процессные (технологии, организация производства, управленческие процессы, экологические, условия труда)


2

инновационный

потенциал

- радикальные (базовые);

- комбинаторные (использование различных сочетаний);

- модифицирующие (улучшающие, дополняющие)


отношение к своему предшественнику

- замещающие (вместо устаревшего);

- отменяющие (исключают выполнение операций);

- возвратные (к предшественнику);

- открывающие (новые, аналогов нет)


цель

- повышающие эффективность производства;

- повышающие эффективность управления кластером;

- улучшающие условия труда;

- повышающие уровень подготовки специалистов




сфера деятельности

РМК

- научные;

- технические;

- технологические;

- конструкторские;

- производственные;

- управленческие;

- информационные;

- снабженческо-сбытовые;

- социальные;

- экологические;

- юридические


место

в РМК

- внутриуниверситетские

- обслуживающие организации;

- производственные организации;

- организации-потребители;

- внутрикластерные;

- оказывающие влияние на организации за пределами кластера

стадии жизненного

цикла товара, на

которых внедряется

инновация

- на стадии стратегического маркетинга;

- на стадии НИОКР;

- на стадии организационно-технологической подготовки;

- на стадии производства;

- на стадии сервисного обслуживания, осуществляемого изготовителем


место

возникновения

- внутри РМК (университет, НИИ, специализированные фирмы, малые научные предприятия, технопарки, бизнес-инкубаторы и т.д. – элементы РМК);

- вне РМК (организации, не входящие в РМК, у которых могут приобретаться патенты)

масштаб

распространения

- применяется только в РМК;

- применяется и в других организациях, не входящих в РМК

степень

новизны

- на основе научного открытия;

- на основе нового способа применения давно открытого явления



временной

параметр

- стратегические;

- тактические;

- реактивные



форма


- открытия, изобретения, патенты;

- рационализаторские предложения;

- ноу-хау;

- товарные знаки, торговые марки, эмблемы;

- новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п.

вид эффекта,

полученного

в результате

внедрения


- научно-технический;

- социальный;

- экологический;

- экономический (коммерческий);

- интегральный

характер удовлетворения потребностей

- удовлетворение существующих потребностей;

- формирование новых потребностей

потребности

в инвестициях

- требующие инвестиций;

- не требующие инвестиций

форма

инвестиций

- финансовые средства (собственные средства предприятия; кредиты банков; бюджетное; средства венчурных и других фондов; смешанное финансирование);

- лизинг;

- франчайзинг;

- форфейтинг



Классификация инноваций по предлагаемым признакам позволит, на наш взгляд:

- осуществлять «привязку» к типу инноваций того или иного вида стратегии, иными словами - тип инновационной стратегии любого уровня зависит от преобладающего типа инноваций;

- конструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций;

- определять положение, формы реализации и продвижения на рынке, которые неодинаковы для различных типов инноваций;

- формировать инвестиционную политику инновационной деятельности РМК.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, проведенное в первой главе исследование, позволяет сделать следующие выводы:

- кластер представляет собой индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой и выступающих альтернативой секторальному подходу. Кластер позволяет получать положительный синергетический эффект за счет территориальной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах, диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и развития бизнеса. При этом отсутствуют границы между секторами и видами деятельности, и все они рассматриваются во взаимосвязи;

- проведенный анализ и систематизация научной литературы позволили определить региональный машиностроительный кластер как устойчивый постоянно развивающийся элемент национальной инновационной системы, дающий синергетический эффект и включающий машиностроительные и взаимосвязанные с ними предприятия, а также организации научной и учебной сферы, малые инновационные предприятия, деятельность которых направлена на проведение прикладных исследований, разработку, внедрение и коммерциализацию инноваций;

- признаками регионального машиностроительного кластера: производственно-технологическая взаимосвязь предприятий, формирующих кластер; территориально-производственная общность взаимосвязей; наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей трансфер знаний и технологий; гибкость состава и структуры, отсутствие жестких формальных ограничений и барьеров, препятствующих расширению и сужению кластера; открытость кластера как системы;

- предложена классификация РМК по следующим признакам: построение, эволюция процесса образования, степень развития, жизненный цикл, структура управления, глубина и сложность связей, структура взаимодействия элементов кластера, зависимость от интеграции производственных процессов, организация и степень развития межфирменных связей, участие государства, форма собственности, источники финансирования;

- определены следующие принципы формирования РМК: государственно-частного партнерства, системность, целеполагание, организационные принципы, ресурсная обеспеченность;

- механизмами кооперации в РМК являются: затратно-распределительный, кредитно-кооперационный, налогово-оптимизационный, инновационный, информационный;

- механизм формирования регионального машиностроительного кластера представляет собой совокупность законодательных, нормативно-правовых, организационных и экономических методов, инструментов и средств, обеспечивающих трансформацию взаимоотношений предприятий, учреждений и организаций как элементов кластера, с целью развития инновационной активности и повышения конкурентоспособности как каждого участника, так и региона в целом;

- обосновано, что центром (ядром) РМК должен выступать национальные исследовательские университеты, что обеспечит непрерывность инновационного процесса;

- применительно к РМК под инновацией следует понимать результат научно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности, и направленный на совершенствование процесса производства и управления на предприятии. На машиностроительном предприятии можно выделить следующие инновации: технико-технологические, проявляющиеся в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства; организационные, выступающие в качестве новых форм и методов организации процессов воспроизводства; управленческие, проявляющиеся в изменении состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированного на замену элементов системы управления (или всей системы в целом); экономические, фиксирующие положительные изменения в системе экономических отношений на машиностроительном предприятии; социальные, проявляющиеся в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения продуктивных стимулирующих и мониторинговых систем на предприятии; экологические, предотвращающие негативное воздействие деятельности всех элементов РМК на окружающую среду и улучшающие ее;

- инновационная деятельность РМК представляет собой целенаправленную и организованную творческую деятельность, состоящую из совокупности различных видов работ, взаимоувязанных в единый процесс по созданию, производству и коммерциализации инноваций. Она включает в себя изучение рынка с целью определения потребностей в инновациях, инновационный процесс, а также деятельность, связанную с разработкой и распространением инноваций.



ЛИТЕРАТУРА


1. Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 2003 г .

2. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент. - М. :Финансы и статистика, 2006 г.

3. Ефимова О. В. Финансовый анализ - М. : Бухгалтерский учет, 2003 г.

4. Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М. : Финансы и статистика, 1996.

5. Холт Роберт Н. Основы финансового менеджмента. - Пер. с англ. - М. : Дело, 1993.

6. Хеддевик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. - М. : Финансы и статистика, 2003 г.

7. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент – М.: 2007 г.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – М: ИНФРА-М, 2006 г.

9. Баканов М.И. , Шеремет А.Д. «Теория экономического анализы: учебник.». - М.: Финансы и статистика, 2000г.- 288с.

10. Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности.» - М.: Финансы и статистика, 2003г. - 432с.

11. Крейнина М.Н. «Финансовое состояние предприятия. Методы оценки».- М. .: ИКЦ «Дис», 1997г- 224с..

12. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительством РФ 5 августа 1992 года №552.

13. "Финансовый менеджмент: теория и практика"/ Под ред. Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 2002 г.

14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа» - М.: ИНФРА- М, 1999г. - 176с.

15. Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализа затрат. – М.: Филинъ, 2000 г.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.