Рефераты. Практика инвестирования инновационного машиностроительного кластера

Выделение разнообразных средств воздействия обусловливает наиболее распространенную типологию механизмов управления, которая включает выделение организационных, экономических, социально-психологических механизмов управления. Такая классификация достаточно четко коррелирует с группами интересов человека. Однако следует подчеркнуть, что подобная классификация чаще всего используется при обосновании внутрифирменных механизмов.

Применительно к формированию РМК, на наш взгляд, можно предложить следующее определение: механизм формирования регионального машиностроительного кластера представляет собой совокупность законодательных, нормативно-правовых, организационных и экономических методов, инструментов и средств, обеспечивающих взаимоотношения предприятий, учреждений и организаций как элементов кластера, с целью развития инновационной активности и повышения конкурентоспособности как каждого участника, так и региона в целом.

В соответствии с данным определением система формирования РМК может состоять, на наш взгляд, из двух подсистем:

-                     управляющей, в качестве которой выступает управленческий аппарат региона, и управленческий аппарат организаций и предприятий;

-                     управляемой, в качестве которой выступает инновационная деятельности кластера.

Воздействие управляющей подсистемы на управляемую может осуществляться на основе различных методов и подходов. В научной литературе выделяются различные научные подходы к управлению инновационной деятельностью предприятий. Рассмотрим те из них, которые наиболее приемлемы, на наш взгляд, к формированию РМК. Фатхутдинов Р.А. выделяет следующие научные подходы к инновационному менеджменту: системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, оптимизационный, административный, поведенческий и ситуационный. Среди методов управления инновационной деятельностью он выделяет административные, экономические, социально-психологические, сетевые, методы анализа и прогнозирования [8].

Однако в данном комплексе отсутствует, как представляется, один из наиболее эффективных для подсистемы инновационной деятельности РМК - метод логистического управления [15]. Модель системы управления инновационной деятельности РМК представлена на рис. 5.


 










Функциональный аспект управляющей подсистемы управления инновационной деятельности РМК представлен в табл. 2.


Таблица 2 Функциональный аспект управляющей подсистемы управления инновационной деятельности РМК

Цикл управления

Элементы

цикла управления

Функциональные задачи системы







Разработка (принятие) решения


Прогнозирование

1. Определение стратегических целей РМК

2. Прогнозы потребностей на рынке

3.Прогнозы реформирования РМК




Планирование

Координация

1. Стратегия маркетинга

2. Планы приоритетных направлений деятельности

3. Планы разработки инноваций

4. Программы реформирования деятельности РМК

5. План первоочередных инновационных проектов

6. Планы ресурсного обеспечения инновационных проектов

7. Бюджеты центров ответственности





Реализация решения




Организация

Координация

1. Распределение ресурсов

2. Выделение центров инвестиций

3.Формирование команд исполнителей

4. Разработка инновационных проектов

5. Реинжиниринг неэффективных бизнес-проектов

6. Организация инновационных процессов в пространстве и во времени.

Регулирование

Разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих равномерное выполнение планов и программ.

Стимулирование

Мотивация

Разработка административных мер по стимулированию и мотивации качественной работы персонала инновационных процессов



Контроль выполнения решения



Контроль

Учет

Анализ

1. Анализ финансового состояния предприятия

2. Анализ синергетического эффекта РМК

3. Оценка источников ресурсов;

4. Анализ инновационных результатов и возможностей;

5. Анализ деятельности каждого предприятия, входящего в РМК

6. Контроль выполнения планов и программ


1)                К функциям объекта управления можно отнести рисковое вложение капитала, а также организацию инновационного процесса. Формирование и функционирование системы управления инновационной деятельностью РМК должно строиться на определенных принципах. На наш взгляд, эти принципы должны лежать в основе функционирования субъекта и объекта управления данной системы, а также метода воздействия субъекта на объект. В соответствии с таким подходом принципы системы управления инновационной деятельности РМК можно классифицировать по трем группам (рис. 6):

1)принципы, направленные на формирование и функционирование управляющей подсистемы;

2)                управляемой подсистемы (инновационный и инвестиционный процессы);

3)                принципы воздействия субъекта управления в рассматриваемой системе на объект управления.


 


















Управляющая подсистема инновационной деятельности РМК должна ориентировать деятельность предприятий, входящих в него на потребителя. Это предполагает создание маркетинговых структур, обеспечивающих инновационные процессы соответствующей информационной поддержкой о рынке.

При формировании организационной структуры управления инновационной деятельностью одним из основных принципов является принцип децентрализации полномочий и ответственности, что предполагает делегирование определенной части полномочий и ответственности на более низкий уровень управления. Выражением этой функции может быть внедрение бюджетирования как метода оперативного финансового планирования.

Одним из важнейших принципов является соотношение организационной структуры инновационным процессам, проходящим в кластере. Это предполагает создание специальных подразделений, обслуживающих инновационный процесс: службы маркетинга инноваций; подразделений, создающих инновации; обеспечивающих инвестиционный процесс; планирующих и контролирующих инновационную деятельность.

Диверсификация инноваций предполагает наличие богатого инновационного портфеля, содержащего инновации, находящихся на различных этапах своего жизненного цикла.

Деятельность РМК должна обеспечивать качественный скачок в инновационной деятельности, что является результатом реализации предыдущих принципов. Качественный скачек предполагает не только устранение отдельных недостатков в инновационной деятельности, но и революционный прорыв в технологии производства и продажи продукта.

Система управления инновационной деятельности должна использовать эффективные информационные технологии. Информация должна касаться инновационных продуктов, технологий, процесса организации и управления, а также изменений конкурентной и правовой среды. Информация должна быть оперативной, достоверной, полной.

Важным принципом формирования системы управления является сбалансированность материальных и финансовых ресурсов инновационного процесса на всех стадиях кругооборота авансированного капитала. Сбалансированность предполагает согласование потоков материальных и финансовых ресурсов во времени как по вертикали, так и по горизонтали.

Инвестиционная сфера должна быть сориентирована на инновационную сферу с точки зрения воспроизводства, распределения и контроля. Эффективность инновационной деятельности определяется многими параметрами инвестиционной деятельности (размерами и своевременностью инвестиций, а также организацией и условиями процесса инвестирования). Эти параметры влияют на скорость перелива инвестиций в различные сферы инновационной деятельности в зависимости от сложившейся на инновационном рынке деловой конъюнктуры.

Инвестиции должны охватывать разнообразные направления инновационного процесса в комплексе, поэтому РМК необходимо иметь различные альтернативные источники финансирования своей деятельности. Принцип альтернативности источников финансирования является одним из выражений принципа гибкости инвестиционного процесса. Кроме этого, гибкость предполагает разнообразие условий финансирования.

Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в инновационной деятельности кластера, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели. Этот принцип предполагает создание системы показателей, методов и моделей, которые соответствовали бы содержанию системы управления кластером в целом.

Принцип тотальных затрат предполагает учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками по всей цепи управления инновационной деятельности.

Принцип глобальной оптимизации предполагает согласование локальных целей функционирования с деятельностью для достижения глобального оптимума всего кластера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.