Пригожин А.И. выделяет девять классификационных признаков:
- по типу новшеств: материально-технические (техника, технология, материалы), социальные, экономические, организационно-управленческие, правовые, педагогические;
- по инновационному потенциалу: радикальные (базовые), комбинаторные (использование различных сочетаний), модифицирующие (улучшающие, дополняющие);
- по принципу отношения к своему предшественнику: замещающие (вместо устаревшего), отменяющие (исключают выполнение операций), возвратные (к предшественнику), открывающие (новые, аналогов нет);
- по объему применения: точечные, системные (технологические, организационные и т.п.), стратегические (принципы управления производством);
- по социальным последствиям: вызывающие социальные издержки, новые виды монотонного труда, вредные условия и т.п.;
- по эффективности (целям): эффективность производства, эффективность управления, улучшение условий труда и т.д.;
- по особенностям механизма своего осуществления: единичные (на один объект), диффузные (на многие объекты), завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные;
- по особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные, межорганизационые;
- по источнику инициативы: прямой социальный заказ, в результате изобретения.
Хучек М. предлагает классифицировать инновации с точки зрения:
- оригинальности характера изменений: оригинальные (творческие), неоригинальные (подражающие);
- степени сложности: несвязанные (мелкие усовершенствования), связанные (коллективный результат);
- отрасли хозяйства: материализованные (твердые), нематериализованные (мягкие, управленческие);
- степени новизны: новинки в мировом масштабе, новинки в стране или отрасли, новинки на предприятия;
- социально-психологических условий внедрения: рефлекторно осознаваемые, внедрение без длительного обдумывания, запланированные, внеплановые;
- по сфере применения: технические, технологические; организационные и экономические; общественные (внепроизводственные).
Горшков В.В. и Кретова Е.А. выделяют всего два классификационных признака: структурная характеристика инноваций (инновации на «входе» предприятия и инновации на «выходе»); целевые изменения (технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, инновации в области управления).
Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. предлагают классифицировать инновации по причине возникновения на реактивные и стратегические; с точки зрения предмета и сферы приложения – на продуктовые, рыночные и инновации-процессы; по характеру удовлетворяемых потребностей - ориентированные на существующие потребности, ориентированные на формирование новых потребностей [Цит. по 274]. На наш взгляд, последние две классификации ограничены и не дают представления о широте и возможностях инновационных процессов и инновационной деятельности. Кроме того, классификация инноваций на продуктовые, рыночные и инновации процессы не совсем обосновано, т.к. для любого предприятия, фирмы, общества большинство инноваций является прямо или опосредованно рыночным, дающим тот или иной эффект (прибыль, убыток, улучшение условий, экология и т.д.).
Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. предлагают классифицировать инноваций [8]:
- в зависимости от технологических параметров на продуктовое и процессные;
- по новизне – на новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для предприятия;
- по месту на предприятии – инновации на входе, инновации на выходе, инновации системной структуры;
- в зависимости от глубины вносимых изменений – радикальные (базовые), улучшающие, модификационные;
- по сфере деятельности: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления.
Классификация инноваций по глубине вносимых изменений во многом дополняет рассмотренную выше и позволяет более детально проследить переходы от инноваций низкого уровня к инновациям более высокого уровня. Данная классификация предложена чехословацким экономистом Ф. Валентой [22]:
- инновации нулевого порядка (регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций);
- инновации первого порядка (изменение количественных свойств системы);
- инновации второго порядка (перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования);
- инновации третьего порядка (адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу);
- инновации четвертого порядка (новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений, первоначальные признаки системы не меняются, происходит некоторое улучшение их полезных свойств;
- инновации пятого порядка (новое поколение, меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется);
- инновации шестого порядка (новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа);
- инновации седьмого порядка: новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип).
Таким образом, проведенный анализ научной литературы, посвященной сущности инноваций и различных подходов к их классификации, применительно к инновационным процессам в РМК позволил выделить следующие основные группы инноваций, различающихся по:
- сфере приложения - научно-технические, организационно-экономические и социально-культурные;
- характеру удовлетворяемых потребностей - создающие новые потребности и развивающие существующие;
- предмету приложения - инновация-продукт, инновация-процесс, инновация-сервис, инновации-рынки;
- степени радикальности - базисные, системные, прирастающие, псевдоинновации;
- глубине изменений - регенерирование первоначальных свойств, количественные изменения, адаптивные изменения, новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род;
- причинам возникновения - стратегические и реактивные (адаптивные);
- характеру воздействия на рыночно-технологические возможности предприятия - архитектурные, революционные, нишесоздающие, регулярные;
- масштабам распространения - применяемые только в машиностроении и применяемые и в других отраслях;
- роли в процессе производства - основные и дополняющие;
- характеру связи с научным знанием - восходящие и нисходящие.
Первые две группы инноваций не нуждаются в дополнительном объяснении. Что касается некоторых других групп, то содержание входящих в них инноваций требует, на наш взгляд, комментария.
Инновация-продукт — это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (прежде всего в форме товара) за пределы предприятия. Этот тип инноваций требует значительных инвестиций, так как разработка новых продуктов предполагает проведение НИОКР, разработку инноваций-процессов.
Инновация-процесс - это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее стоимость производства существующего продукта. Данные инновации менее рискованны, чем продуктовые, а в ряде случаев являются и менее капиталоемкими.
Инновация-сервис - инновация, связанная с обслуживанием процессов использования продукта за пределами машиностроительного предприятия.
Инновации-продукты и инновации-процессы тесно связаны и могут переходить друг в друга. Так, разработанные оборудование и инструмент, применяющиеся при производстве товарной продукции внутри предприятия и не выходящие за его пределы, являются инновациями-процессами. Если эти оборудование и инструмент продаются на сторону, то они становятся инновациями-продуктами.
Рассмотрим другой подход классификации инноваций с делением их на базисные (радикальные), системные, улучшающие (прирастающие), псевдонововведения.
Базисные инновации - это инновации, возникшие на базе крупных изобретений, дающие начало новым, ранее неизвестным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах. Базисные инновации требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки является длительным, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов.
Системные инновации представляют собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новыми способами. Улучшающие инновации - это малые, но важные улучшения продуктов, процессов, сервиса. Прирастающие инновации продолжают техническое улучшение и распространяются на приложения радикальных и системных инноваций. Псевдоинновации - это внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик.
Внедрение инноваций оказывает влияние на продуктово-техно-логические и рыночные возможности предприятия. Инновации могут сохранять или разрушать эти возможности. В связи с этим можно выделить четыре типа инноваций: архитектурные, революционные, нишесоздаюшие и регулярные [11].
Архитектурные инновации - это инновации, приводящие к устареванию существующих технологий и продуктов, а также рыночно-потребительских связей.
Революционные инновации приводят к устареванию продуктово-технологических возможностей, но не разрушают рыночно-продуктовые связи. Данный тип инноваций революционизирует традиционные рынки.
Нишесоздающие инновации сохраняют продуктово-технологические возможности, но разрушают существующие рыночно-потребительские связи. Они создают новые рыночные ниши для существующих технологий и продуктов.
Регулярные инновации консервируют как продуктово-технологические возможности, так и рыночные связи. Данный тип инноваций имеет место тогда, когда происходит совершенствование продуктов и технологий, например, с помощью прирастающих инноваций, которые приводят к закреплению предприятий на старых рынках. Описанные выше четыре типа инноваций можно схематично представить в матричном виде (табл. 3).
Таблица 3 Рыночная продуктово-технологическая классификация инноваций
Рыночные связи
Продуктово-технологические возможности
Сохранение
Регулярные
Революционные
Разрушение
Нишеобразующие
Архитектурные
Выделенные по причинам возникновения реактивные инновации - это инновации, обеспечивающие выживание предприятия, как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т. е. эти инновации предприятия вынуждено произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегические инновации - это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9