- определение технологии бюджетирования;
- определение форматов основных бюджетов;
- разработка бюджетного регламента;
- организация бюджетного процесса;
- автоматизация бюджетирования.
Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обеспечивает основу для управления организацией.
В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.
Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия.
Методологическую основу планирования составляют: принципы, методы, объекты, задачи и временные сроки планирования. К основным принципам планирования на предприятии относятся: комплексность, непрерывность, адаптивность, обоснованность, оптимальность. К основным методам планирования относятся: балансовый, нормативный, программно-целевой, пофакторный, экономико-математический.
Финансовое планирование, как и любое другое, может быть: краткосрочным (до 1 года); среднесрочным (до 5 лет); долгосрочным (свыше 5 лет).
Краткосрочный финансовый план входит в качестве одного из разделов в бизнес-план компании (предприятия). Долгосрочное финансовое планирование имеет свои отличия. Отдельно следует выделить понятие «стратегическое финансовое планирование».
Финансовое планирование и контроль нельзя сводить к прогнозированию, так как специалист по финансовому планированию и контролю должен предусмотреть не только то, что, скорее всего произойдет, но и то, что вряд ли может случиться, а если это все-таки случится - он должен иметь план действий.
Другое важное замечание — финансовое планирование не ставит цели минимизировать риск, его задача - решить, какие риски стоит на себя брать, какие — нет. Компании используют в настоящее время самые различные способы альтернативного планирования и контроля.
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта. Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта. Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
Анализ планирования финансовой деятельности предприятия на примере ОАО «порт Камбарка» ОАО «порт Камбарка» показал, что за 2005 год баланс ОАО «порт Камбарка» неликвиден. Наибольшую долю в активах занимали труднореализуемые и медленно реализуемые активы. Наибольший вес в пассивной части баланса в 2005 г. имеют постоянные пассивы. За 2006 год баланс ОАО «порт Камбарка» неликвиден. Необходимо отметить, что абсолютную ликвидность нарушают условия А1<П1 и А2<П2, что свидетельствует о проблемах организации с кредиторами.
Коэффициент текущей ликвидности имеет положительную тенденцию к повышению, коэффициент быстрой (срочной) ликвидности также имеет положительную динамику, но все же ниже нормативного значение на конец периода. Коэффициент абсолютной ликвидности имеет очень низкий уровень значения. На конец анализируемого периода Кв = 0,26 поэтому у предприятия отсутствует реальная возможность восстановить свою платёжеспособность.
За 2004-2006 гг. значение общего коэффициента оборачиваемости составляет соответственно 15,35, 15,97 и 20,29, что указывает на замедление кругооборота средств предприятия в 2006г. Коэффициент оборачиваемости мобильных средств уменьшился за 2004-2006 г. с 7,81 до 4,93, т. е. на 2,88. Коэффициент оборачиваемости запасов увеличился за 2004-2006 г. на 1,97 (с 16,05 до 18,08). Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия в 2006 по сравнению с 2004 годом снизился на 10,84 (с 2 до 1,9). Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности увеличился на 2,55 (с 1,15 до 3,7). Средний срок оборота кредиторской задолженности ОАО «порт Камбарка» за 2004-2006 г. уменьшился с 318 до 97 дней соответственно.
Финансовая работа на предприятии выполняется бухгалтерско-финансовым отделом, относящимся к бухгалтерии предприятия, главным бухгалтером и непосредственно директором.
Постоянное улучшение качества продукции является одним из основных направлений в стратегии развития ОАО «порт Камбарка». В связи с этим на предприятии регулярно обновляется производственное оборудование. Поставщиками новых производственных линий выступают крупнейшие западные фирмы. Использование этого оборудования позволит повысить уровень качества холодильной техники, а следовательно, расширить круг потенциальных потребителей.
Факторная модель планирования доходов и расходов, применяемая на ОАО «порт Камбарка» обладает следующими преимуществами:
- она может быть использована при сравнительно малой информационной базе.
- она позволяет определить факторы, влияющие на изменение прибыли, и соответствующим образом на них воздействовать.
- на ее основе можно проверить достоверность расчета прибыли другими методами.
Однако данная методика оправдана при сравнительно небольших изменениях структуры элементов затрат в составе выручки от продаж. В других случаях понадобятся коррективы с учетом структурных изменений (особенно при существенном изменении удельного веса прибыли в выручке).
Применение факторных моделей расширяет возможности прогнозирования прибыли. Эти модели хорошо поддаются программированию и сочетаются с использованием возможностей обработки данных на персональных компьютерах, особенно для расчета структурных сдвигов.
Таким образом, для совершенствование текущего планирования мы рекомендуем ОАО «порт Камбарка» осуществить постановку системы бюджетирования. Постановка системы бюджетирования на ОАО «порт Камбарка» позволит улучшить текущее планирование и, как следствие, положительно повлияет на финансовое положение.
В общем случае в процессе бюджетирования ОАО «порт Камбарка» будут выполняться следующие задачи:
- планирование на предстоящий период, позволяющий оценить эффективность работы ОАО «порт Камбарка», а затем сравнить достигнутые результаты с плановыми;
- прогнозирование на более длительный период, дающее возможность установить перспективные цели, и их выполнение в текущих планах развития ОАО «порт Камбарка»;
- контроль и анализ деятельности отдельных подразделений предприятия на основе показателей, устанавливаемых для каждого подразделения ОАО «порт Камбарка»;
- контроль и анализ деятельности всего предприятия в целом (либо группы компаний в целом) на основе общефирменных (или общекорпоративных) целевых показателей;
- планирование и контроль денежных потоков, поскольку важнейшим условием реализуемости любого плана предприятия является положительный баланс в любой момент.
Процесс бюджетирования разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д. При этом на ОАО «порт Камбарка» должен быть разработан и утвержден регламент, с помощью которого контролируется выполнение всех указанных процедур.
Для постановки системы бюджетирования на ОАО «порт Камбарка» и обеспечения ее эффективного функционирования необходимо провести ряд подготовительных работ:
- проектирование и утверждение финансовой структуры;
1. Источники
1.1. Опубликованные
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. – 1993 – 25 декабря. – № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №32. – Ст. 3301; Российская газета. – 2007. – 15 декабря. – № 282.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №5. – Ст. 410; Российская газета. – 2007. – 15 декабря. – № 282.
4. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2006 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 7. – Ст. 785; 2006. – № 31. – Ст. 3437.
5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 3 ноября 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 48. – Ст.5369; 2006. – № 45. – Ст. 4635.
2. Литература
6. Абротина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абротина, А.В. Грачев. – М.: Дело и сервис, 2003. – 358 с.
7. Андрющенко А. Постановка бюджетирования: задачи и анализ ошибок / А. Андрющенко // Консультант. – 2005. – № 23. – С. 32-38.
8. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – М.:ДИС, 2003. – 237 с.
9. Астахов В.П. Бухучет и налогообложение основных средств: Учебно-практическое пособие. – 2-е издание., перераб. и доп. / В.П. Астахов. – М.: ИДФБК – пресс, 2002. – 192 с.
10. Астринский Д. Проблемы воспроизводства основных фондов / Д. Астринский, В. Наноян // Экономист. – 2003. – № 6. – С. 35-38.
11. Ауфриев В. Е. Учет и распределение финансовых результатов / В. Е. Ауфриев // Бухгалтерский учет. – 2003. – №4. – С. 45-52.
12. Бухучет основных средств/ под. ред. С. А. Николаевой. изд.2-е перераб. И доп. – М.: Аналитика-Пресс, 2001. – 272 с.
13. Вахрушина М. Бюджетирование и управленческий контроль / М. Вахрушина // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». – 2001. – № 45. – С. 19-25.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17