Рефераты. Планирование и бюджетирование в системе финансового управления предприятием (на примере ОАО "Порт Камбарка")

Таким образом, ОАО «порт Камбарка» самостоятельно планирует размер прибыли и направления ее использования. Целью планирования прибыли является определение возможной ее величины и резервов на основе прогнозирования себестоимости производства и реализации продукции, конъюнктуры рынка, роста инфляции, налоговой политики правительства. Планирование прибыли на ОАО «порт Камбарка» начинается после расчета плановой себестоимости производства и реализации продукции по экономическим элементам затрат, обычно на квартал, так как планирование на более длительный период значительно снижает точность плановых расчетов. При планировании прибыли на ОАО «порт Камбарка» выделяют валовую прибыль, прибыль до налогообложения, налогооблагаемую прибыль, прибыль для расчета фактического уровня рентабельности.

планирование бюджетирование доход расход


3.                Пути совершенствования планирования финансовой деятельности предприятия на примере ОАО «Порт Камбарка»


3.1           Обобщение зарубежного опыта планирования финансовой деятельности предприятия


Вопросы методологии финансового планирования в условиях рынка обсуждаются в отечественной экономической науке с момента перехода России к рынку. Теоретические обобщения показывают, что в современных условиях финансовое планирование содержит две основные компоненты – прогнозирование для выработки решений и принятие решений. При этом, если прогнозирование реализуется специальными алгоритмами: методами, методиками, регуляторами и процедурами на вариантной основе, то принятие решений – это волевой процесс. Однако внутрифирменное планирование в современных условиях в силу специфики российской действительности столкнулось с серьезными трудностями из-за имеющегося разрыва в иерархии управления, поскольку широкое распространение получила точка зрения, что в условиях экономической нестабильности планирование не имеет смысла. Тогда как обосновать различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития, невозможно без планирования своевременных решений (принцип управления путем ранжирования стратегических задач, Ансофф И.). Планирование своевременных решений – это процесс, затрагивающий все уровни организации и прежде всего финансового планирования. В последние годы традиционные формы финансового планирования трансформируются в направлении использования его современной формы – бюджетирования.

Руководство предприятия обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Заинтересованные в деятельности фирмы лица предъявляют определенные требования к результатам ее работы. При планировании определенных видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретение кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определение объема инвестиций.

В системе экономического регулирования деятельности компании одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств. Вопросы финансового планирования нашли наиболее широкое отражение в отечественной и зарубежной литературе, посвященной планированию экономических систем на макро- и микроуровнях.

В экономической литературе советского периода планирование, как основа административно-командной системы, отражено в работах Л.Я. Берри, М.П. Лебединского, В.И. Ленина, Т.Е. Малофеева, А.В. Моисеева, С.С. Шаталина, М.С. Кунявского, а также Я.М. Урисона, Б.Е. Меньшова и др. Финансовые аспекты планирования российской экономики переходного периода, построенной на нормативной основе, рассматриваются в работах В.А. Яковлева. Стратегическим вопросам макропланирования при переходе к рынку посвящены работы Е.Н. Ведута, Л.А. Ворониной, В.А. Самойленко, С.Н. Воронина, В.М. Полтеровича и др. В работах И. Ансоффа, М.Г. Портера, В.А. Волконского, Оґ.Шонесси, И.Н. Герчиковой, М. Мескона, Ф. Котлера, М.К. Старовойтова, Е.С. Стояновой изучаются отдельные функциональные подсистемы управления предприятиями, особенности их формирования в рыночных условиях развитых стран. Новые тенденции в планировании и финансовом управлении рассматриваются в работах Дж. Форрестера, Р. Пиндайка, У. Шарпа, А. Томпсона и др.

Зарубежный опыт финансового планирования в условиях рыночного хозяйства представляет интерес в научном и практическом плане, но его изучение необходимо не для копирования, а для использования с учетом особенностей современного состояния экономики и степени развития экономических реформ.

В настоящее время, когда прежняя система отраслевого планирования потеряла свое значение и полностью разрушена, на большинстве предприятий не уделяется должного внимания финансовому планированию, а плановые расчеты имеют сиюминутный характер, например, планирование прибыли для определения более или менее точного размера авансовых взносов налога на прибыль. В известной степени внимание к составлению финансовых планов на предприятиях ослаблено из-за высоких темпов инфляции. Да и постоянно меняющиеся условия хозяйствования, нестабильность налоговой системы, значительный налоговый пресс, разрыв хозяйственных связей, взаимные неплатежи предприятий делают расчеты финансовых показателей недостоверными. Вместе с тем отказ от финансового планирования равнозначен отказу от разработки способов финансового обеспечения поставленных задач в области развития предприятия.

Развивающееся предприятие постоянно нуждается в финансовых ресурсах, что не всегда можно обеспечить за счет внутренних источников, и тогда возникает необходимость привлечения заемных средств или дополнительного акционерного капитала. Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией производственного планирования, при составлении финансового плана необходимо решить главные задачи. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:

— выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации;

— эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций предприятия, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;

— увязка показателей производственного плана предприятия с финансовыми ресурсами;

— обоснование оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом и банками, а также другими кредиторами.

Так как предприятия не располагают более совершенной методикой составления финансовых планов, то известную форму баланса доходов и расходов можно использовать с учетом изменившихся возможностей предприятий в формировании собственных доходов, привлечении средств извне. Важно, чтобы составление финансового плана не являлось пересчетом производственных показателей, наоборот, аналитический характер работы в области финансового планирования должен сделать финансовый план инструментом воздействия на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Переход к рыночной системе и приватизация в России привели к появлению в народном хозяйстве страны множества коммерческих фирм: от мелких до крупнейших акционерных обществ, образованных на базе бывших государственных предприятий промышленности и машиностроения. Их деятельность в условиях рыночной экономики приобрела совершенно новое качество: полная самостоятельность в выборе направлений деятельности и заказчиков и почти такое же полное исключение бюджетного финансирования. Hа развитие фирмы и пополнение оборотных средств необходима прибыль или заемные средства, требующие своевременного возврата. В этих условиях часть фирм постоянно увеличивает свой доходы и эффективно развивается. Другие оказываются неплатежеспособными, закрываются или попадают под процедуру принудительной ликвидации.

Новые условия работы вызывают необходимость применения новой системы планирования и оценки финансово-хозяйственной деятельности. Hа первое место выходят маркетинговый анализ и разработка плана доходов и расходов. Главным показателем финансового плана становится чистая прибыль и чистые денежные поступления. В каждой средней и особенно крупной фирме более важной становится роль финансово-экономической службы и деятельность по управлению денежными ресурсами.

Внутрифирменное финансовое планирование за рубежом является одним из важнейших элементов управления и достигло высокого уровня развития. Первым и наиболее отработанным этапом его организации является бюджетирование (budjeting) - составление ежегодной сметы расходов на различные цели по фирме и ее подразделениям. Эта деятельность обеспечивается организацией финансовых служб, регулярно разрабатывающих и контролирующих выполнение текущих планов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Внутрифирменное бюджетирование дифференцируется по различным объектам: отделениям, филиалам, подразделениям фирм, а также по видам деятельности- производству, торговле, строительству, рекламе, HИОКР. При этом оно становится основным инструментом контроля текущей деятельности и распределения средств между подразделениями внутри предприятия.

Различаются два вида бюджетирования:

- ориентированное на неизменность плановых документов в течении года, при этом пересмотр лимитов финансирования требует специального решения руководства фирмы;

- направленное на гибкую политику пересмотра смет и объемов финансирования в соответствии с изменением ситуации в плановом периоде.

Второй подход с годами получил большее распространение.

Бюджетирование направлено внутрь фирмы, на распределение ее ресурсов, эффективную организацию и контроль за деятельностью подразделений. Наибольшее распространение в последние годы за рубежом получили системы финансового планирования на базе учета переменных издержек (direct-costing). Здесь применяется также термин «маржинальный учет».

К более высоким уровням развития финансового управления относятся долгосрочное планирование (long-rang рlanning), направленное на внешнюю среду деятельности фирмы и стратегическое управление (strategic managment). В настоящее время в зарубежной литературе выделяется четыре стадии развития финансового планирования, из которых для большинства российских предприятий подходят первые две, основанные на бюджетировании.

Новую для России систему финансового планирования за рубежом определяют как специальную службу, обеспечивающую систематизированное движение комплекса документов, направленное на отражение и анализ фактических и предполагаемых в будущем доходов и затрат по фирме и ее подразделениям с целью получения полной и достоверной информации для принятия решений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.