Рефераты. Пенсионные фонды в России

Динамика расходов бюджета ПФР отражает стремительную тенденцию к росту его показателей. Так, если расходы в 2005 году составляли 1176192 млн. рублей, то в 2006 году их объем увеличился на 110% (1294836 млн. рублей), а расходы в 2007 году составили 1500560 млн. рублей или 128% к 2005 году (Таблица 2.1.4).

С 2005 года наблюдается нарушение текущей сбалансированности бюджета Фонда по выплатам на базовую и страховую часть трудовой пенсии, когда базовая ставка ЕСН была снижена с 14 до 6% в части, зачисляемой в федеральный бюджет.


Таблица 2.1.4 Динамика расходов бюджета Пенсионного Фонда России в 2005-2007 годах

Наименование расхода

2005

2006

2007

млн. руб.

млн. руб.

измен.,

%

млн. руб.

измен.,

%

Всего, в том числе

Расходы ПФР по обязательному пенсионному страхованию, из них:

-выплата базовой части трудовой пенсии

-выплата страховой части трудовой пенсии

-выплата пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы РФ

Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Административно-управленческие и прочие расходы

1176192


1060700

450 238

609 899


563


75 065

40 427

1294836


1166753

485 543

680 274


936


87 804

39 343

110


110

108

111


166


117

97

1500560


1356954

559 343

796 445


1166


99 848

43 892

128


128

124

131


207


133

109


Проблема выплаты досрочных пенсий является актуальной в настоящее время. Надо решить вопрос, связанный с уменьшением финансовой нагрузки на бюджет Пенсионный фонд в связи с выплатой пенсий гражданам, которые досрочно выходят на пенсию в связи с особыми условиями труда - в нефтегазовой, атомной, металлургической промышленности и некоторых иных отраслях.

Во всем мире работодатели, которые используют особые условия труда на рабочих местах, платят дополнительный платеж. У нас этого нет. Поэтому эти расходы покрываются за счет общих средств Пенсионного фонда, что неправильно в корне. Решение этой проблемы сейчас затягивается, хотя она очень актуальна, и ее нужно срочно решать. У нас порядка 500 тысяч человек ежегодно выходят на досрочную пенсию, а всего пенсионеров, получающих досрочную пенсию, около 10 миллионов человек из общего числа пенсионеров в России - 38,5 миллиона. Это большая нагрузка на бюджет Фонда.

Аналогичные тенденции в финансовой обеспеченности обязательного пенсионного страхования прослеживается и по данным Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан. На рисунке 2.1.1 представлена структура доходов его бюджета, в 2008 году, которая показывает, что доходы на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии составляет 46,8 %. Наибольшую часть доходов составляют средства федерального бюджета – 53% от всех доходов.


Рис. 2.1.1. Структура доходной части бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в 2008 году


Структура расходной части бюджета Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан показана на рисунке 2.1.2.


Рис. 2.1.2. Структура расходной части бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в 2008 году

Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в 2008 году составят 20939,4 млн. рублей (45,18%); на выплату базовой части трудовой пенсии – 16457,7 млн. рублей (35,51%).

Из рисунка 2.1.3 видно, что обеспеченность собственными средствами на выплату пенсий по Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан составила в 2008 году 75 % (в 2007 году – 67%), на выплату базовой части – 53% (в 2007 году – 51,9%). Обеспеченность собственными средствами на выплату страховой части трудовой пенсии составила 91% (в 2007 году-91,7%) страховых взносов.

Начиная с 2005 года прослеживается динамика в сторону уменьшения обеспеченности собственными средствами по выплате пенсий. Так, до 2007 года по выплате страховой части трудовой пенсии был профицит, но, начиная с 2007 года, наблюдается дефицит в размере 9%. Дефицит по выплате базовой части трудовой пенсии в среднем держится на прежнем уровне и составляет 47%.


Рис. 2.1.3. Динамика обеспеченности собственными средствами на выплату пенсий в Республике Татарстан


Проведенный анализ деятельности Пенсионного фонда по организации и финансированию обязательного пенсионного страхования Пенсионным фондом Российской Федерации показал, что большая часть обязательств Фонда по обязательному пенсионному страхованию финансируется за счет средств федерального бюджета, что говорит о большой зависимости бюджета Пенсионного фонда от федерального бюджета, а это свидетельствует о том, что пенсионная система все дальше отходит от страховых принципов.


2.2 Организация государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России


Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает не непосредственно интересы нетрудоспособного населения любой страны, а косвенно все население.

Государственное пенсионное обеспечение регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, которым устанавливаются основания для возникновения права на получение и порядок назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячных государственных денежных выплат, предоставляемых гражданам для компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с наступлением определенных обстоятельств, независимо от наличия или отсутствия права на трудовую пенсию [63,с.87].

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия [24,с.78].

Право на пенсию за выслугу лет имеют федеральные государственные служащие и военнослужащие. Пенсия за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним лицам, проходящим военную службу по контракту, назначается в порядке, предусмотренном законодательством о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. По нормам Закона о государственном пенсионном обеспечении пенсии по инвалидности назначаются военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны и гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Пенсия по старости в рамках Закона о государственном пенсионном обеспечении назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф. Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам. Согласно Закону о трудовых пенсиях социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. По смыслу этой нормы обязательным условием назначения социальной пенсии является невозможность назначения какой-либо трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). В случае смерти военнослужащих и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, пенсия по случаю потери кормильца предоставляется членам их семей.

Вместе с тем в рамках государственного пенсионного обеспечения как организационно-правовой формы реализации конституционного права пенсии предоставляются и лицам, находящимся за пределами его действия. В частности, судьи, ушедшие в отставку по достижении возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, получают ежемесячное пожизненное содержание. По своей экономической сути и целевому назначению ежемесячное пожизненное содержание судей аналогично пенсии, а источником его выплаты служат средства федерального бюджета [58,с.47].

Установлены следующие размеры пенсий федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни [21,с.96].

Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий может производиться только путем внесения в Закон о государственном пенсионном обеспечении изменений и дополнений, т.е. путем принятия соответствующих федеральных законов. Это означает, что законодатель стремился исключить случаи "корректировки" федеральных законов с помощью иных нормативных правовых актов, что в последние годы довольно часто происходило на практике.

Законом о государственном пенсионном обеспечении Правительству РФ поручено установить условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других (кроме чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей (статья 10), порядок и условия признания граждан инвалидами (статья 12), порядок включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определенных Президентом Российской Федерации (статья 19), перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации (статья 24) [6,с.25].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.