Одна из проблем в сфере обязательно пенсионного страхования - шкала регрессии. В 2002–2004 годах шкала регрессии не пересматривалась. С 1 января 2005 года введена новая шкала регрессии. В то время средняя зарплата по России в 2005 году была около 8 тыс. рублей, сегодня средняя зарплата уже 12 тысяч. А для тех, кто получает за 280 тысяч, уже стала значительно больше, но они уплачивают все так же, по старой шкале регрессии.
За период с 2004 по 2007 года общая численность застрахованных лиц, имеющих накопительную часть трудовой пенсии по Республике Татарстан, выросла на 475,8 тысяч человек или на 37,6% и составила по состоянию на 1 января 2008 года 2507,7 тысяч застрахованных лиц. При этом общее количество заявлений по инвестированию средств пенсионных накоплений за 4 года (2004-2008 годы) составляет почти 407 тысяч заявлений или 24% от застрахованных лиц имеющих накопительную часть пенсии. Средний показатель по Российской Федерации за тот же период - 5%.
Пенсионный фонд также осуществляет деятельность по назначению, расчету, перерасчету и выплате трудовых пенсий.
Так, за 2007 год территориальными органами Отделения Пенсионного фонда по Республике Татарстан было зарегистрировано 73120 обращений за назначением пенсий, что на 22,4% больше аналогичного показателя 2006года.
За назначением:
- трудовой пенсии обратилось 66720 граждан,
- пенсий по государственному обеспечению 6400 граждан.
За отчетный период назначено 74202 пенсий – 95,6% от общего количества обратившихся за назначением пенсий. По сравнению с данными за 2006 год этот показатель вырос на 0,84% [68].
Обязательное пенсионное страхование предусматривает выплату трудовых пенсий и социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.
Выплату пенсий Пенсионный фонд Российской Федерации может обеспечить лишь при наличии достаточной доходной базы. Проанализируем доходы и расходы Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 годы.
Анализ структуры доходов бюджета Пенсионного фонда России показал, что наибольший удельный вес в налоговых доходах занимают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (Таблица 2.1.1). По сравнению с 2005 годом удельный вес страховых взносов снизился в 2007 году с 54,4% до 46,8%. Снижение доли страховых взносов в Пенсионный фонд произошло по причине увеличения поступлений средств из Федерального бюджета. Приоритетную роль в них играют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии. Размер их в общем объеме страховых взносов за 2007 год составил более 757 млрд. рублей [73].
Наименование дохода
2005
2006
2007
млн. руб.
уд. вес,%
уд. вес, %
уд. вес,
%
Всего доходов, в том числе
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР:
- на выплату страховой части трудовой пенсии
- на выплату накопительной части трудовой пенсии
Недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в ПФР
Средства единого социального налога, поступающие из федерального бюджета
Доходы, полученные от размещения временно свободных средств ПФР
Субвенции федерального бюджета, передаваемые ПФР
Прочие поступления в ПФР
1229783
668442
583669
84773
13031
345982
10780
191548
100
54,4
47,5
7
1
28,1
0,88
15,6
1566399
720619
621070
99549
5781
485994
6611
347294
46
40
6
0,37
31
0,43
22,2
1860112
869780
757600
112180
496
597444
7527
384795
46,8
41
0,03
32,12
0,41
20,7
Таблица 2.1.1 Структура доходов бюджета Пенсионного фонда России в 2005-2007 годах
В структуре доходов ПФР значительный удельный вес занимают средства единого социального налога (ЕСН), поступающие из федерального бюджета. По сравнению с 2005 годом удельный вес ЕСН в 2007 году вырос с 28,1% до 32,12%.
Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. В целях решения данной проблемы Геннадий Батанов, глава Пенсионного фонда Российской Федерации , предлагает собираемый сейчас в федеральный бюджет ЕСН по ставке 6% от фонда оплаты труда отменить. Размер отчисляемых в Фонд пенсионных страховых взносов, соответственно, должен быть увеличен с 14 до 20%. Базовую же часть пенсии, на которую сейчас расходуется ЕСН, по мнению Геннадия Батанова, следует признать пособием и финансировать из общих расходов бюджета. Другими словами, Пенсионный фонд предлагает передать ему поступления от ЕСН (368 млрд. рублей в 2007 году), которые сейчас достаются федеральному бюджету [71].
В таблице Таблица 2.1.2 показана динамика доходов бюджета Пенсионного фонда России в 2005-2007 годах, по которой видно, что рост доходов за 2006 год по сравнению с предыдущим составил 128%, а на 2007 год увеличение составило 151,3%
Таблица 2.1.2 Динамика доходов бюджета Пенсионного фонда России
в 2005-2007 годах
измен.,%
-
127,4
108
106,4
117,4
44,37
140,5
61,3
181,3
70
151,3
130
132
4
173
201
Анализ структуры расходов бюджета Пенсионного фонда России показывает, что наибольший удельный вес занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию – более 90 % (Таблица 2.1.3). Среди них преобладают расходы на выплату страховой и базовой частей трудовой пенсии. Удельный вес расходов направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии составил в 2005 году – 51,9% , а на 2007 год составил 53%.
Таблица 2.1.3 Структура расходов бюджета Пенсионного Фонда России в 2005-2007 годах
Наименование расхода
уд. вес
Всего, в том числе
Расходы ПФР по обязательному пенсионному страхованию, из них:
-выплата базовой части трудовой пенсии
-выплата страховой части трудовой пенсии
-выплата пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы РФ
Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению
Административно-управленческие и прочие расходы
1176
192
1060700
450
238
609 899
563
75 065
90,2
38,3
51,9
0,05
6,4
3,4
1294836
1166753
485 543
680 274
936
87 804
90
37,5
52,5
0,08
6,8
3
1500560
1356954
559 343
796 445
1166
99 848
43 892
90,4
37,3
53
6,7
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17