Утверждение арбитражным судом мирового соглашения в ходе внешнего управления является основанием прекращения производства по делу о банкротстве должника, а также служит основанием для прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов (п. п. 1, 2 ст. 124 Закона 1998 г., п. п. 1, 2 ст. 159 Закона 2002 г.).
В случае утверждения арбитражным судом отчета внешнего управляющего, а равно удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов в ходе внешнего управления и вынесения определения об окончании производства по делу о банкротстве должника прекращают свое действие последствия, связанные с производством по делу о банкротстве должника. Прекращение внешнего управления влечет прекращение полномочий внешнего управляющего. Внешний управляющий обязан созвать орган управления должника, к полномочиям которого относится вопрос об избрании (назначении) руководителя (исполнительных органов) должника, для рассмотрения вопроса об избрании (назначении) руководителя (исполнительных органов) должника. Полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия восстанавливаются.
Финансовое оздоровление
Говоря о мерах по восстановлению платежеспособности должника, которые заключаются в большей степени в установлении специальных правил, связанных с особенностями исполнения обязательств должником, необходимо подробно остановиться на новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) процедуре банкротства - финансовом оздоровлении.
Согласно ст. 2 Закона 2002 г. финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Для проведения финансового оздоровления определением арбитражного суда утверждается административный управляющий, права и обязанности которого определены п. п. 3, 4 ст. 83 Закона 2002 г.
Введение "дополнительной" реабилитационной процедуры свидетельствует о явно выраженной реабилитационной направленности нового закона о банкротстве.
Одна из наиболее существенных особенностей финансового оздоровления заключается в том, что при применении этой процедуры банкротства органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия, правда, вводятся определенные ограничения (ст. 82 Закона 2002 г.).
1. Должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:
- связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;
- влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника;
- влекут за собой возникновение новых обязательств должника в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более двадцати процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение, должник также не вправе принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).
2. Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:
- влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
- связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
- влекут за собой получение займов (кредитов).
Сделки, совершенные должником с нарушением указанного порядка их согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов) и лицом или лицами, предоставившими обеспечение, с административным управляющим могут быть признаны недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве.
3. В отличие от положений Закона 1998 г., должник вправе отчуждать имущество, являющееся предметом залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им, либо обременять предмет залога правами и притязаниями третьих лиц только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором залога и не вытекает из существа залога.
Продажа имущества, являющегося предметом залога, допускается только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества.
Несмотря на то что руководитель должника при введении финансового оздоровления продолжает исполнять свои обязанности, в случае ненадлежащего исполнения руководителем должника плана финансового оздоровления или совершения им действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц, может отстранить руководителя должника от должности, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано (п. 2 ст. 82 Закона 2002 г.).
Вместе с тем, как и при наблюдении, в случае отстранения руководителя должника от должности определением арбитражного суда обязанности руководителя должника возлагаются на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Если кандидатура исполняющего обязанности руководителя должника указанными лицами не представлена, обязанности руководителя должника возлагаются на одного из заместителей руководителя должника, а в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника.
Следует отметить, что вопрос о прекращении полномочий руководителя должника (в том числе досрочном прекращении полномочий) в ходе финансового оздоровления, а равно и в ходе наблюдения, решается органами управления должника, к компетенции которых он отнесен.
В частности, общее собрание учредителей (участников) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, при принятии решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вправе досрочно прекратить полномочия руководителя должника и избрать (назначить) нового руководителя должника (п. 2 ст. 77 Закона 2002 г.).
Таким образом, полномочия руководителя должника в любом случае не переходят к административному управляющему.
Процедура финансового оздоровления может быть введена арбитражным судом в случае, если:
- в ходе наблюдения первое собрание кредиторов приняло такое решение на основании ходатайства:
- должника в соответствии с решением своих учредителей (участников) либо органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия;
Решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании (п. 1 ст. 77 Закона 2002 г.).
- учредителей (участников) должника;
- органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия;
- третьего лица или третьих лиц (п. 1 ст. 76 Закона 2002 г.);
- первым собранием кредиторов в ходе наблюдения не принято решение о применении одной из процедур банкротства, при отсутствии у арбитражного суда возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 Закона 2002 г., и при наличии определенных п. 2 ст. 75 Закона 2002 г. условий;
- первым собранием кредиторов в ходе наблюдения принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства при наличии условий, предусмотренных п. 3 ст. 75 Закона 2002 г.
Применительно к внешнему управлению говорилось о возможных злоупотреблениях со стороны третьего лица или третьих лиц в случае исполнения ими обязательств должника. К сожалению, и другая реабилитационная процедура - финансовое оздоровление допускает возможность обращения третьего лица или третьих лиц, наряду с учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, к собранию кредиторов, и что особенно важно в предусмотренных п. п. 2, 3 ст. 75 Закона 2002 г. случаях к арбитражному суду, с ходатайством о введении финансового оздоровления.
Существо и практический смысл финансового оздоровления заключаются в том, что в течение этой процедуры банкротства должник производит расчеты со всеми кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности.
Поэтому к решению об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, которое должно содержать сведения о предлагаемом сроке финансового оздоровления и сроке удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 77 Закона 2002 г.), прилагаются:
- график погашения задолженности, подписанный уполномоченным лицом;
- в случае заявления ходатайства о введении финансового оздоровления учредителями (участниками) должника собственником имущества должника - унитарного предприятия при наличии обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности также прилагаются сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Если же ходатайство заявлено третьим лицом или третьими лицами - документы о предлагаемом третьим лицом или третьими лицами обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;
- иные предусмотренные законом о банкротстве документы;
- в случае заявления ходатайства о введении финансового оздоровления учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия также прилагаются: план финансового оздоровления; протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия; перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9