Рентабельность реализации определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на 1 рубль выручки. Рентабельность реализации увеличивается в течение рада лет, максимальное значение рентабельности реализации составляет 4,3 %, минимальное – 2,7 %.
Рентабельность собственного капитала определяет эффективность использования собственного капитала организации. На каждый вложенный рубль собственного капитала приходится прибыль в размере 2 копеек в 2008, 2 копеек в 2008, 3 копеек в 2010.
Рентабельность активов отражает эффективность использования оборотного капитала организации. Он определяет, сколько рублей прибыли приходится на 1 рубль, вложенный в оборотные активы. На каждый вложенный рубль оборотного капитала приходится прибыль в размере 8 копеек в 2008, 10 копеек в 2009 и 11 копеек в 2010 годах. Прослеживается увеличение по годам: на 2 копейки за 2009 год и на 1 копейку за 2010.
Экономическая рентабельность, или рентабельность совокупного капитала, характеризует потребность организации в необходимых денежных средствах для получения 1 руб. прибыли независимо от источников привлечения этих средств. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов со среднеотраслевыми коэффициентами. Среднеотраслевой уровень рентабельности гостиничного бизнеса колеблется от 2 до 7%[ Уровень рентабельности гостиницы не превышает среднеотраслевого, максимальное значение в 2010 году – 2,6 %.
Фондорентабельность отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов. На 1 рубль внеоборотных активов приходится прибыль в среднем 2 копейки.
Проведенный анализ оценки финансовой деятельности предприятия ОАО «Гостиница» позволил сделать следующее заключение:
- в целом финансовое состояние предприятия устойчивое;
- рентабельность на уровне среднеотраслевой;
- наблюдается снижение деловой активности;
- имеет место недостаток денежных средств;
- большая сумма дебиторской задолженности.
3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОАО «ГОСТИНИЦА»
3.1 Понятие эффективности работы организации
Экономическая теория определяет категорию эффективности как результативность производственного процесса, производственной системы или конкретной формы хозяйствования. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин - результатов хозяйственной деятельности и произведенных затрат (в любой пропорции).
Эффективность организаций гостиничного хозяйства в общем виде определяют как отношение результатов деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение. Эффективность есть характеристика процессов и воздействий сугубо управленческою характера, отражающая, прежде всего, степень достижения преследуемых целей, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное воздействие.
Следует отметить тот факт, что эффективность деятельности предприятий гостиничного хозяйства, выраженная в виде показателя рентабельности, в 2009 году в целом по РФ составила 18%. Из 88 субъектов РФ только 32 завершили 2009 год с прибылью, в большинстве случаев минимальной. Если не учитывать прибыль Москвы (на гостиничные предприятия Москвы приходилось 56% от доходов всего гостиничного хозяйства России), Санкт-Петербурга и частично Краснодарского края, то в целом гостиничное хозяйство РФ завершило 2009 год с убытками.
Таким образом, проблема повышения эффективности деятельности гостиничных предприятий является достаточно актуальной на сегодняшний день.
3.2 Основные направления повышения эффективности деятельности
Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия - одна из центральных проблем экономики. Пути повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности - это комплекс конкретных мероприятий по росту эффективности производства в заданных направлениях.
Повышение эффективности может достигаться как за счет экономии текущих затрат (потребляемых ресурсов), так и путем лучшего использования действующего капитала и новых вложений в капитал (применяемых ресурсов).
1) Для улучшения финансового положения необходимо:
- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;
- по возможности ориентироваться на увеличение количества партнеров с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком;
- контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что организация реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. Поэтому необходимо расширить систему авансовых платежей.
- своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым относятся: просроченная задолженность поставщикам, в бюджет и др.; кредиторская задолженность по претензиям; сверхнормативная задолженность по устойчивым пассивам; товары отгруженные, не оплаченные в срок; поставщики и покупатели по претензиям; задолженность по расчетам возмещения материального ущерба; задолженность по статье “прочие дебиторы”.
2) Рационализация связей с поставщиками и потребителями с учетом жестких требований рыночной экономики, что сведет к минимуму производственные запасы и остаток продукции на складах.
3) Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущих потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах.
4) Систематическое снижение издержек - основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы. Можно выделить следующие основные направления снижения издержек производства во всех сферах национальной экономики:
-использование достижений НТП;
-совершенствование организации производства и труда.
5) Требует дальнейшего развития и совершенствования производственная социальная инфраструктура, оказывающая существенное влияние на уровень эффективности производства. В управлении – это совершенствование самих форм и методов управления, планирования, экономического стимулирования всего хозяйственного механизма; в планировании – сбалансированность и реальность планов, оптимально построенная система плановых показателей. В этой же группе факторов – широкое применение многообразных рычагов хозяйственного расчета и материального поощрения, материальной ответственности и других хозрасчетных экономических стимулов.
6) Среди способов повышения оборачиваемости оборотных средств можно выделить следующие:
- сокращение времени, в течение которого оборотные средства отвлечены, то есть находятся в обороте;
- сокращение среднегодовых остатков оборотных средств;
- снижение потребности предприятия в оборотных средствах.
Рациональная организация производственных запасов:
- рациональное использование;
- ликвидация сверхнормативных запасов материалов;
- улучшение организации снабжения;
- улучшение работы складского хозяйства.
7) Повышение конкурентоспособности организации. Достигается за счет имиджа организации, квалифицированного персонала, отличного сервиса.
8) Активизация человеческого фактора
Важной причиной для повышенного внимания к человеческому фактору выступает низкий уровень механизации и автоматизации гостиничных технологических процессов. Невозможность устранения человека из системы обслуживания и особенности спроса на услуги являются теми факторами, которые приводят к росту стоимости труда в этой области.
К тому же, условия труда характеризуются неустойчивостью рабочих мест, периодическим введением сверхурочных часов, отменой выходных дней (в сезон или особо интенсивные дни загрузки гостиниц и ресторанов). Этим отчасти объясняется высокий уровень текучести кадров в гостиничном бизнесе. Улучшение оплаты и условий труда позитивно влияет на состояние обслуживающего персонала и, соответственно, на результативность работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объектом изучения является Открытое акционерное общество «Гостиница».
В ходе прохождения преддипломной практики были изучены основные нормативные акты, регламентирующие деятельность гостиниц, ее внутренние документы, был собран материал, необходимый для выполнения выпускной квалификационной работы.
Отчет состоит из трех разделов. В первой главе даны краткая характеристика предприятия, основные виды деятельности, структура управления. Вторая глава – анализ финансово-хозяйственной деятельности. Проведенный анализ оценки финансовой деятельности предприятия ОАО «Гостиница» позволил сделать следующее заключение:
Заключительная глава – пути повышения эффективности работы гостиницы. Были предложены мероприятия, направленные на исправление недостатков и повышение эффективности работы всего предприятия, что в конечном итоге, повысит его экономические и финансовые результаты. Среди них – ресурсосбережение, снижение затрат, повышение эффективности использования оборотных средств, работа с дебиторской и кредиторской задолженностью, активизация человеческого фактора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ватолин В.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2002. – 127 с.
2 Волков Ю.Ф. Гостиничный и туристский бизнес/Ю.Ф. Волков.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.-637с.
3 Ефимова, О.В. Финансовый анализ: Учебник / О.В. Ефимова. - М.: "Бухгалтерский учет", 2003. - 129 с.
4 Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций Анализ отчетности. - 2 -е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 512 с.
5 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий - М., ИНФРА - М, 2006. - 343 с.
6 СТО 01.04 – 2005. РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ. Стандарт организации [Текст]. – Взамен СТП АГТУ 2.01–99; Введ. 2006–11–01. – Арх: Изд-во АГТУ, 2006. - 104 с.
7 http://www.akm.ru
8 http://www.oturbiznese.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7