Изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс в 2002 году, были направлены прежде всего на улучшение налогового климата для предприятий малого бизнеса, создание более благоприятных условий для развития лизинговых отношений в Республике Казахстан, улучшение администрирования сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Ряд поправок носит уточняющий и редакционный характер и способствует достижению однозначности в толковании норм налогового законодательства и их прозрачности.
По корпоративному подоходному налогу
Для стимулирования внутреннего заимствования в национальной валюте увеличен предельный размер относимой на вычеты суммы вознаграждения по кредитам, выданным в тенге, с 1,5-кратной до 2-кратной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан.
Порядок налогообложения агентских ценных бумаг приравнен к порядку, применяемому в отношении государственных ценных бумаг.
Предусмотрено отнесение на вычеты арендатором расходов на ремонт по арендуемым основным средствам.
Внесены изменения и дополнения в отдельные положения по налогообложению страховых (перестраховочных) организаций. Согласно рассматриваемым изменениям и дополнениям:
- более четко определен объект обложения корпоративным подоходным налогом страховых (перестраховочных) организаций;
- определен перечень доходов страховых (перестраховочных) организаций, не являющихся объектом обложения корпоративным подоходным налогом;
- установлен пропорциональный метод определения суммы расходов, подлежащих отнесению на вычет.
Облегчаются условия применения специального порядка по освобождению от корпоративного подоходного налога организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (медицина, образование, наука, культура, спорт). В частности, для них допускается получение доходов от неосновной деятельности в размере не более 10 % от общей величины всех доходов.
По индивидуальному подоходному налогу
Для малообеспеченных слоев населения предусмотрено освобождение от обложения индивидуальным подоходным налогом доходов работников, не превышающих за год 12-кратной МЗП.
В целях установления единого порядка налогообложения для сбалансированного подхода к налогообложению обязательных и добровольных пенсионных взносов, а также пенсионных выплат из накоплений, сформированных этими взносами, освобождены от налогообложения добровольные пенсионные взносы не более суммы 10-кратного МРП в момент их перечисления в накопительные пенсионные фонды.
При этом исключена льгота по пенсионным и страховым выплатам, осуществляемым за счет добровольных пенсионных взносов.
По налогу на добавленную стоимость
Увеличение "порога" регистрации по НДС с 10 000 МРП (8,2 млн.тенге) до 12 000 МРП (10,5 млн.тенге) было направлено на снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса.
Ряд поправок затронули вопросы дальнейшего совершенствования налогообложения финансового лизинга, международного налогообложения.
По земельному налогу
Освобождаются от обложения земельным налогом придомовые земельные участки, земельные участки для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, участка под гаражи участников Великой Отечественной войны, инвалидов, а также одного из родителей инвалида с детства.
По налогу на транспортные средства
По легковым автомобилям и мотоциклам производства стран СНГ, у которых срок эксплуатации превышает двадцать лет, для физических лиц поправочный коэффициент снижен с 0,2 и 0,1 до 0.
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда мощностью двигателя не менее 55 кВт облагались по ставке 1,0 МРП, то теперь данные транспортные средства мощностью не более 55 кВт облагаются по ставке 1,0 МРП, а мотоциклы мощностью двигателя более 55 кВт облагаются по ставке 10,0 МРП.
По налогу на имущество
По объектам налогообложения, выбывшим в течение налогового периода, текущие платежи уменьшаются на сумму налога, определяемую путем применения налоговой ставки к налоговой базе выбывших объектов обложения на момент выбытия. Сумма налога, подлежащая уменьшению, распределяется равными долями на оставшиеся сроки уплаты налога.
Расчет текущих платежей по объектам налогообложения, приобретенным и (или) выбывшим в течение налогового периода, представляется не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом приобретения и (или) выбытия объектов налогообложения, тогда как действовало ежемесячное представление расчета.
По специальным налоговым режимам
Снижение максимальных ставок налогов, применяемых в специальном налоговом режиме на основе упрощенной декларации, предусмотрено:
- для индивидуальных предпринимателей – с 11 до 7 %;
- для юридических лиц – с 13 до 9 %.
При этом снижена минимальная ставка для индивидуальных предпринимателей с 4 до 3 %.
Расширены границы применения патентной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса: увеличен максимальный размер дохода с 1,0 до 1,5 млн.тенге.
Расширен список лицензируемых видов деятельности, при осуществлении которых, налогоплательщики имеют право применять специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.
По налоговому администрированию
С целью повышения дисциплины налогоплательщиков по своевременному исполнению ими налоговых обязательств увеличен размер пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет с 1,5-кратной до 2-кратной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан.
Значительным изменениям и дополнениям подверглась глава 100 Налогового кодекса, регламентирующая порядок обжалования результатов налоговой проверки. Внесенные изменения и дополнения позволяют наиболее точно разграничить двухуровневую систему обжалования результатов налоговой проверки, установить приемлемые сроки и порядок проведения дополнительных проверок, рассмотрения жалоб налогоплательщиков и т.д.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития налогообложения и проанализировав развитие налоговой системы Казахстана, мы пришли к выводу, что налоговая система РК развивается в соответствии с экономическими законами и действующий налоговый кодекс разработан на основании опыта международного налогообложения и уровня развития отечественной экономики. Все имеющиеся рычаги налогового регулирования используются.
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
Внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) обусловлено целью снижения налоговой нагрузки, дальнейшего совершенствования налогового администрирования.
Если, говорить о корпоративном подоходном налоге, то в его основу заложены те же принципы, которые используются в международной практике применения подоходных налогов.
При определении налогооблагаемого дохода налогоплательщик вправе отнести на вычеты все свои расходы, связанные с получением совокупного годового дохода, подтвержденные документально. Имеются некоторые ограничения по вычетам, однако они сведены до минимума и выражены они не в виде запретов, а в виде установления норм (нормы амортизации по фиксированным активам) и пределов (представительские, командировочные расходы, расходы по ремонту основных средств).
Для некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (здравоохранение, образование, деятельность в сфере науки, спорта, культуры) установлено полное освобождение от корпоративного подоходного налога, при соблюдении ими условий, определенных Налоговым кодексом.
Вместо действующего дополнительного ограничения вычетов по вознаграждениям, с 1 января 2004 года вводится так называемое "правило достаточной капитализации", суть которого заключается в ограничении относимых на вычеты при определении совокупного годового дохода сумм вознаграждений в зависимости от соотношения заемных и собственных средств налогоплательщика (для нефинансовых организаций – 4, для финансовых – 7). При этом предлагается данное ограничение применять только по вознаграждениям, выплачиваемым нерезидентам.
Данные изменения в Налоговый кодекс позволят относить на вычеты в полном объеме расходы налогоплательщиков на выплату вознаграждений по кредитам, депозитам и долговым ценным бумагам, выплачиваемым резидентам, и способствовать стимулированию внутреннего заимствования.
Для создания условий для обновления основных средств налогоплательщика, налоговое законодательство предусматривает применение двойной нормы амортизации по вновь введенным основным средствам на территории Республики Казахстан в первый год их эксплуатации.
Также с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств предусмотрено использование механизма инвестиционных налоговых преференций, получив которые, налогоплательщик имеет право относить на вычеты стоимость вводимых в эксплуатацию фиксированных активов равными долями в зависимости от срока действия преференций. Данный механизм также предусматривает одновременное освобождение от уплаты налога на имущество по вновь введенным в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта и освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым для реализации инвестиционного проекта.
В целях предоставления возможности для более полного отнесения на вычет из совокупного годового дохода расходов на ремонт с учетом функциональных особенностей отдельных основных средств предусматривается при сохранении действующего метода амортизации с 2005 года увеличение нормы амортизационных отчислений по отдельным подгруппам фиксированных активов с 7% до 10%, с 8% до 10-15%, с 10% до 15%, с 20% до 25%, с 25% до 30%.
Для предоставления возможности для более полного отнесения на вычет из совокупного годового дохода расходов на ремонт с учетом функциональных особенностей отдельных основных средств, предусматривается увеличение нормы предельного уровня отнесения на вычеты таких расходов с 15 процентов до 20, 25 процентов по отдельным группам фиксированных активов с дифференциацией в разрезе групп.
Также, увеличена величина стоимостного баланса подгруппы, единовременно относимой налогоплательщиком на вычеты в конце налогового периода со 100 до 300 месячных расчетных показателей, что ускорит списание налогоплательщиком оставшейся неамортизированной остаточной стоимости фиксированных активов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12