Рефераты. Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан

Для целей налогообложения некоммерческой организацией признается организация, имеющая статус некоммерческой в соответствии с гражданским законодательством, за исключением акционерных обществ, потребительских кооперативов и государственных учреждений, которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям:

во-первых, в процессе осуществления своей деятельности не имеет цели извлечения дохода как такового;

во-вторых, не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками. То есть при соблюдении таких условий доходы некоммерческой организации, полученные в виде вознаграждения, гранта, вступительных и членских взносов, благотворительной помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе не подлежат налогообложению.

Организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, признаются организации, исключительными видами деятельности которых являются оказание услуг в сфере образования, науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (за исключением шоу-бизнеса), оказание услуг по хранению исторического и культурного наследия, архивных ценностей, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов; библиотечного обслуживания, оказание медицинских услуг (за исключением косметологических). В Налоговом кодексе предусмотрено освобождение доходов данных организаций от налогообложения, включая полученные средства в виде грантов, благотворительной помощи, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе, при условии направления доходов на развитие указанных видов деятельности. Данный порядок налогообложения применяется также для организаций, в общей численности которых не менее 51 процента составляют инвалиды и расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения – не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.

Указанные положения не применяются в отношении организаций, получающих доходы от деятельности по производству и реализации подакцизных товаров и от подакцизных видов деятельности.

Таким образом, Налоговый кодекс полностью освобождает доходы некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, от корпоративного подоходного налога при соблюдении ими условий, установленных Налоговым кодексом.

Изменен порядок исчисления суммы авансовых платежей, в соответствии с которым указанные платежи исчисляются налогоплательщиком исходя из суммы фактического налогового обязательства, указанного в декларации по корпоративному подоходному налогу за предыдущий налоговый период, с учетом предполагаемой суммы налога за текущий налоговый период

Введен новый раздел "Инвестиционные налоговые преференции", в соответствии с которым предоставляется право на дополнительные вычеты из совокупного годового дохода налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции в основные средства с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, а также освобождение таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта и освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым для реализации инвестицион- ного проекта.

Индивидуальный подоходный налог

В Налоговом кодексе порядок налогообложения доходов физических лиц отражен в отдельном разделе – "Индивидуальный подоходный налог".

В отличие от действовавшего законодательства объектом обложения индивидуальным подоходным налогом согласно Налоговому кодексу являются доходы, облагаемые у источника выплаты, и доходы, не облагаемые у источника выплаты.

Введено понятие "налогового агента", на которого возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога с доходов физических лиц, облагаемых у источника выплаты.

По доходам физических лиц, не облагаемых у источника выплаты, сохранен действовавший порядок налогообложения путем суммирования указанных доходов, полученных из различных источников, и представления декларации.

В Налоговом кодексе сохранена прогрессивная шкала ставок по индивидуальному подоходному налогу, но предусмотрено снижение налоговой нагрузки путем изменения границ доходов физических лиц, в пределах которых применяется та или иная ставка налога.

Для адвокатов и частных нотариусов установлена ставка индивидуального подоходного налога в размере 10 процентов.

Перечень льгот для физических лиц в сравнении с действовавшим налоговым законодательством в целом не изменился.

Налог на добавленную стоимость

Положения по НДС в целом сохраняют свою преемственность. В то же время раздел по НДС существенно переработан.

Одним из наиболее важных моментов по НДС является введение "порога регистрации". В соответствии с данной нормой из числа плательщиков НДС исключаются предприниматели, у которых годовой оборот по реализации не достигает установленного минимума облагаемого оборота 10 000 месячных расчетных показателей (МРП). Это прежде всего относится к предпринимателям, осуществляющим реализацию товаров или услуг (работ) в сфере розничной торговли. В то же время за такими предпринимателями сохраняется право добровольной постановки на учет по налогу на добавленную стоимость, особенно это важно для тех, которые преимущественно работают с зарегистрированными плательщиками НДС.

В соответствии с мировой практикой применения НДС дано определение места реализации товаров, работ или услуг, отсутствовавшее в действовавшем законодательстве. Работы и услуги, местом реализации которых не является Республика Казахстан, не подлежат обложению НДС в Республике Казахстан. Одновременно с этим сохраняются положения об уплате НДС за нерезидента.

По зачету НДС в целом сохранены действовавшие положения, в то же время есть некоторые новые моменты. Помимо счета-фактуры, основанием для отнесения в зачет также являются проездные билеты, выданные на железнодорожном или авиационном транспорте, а по коммунальным услугам – документы, применяемые поставщиками коммунальных услуг.

Согласно Налоговому кодексу при приобретении зданий производственного назначения и их ремонту разрешается относить в зачет НДС в полном объеме.

Пересмотрен перечень льгот по налогу на добавленную стоимость. Исключены льготы, которые носят индивидуальный характер или предоставляют какие-либо преференции отдельным отраслям экономики (льготы для организаций инвалидов, для предприятий системы МВД и МО РК и другие). Сохранились действовавшие льготы для некоммерческих организаций. Некоторые из действовавших льгот конкретизированы с целью их однозначного понимания и невозможностью расширения их применения (финансовые, образовательные, медицинские услуги). Из числа исключенных льгот можно назвать льготу по газетам и журналам и по учебной продукции. В то же время действие льгот, не включенных в Налоговый кодекс из действовавшего законодательства, сохраняется на переходный период.

Исключена нулевая ставка при реализации продукции легкой промышленности, а также реализации аффинированных золота, серебра и платины.

Исключена обязанность налогоплательщика по уплате текущих платежей по НДС.

Акцизы

Методика исчисления акциза и порядок его уплаты не претерпел каких-либо существенных изменений.

Пересмотрен перечень подакцизных товаров, из которого исключен хрусталь и хрустальные изделия, осетровые и лососевые рыбы и деликатесы из них, а также электроэнергия.

Пересмотрен объект обложения по игорному бизнесу. По действовавшему законодательству объектом обложения является выручка за минусом выигрышей, которую на практике практически невозможно проконтролировать. Поэтому в целях упрощения администрирования в Налоговом кодексе установлено, что объектом обложения акцизом по игорному бизнесу является игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерских контор.

В целях определения порядка администрирования розничной и оптовой торговли нефтепродуктами, в Налоговом кодексе установлены критерии отнесения реализации к категории оптовой или розничной.

Социальный налог

По социальному налогу по действовавшему законодательству объектом обложения является фонд оплаты труда. В Налоговом кодексе установлено, что объектом обложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в денежной или натуральной форме.

Уплата социального налога за иностранных специалистов административно-управленческого, инженерно-технического персонала производится по ставке 11 процентов.

Сохранена ставка социального налога в размере 6,5 процента для специализированных организаций, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения.

Земельный налог

В целом, нормы действовавшего налогового законодательства по земельному налогу не изменились, но вместе с тем имеют место особенности исчисления налога. Так, в Налоговом кодексе базовые ставки земельного налога зафиксированы на уровне 2001 года и не будут ежегодно корректироваться на коэффициент инфляции.

Вместе с тем, в Налоговом кодексе приняты меры для снижения налоговой нагрузки по земельному налогу. В частности, снижены ставки земельного налога:

а) на придомовые земельные участки в городах областного значения;

б) на земли аэродромов в аэропортах, расположенных в черте населенных пунктов;

в) на земли, занятые защитными лесными насаждениями вдоль магистральных железных дорог.

Местным представительным органам предоставлено право повышать или понижать базовые ставки земельного налога в пределах 50 %.

Для некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, ставка налога на имущество установлена в размере 0,1 процента к среднегодовой стоимости объекта, а к ставкам земельного налога применяется коэффициент 0,1.

Налог на транспортные средства

По налогу на транспортные средства также снижены ставки налога на легковые автомобили с объемом двигателя от 2000 по 3000 кубических сантиметров. В 2 раза снижена ставка налога на транспортные средства по летательным аппаратам, понижены ставки на грузовые автомобили грузоподъемностью до 1 тонны. Кроме того, для грузовых автомобилей введены понижающие поправочные коэффициенты в зависимости от срока эксплуатации.

Реформы последнего времени

Основной целью Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2002 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения" явилось снижение налоговой нагрузки, развитие малого бизнеса и дальнейшее совершенствование налогового администрирования. Внесение изменений и дополнений в целом не изменяет концепцию налогообложения, заложенную в Налоговом кодексе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.