Рефераты. Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан

Следующим шагом по увеличению собираемости налогов стал контроль за трансфертным ценообразованием. Принимая во внимание мировой опыт, были приняты Закон "О государственном контроле при применении трансфертных цен" и разработаны к нему нормативные акты. Согласно закону, допускается отклонение применяемой цены на 10% от рыночной цены, в противном случае доход налогоплательщика рассчитывается исходя из рыночных цен. С момента вступления в силу данного закона был проведен ряд проверок на предмет применения трансфертных цен в международных деловых операциях, а также отмечено существенное сближение средних экспортных цен на нефть и металлы с их мировыми котировками. Так, доля налогов от отрасли "добыча нефти и попутного газа" в общих поступлениях возросла с 7% в 1998 году до 20% в 2002 году, от металлургической промышленности - от 1% до 5% соответственно.

Конечно, немаловажную роль здесь сыграло повышение цен на минерально-сырьевую продукцию на мировых товарных рынках. Например, используя межотраслевой баланс производства и использования продукции с помощью матрицы полных затрат, можно оценить влияние изменения цены нефти на экономику и бюджет страны. При увеличении цены на нефть на 1$/баррель добавленная стоимость по всем отраслям увеличивается суммарно на 108 млн. долл, ВВП увеличивается на 0,6%, а поступление налогов на 42 млн.долл. Тем не менее предпринятые шаги по совершенствованию налогового администрирования дали значительные результаты в пополнении доходов государственного бюджета.



В этот период государство не только занималось совершенствованием налогового администрирования крупных предприятий сырьевого сектора, но и реализовывало комплексные шаги по налоговому стимулированию развития обрабатывающих секторов экономики. Так, Правительством Республики Казахстан в 1999-2001 гг. был предпринят ряд мер государственной поддержки отечественных предприятий: введена нулевая ставка НДС на товары собственного производства, до 1 января 2003 года продлены сроки уплаты налогов и штрафных санкций в отраслях машиностроения, текстильной, швейной, кожевенно-обувной, производства резиновых и пластмассовых изделий, химической промышленности сельхозтоваропроизводителям. В целом в данный период в стране была начата огромная подготовительная работа к внедрению нового Налогового кодекса, который был принят в июле 2001 года, а введен в действие с 1 января 2002 года. Налоговый Кодекс сохранил экономическую основу, заложенную прежним налоговым законодательством, и явился единым кодифицированным документом, включившим в себя все положения о налоговой системе. В нем четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения налогового обязательства, установлены правила осуществления налогового контроля, определен перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также все важнейшие понятия и инструменты, необходимые для функционирования всей налоговой системы. Концепция, заложенная в Налоговом Кодексе Казахстана, направлена на обеспечение справедливости налоговой системы, ее стабильности и предсказуемости, достижения сбалансированности налоговой нагрузки для всех категорий налогоплательщиков и нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим процессам. Проводимые международными организациями экспертизы в период написания Налогового Кодекса максимально приблизили документ к международной модели и международным принципам налогообложения. В то же время существующий ряд особенностей, характерных исключительно для Казахстана, был гармонично отражен в Налоговом Кодексе. В Налоговом Кодексе предусмотрено 18 видов налогов, в том числе платежей, и 12 сборов, носящих разовый характер - в случае совершения государственными органами юридически значимых действий в интересах плательщиков. Основную долю поступлений в бюджет составляют подоходные налоги (корпоративный и индивидуальный), косвенные налоги (НДС и акцизы), социальный налог, а также специальные платежи недропользователей. Структура доходов государственного бюджета за ряд лет в динамике выглядит следующим образом.


Таблица 2. Структура доходов государственного бюджета в динамике за 1995-2002гг., в %

Наименование платежа

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.*

2002 г.*

Государственные доходы (1995-1998 г. с учетом внебюджетных фондов)

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Налоговые поступления, в т.ч.

82,2

73,9

81,4

76,7

84,0

89,3

88,9

93,5

Корпоративный подоходный налог

16,0

16,7

9,9

10,1

13,9

27,9

29,1

28,8

Индивидуальный подоходный налог

11,7

12,6

10,2

7,9

9,0

8,7

8,4

9,1

НДС

15,1

21,7

14,5

21,4

22,7

19,6

19,6

20,8

Социальный налог

17,9

16,9

15,3

15,8

Акцизы

2,9

4,4

4,1

5,0

4,8

3,3

2,7

3,0

Бонусы, роялти, доля РК по разделу продукции

1,9

2,5

4,1

2,6

2,3

3,6

5,7

4,8

Неналоговые поступления

9,9

8,9

4,0

5,0

6,8

6,6

8,0

5,4

Доходы от операций с капиталом

7,8

17,1

14,6

18,3

9,1

4,2

3,1

1,1

*) 2001-2002гг. включают часть налогов отчисленных в Национальный фонд

**) по 2001г. включены доходы от приватизации







Вместе с тем, на основании результатов сравнительного анализа исчисления в бухгалтерском учете и отнесения на вычет в целях налогообложения амортизационных отчислений, проведенного Министерством финансов Республики Казахстан на основе данных Агентства Республики Казахстан по статистике и налоговых органов в целях совершенствования амортизационной политики и создания условий для обновления основных средств, а также во исполнение пункта 4.2 Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28.03.02 г. № 827, с 1 января 2004 года предполагается увеличить предельные нормы амортизации по тем подгруппам фиксированных активов, по которым по итогам сравнительного анализа были выявлены отклонения, с сохранением действующего порядка исчисления амортизационных отчислений в целях налогообложения и установлением повышенных дифференцированных пределов отнесения на вычет расходов на ремонт для групп фиксированных активов, подверженных большему износу. В соответствии с постановлением Правительства РК от 22.08.2003г. №850 расширен перечень налогоплательщиков, подлежащих республиканскому мониторингу. Данный перечень расширен, в том числе и за счет финансовых организаций (банки второго уровня, страховые (перестраховочные) организации, накопительные пенсионные фонды).

Отчетность по мониторингу банков второго уровня состоит 13 форм. Из них 6 форм это формы отчетности представляемые банками второго уровня в Национальный Банк РК, 1 форма представляется по запросу уполномоченного органа (НК МФ РК). Остальные 6 форм это формы, разработанные Налоговым комитетом МФ РК, касательно операции, связанные с налогообложением, по движению денег и выданным займам. Разработка форм по операциям, связанных с движением денег и выданным займам, связано для проведения опосредованного мониторинга хозяйствующих субъектов. По данным мониторинга крупных налогоплательщиков республиканского и регионального уровней за 6 месяцев 2003 года уплачено всего налогов и платежей (без учета таможенных платежей) на сумму 212 865,2 млн. тенге, что составляет 42,6% от доходов, входящих в компетенцию Налогового комитета Министерства финансов РК (далее - НК МФ РК). В том числе поступления от предприятий республиканского уровня составили 196 753,7 млн. тг., от предприятий регионального уровня- 16 111,5 млн. тг. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, соответствующие результаты которого были на уровне 144 115,7 млн. тенге или 39,1% от доходов НК МФ РК, объем поступлений налогов и других платежей от крупных налогоплательщиков республиканского и регионального мониторинга вырос на 68749,5 млн. тенге или темп роста составил 147,7 % (Таблица 3).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.