Рефераты. Особенности формирования налоговой базы единого социального налога в России

При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за один и тот же отчетный (налоговый) период.

Тарифы по страховым взносам в пенсионный фонд установлены статьей 22 Федерального закона № 167-ФЗ. Для тарифов страховых взносов также как и по единому социальному налогу должна применяться регрессивная шкала.

Страховой взнос разделен на две части. За счет первой части финансируется страховая часть, а за счет второй — накопительная часть трудовой пенсии. Размер каждой части зависит от возраста и пола работника. В таблице приведены тарифы страховых взносов для работодателей.


Таблица 2.2

Расчет налога

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше


Для лиц 1967 года рождения и моложе


на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

14,0%

10,0%

4,0%

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 280 000 руб.

28 000 руб. + 3,9% с суммы, превышающей 280 000 руб.

11 200 руб. + 1,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

56 800 руб.

40 480 руб.

16 320 руб.


Приведенные в таблице ставки страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе установлены Федеральным законом №167-ФЗ в качестве переходных положений, действующих в течение 2005 - 2007 годов.

Порядок и сроки уплаты.

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый из фондов, и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.

Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала периода и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей. Эта разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Начисление единого социального налога производится за счет затрат на производство или расходов на продажу.

Данные о начисленных и уплаченных авансовых платежах, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, отражаются в расчете. Расчет представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

По итогам налогового периода, разница между суммой налога, подлежащей уплате и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, следует уплатить не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу.

Также, ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:

- начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;

- использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

- направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

- расходов, подлежащих зачету;

- уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

По страховым взносам в Пенсионный фонд установлен расчетный период равный календарному году. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Как и по единому социальному налогу, предприятия ежемесячно уплачивают авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывают разницу между суммой страховых взносов, исчисленных и суммой, уплаченных за отчетный период.

2.2 Налоговая база по ЕСН при реорганизации

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации по вопросу порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу в случае реорганизации организации (в форме присоединения) письмом от 29 мая 2008 г. N 03-04-06-02/55 сообщает следующее.

Главой 24 "Единый социальный налог" Кодекса не предусмотрено специальных положений, регулирующих порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты единого социального налога организацией в случае ее реорганизации. В то же время часть первая Кодекса содержит ряд положений, регулирующих налоговые правоотношения, возникающие в связи с реорганизацией организации.

В соответствии с п. п. 3 и 5 ст. 50 Кодекса при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо, которое должно исполнить эту обязанность в установленные для присоединенного лица сроки.

Следовательно, по смыслу ст. 50 Кодекса присоединяющая организация является правопреемником в части уплаты тех налогов, обязанность по которым не исполнена присоединенным юридическим лицом до завершения реорганизации.

Правопреемства в части налоговой базы, в частности, по единому социальному налогу, а также правопреемства в части применения пониженных ставок единого социального налога законодательством не предусмотрено.

Это также подтверждается положениями статей Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), регулирующих правоотношения, связанные с реорганизацией юридического лица.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Налоговая база по налогу не является частью имущества, кредиторской либо дебиторской задолженностью, а является одним из элементов налогообложения, поэтому передача ее правопреемнику на основании передаточного акта невозможна.

В соответствии со ст. 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Пунктом 3 ст. 55 Кодекса установлено, что если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Предусмотренные указанным пунктом правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Таким образом, налоговый период для присоединяемой организации заканчивается в день завершения реорганизации и с выплат и вознаграждений, начисленных данной организацией в пользу физических лиц в данном налоговом периоде, присоединяемая организация должна исчислить и уплатить единый социальный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода.

Учитывая изложенное, в настоящее время нет правовых оснований для учета в налоговой базе по единому социальному налогу с целью применения регрессивной шкалы ставок налога преобразуемой в филиал организацией выплат и вознаграждений, начисленных работникам этой организации до ее реорганизации.

В отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяется аналогичный порядок



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на очевидную необходимость введения ЕСН, некоторое время это решение откладывалось. Сказалась ведомственная заинтересованность самих фондов, не желающих ничего менять из опасений в ухудшении социальной защиты граждан. Нельзя исключать, что на задержке принятия решения о вводе нового налога сказались и опасения отдельных чиновников, которые, видимо, предполагали, что после введения единого платежа исчезнет необходимость в существовании самих фондов.

Официальная биография ЕСН началась 5 августа 2000 года. Сторонники этого нововведения уверяли, что это приведет к следующим позитивным результатам: снижению размеров налогов, начисляемых на фонд оплаты труда; снижению административных издержек; повышению собираемости налогов (взносов), благодаря передаче функций контроля и сбора профессионально подготовленной, технически, технологически и информационно оснащенной, мощной государственной налоговой службе.

Реформа ЕСН внесет серьезные изменения в налоговый и бухгалтерский учет, что безусловно необходимо отобразить в информационных системах для автоматизации ведения учета.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) опубликован 28.07.2009 в «Российской газете» № 137.

Глава 24 НК РФ с 01.01.2010 будет исключена из Налогового кодекса Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

С 1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН будут платить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Федеральный Закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

2.       Федеральный закон № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

3.       «Гражданский кодекс Российской федерации (Часть вторая)» №14-ФЗ

4.       Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. М.: ЭКМОС, - 2007.

5.       Налоговый кодекс РФ с комментариями. Часть вторая. М.: ТАНДЕМ, - 2007.

6.       Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. «Экономика и статистика».- М.: Финансы и статистика, 2009г.

7.       Анашкина А.К. – «Единый социальный налог». М.: Статус кво 97, 2009г.

8.       Васильева Т.В. «Оздоровление за счет средств ФСС России» Российский налоговый курьер, 2008, №10.

9.       Воробьева Е.В. «Единый социальный налог и налог на доходы физических лиц.2006-2008» . – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2009.

10.  Воробьева Е.В. «Заработная плата в 2009году с учетом требований налоговых органов» - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2009.

11.  Гейц И.В. «Единый социальный налог. Практическое руководство для бухгалтеров и налоговых инспекторов» – М.: НОУ ЛИК, 2009.

12.  Дубова М.Д. «ЕСН в реализации социальной политики государства» - Финансы, 2008, №12.

13.  Земляченко С.В. «Единый социальный налог и страховые взносы» - Бухгалтерский учет, 2008, №7

14.  Кондратьев О.Е. «Исчисление единого социального налога» - М.: НОУ ЛИК, 2008

15.  Курбангалеева О.Д. «Исчисление и уплата единого социального налога» - Главбух, 2007, №4.

16.  Миляков Н.В. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации».. Учебник. – М.: Книжный мир, 2009 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.