Рефераты. Организация финансов малых предприятий

3) отпуске ТМЦ в производство;

4) выпуске готовой продукции, ее отгрузке, реализации и оплате;

5) движении денежных средств;

6) задолженности отдельных дебиторов и кредиторов, материально ответственных и подотчетных лицах;

7) общем финансово-экономическом состоянии предприятия.

Отсюда видно, что информативность сводных рапортов полностью зависит от своевременности поступления исходной информации и ее обработки сотрудниками соответствующих подразделений финансово-экономической службы предприятия. Эта исходная информация может состоять из банковских выписок, приходно-расходных ордеров, счетов-фактур, актов выполненных работ, накладных на внутреннее перемещение и других документов.

Следовательно, чем быстрее вносится исходная информация с мест в общую базу данных, тем значительнее наполнение сводных рапортов. Если учесть, что в обязательном порядке осуществляется контроль и натуральных, и стоимостных показателей, то объективность такой информации также повышается. Вследствие этого ускоряется и сам процесс принятия управленческих решений.

Принимая во внимание, что сводные рапорты составляются нарастающим итогом с начала периода, содержат натуральные и стоимостные показатели, включают информацию по каждой службе и подразделению, появляется возможность получить общую информацию о выполнении запланированных показателей, возникших отклонениях, достаточности или недостаточности собственных средств, необходимости привлечения заемных средств, состоянии платежеспособности и др.

В свою очередь, вся сводная информация легко разбивается:

·                     на виды и направления деятельности;

·                     по самостоятельным бизнес-единицам и проектам;

·                     по отдельным службам и подразделениям, центрам затрат и прибыли.

Понятно, что такой учет исходной информации, ее обработка и представление возможны только лишь в том случае, когда средства бухгалтерского учета приспособлены для проведения экономического учета — когда план счетов бухгалтерского учета подготовлен для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия. В противном случае очевидна недостаточность глубины анализа.

Таким образом, особенность сводных рапортов заключается в том, что в них собирается вся необходимая информация:

1) по факту и месту возникновения какой-либо хозяйственной операции;

2) с учетом временно2го разреза (нарастающим итогом);

3) в разбивке по видам ТМЦ и услуг, контрагентам, материально ответственным и подотчетным лицам, а также отдельным договорам и проектам;

4) в соответствии с достигнутым уровнем аналитики и детализации;

5) для принятия управленческих решений конкретным руководителем (директором и его заместителями по направлениям, руководителями служб и подразделений, крупными акционерами и инвесторами).

В результате на базе бухгалтерской, финансовой и управленческой информации может быть создана серия сводных рапортов, в которых отражаются натурально-вещественные, стоимостные и финансовые показатели, а их подготовка, обработка и анализ проводятся исключительно в финансово-экономической службе предприятия.

В этой связи можно предложить следующий перечень сводных рапортов, которые предназначены, прежде всего, для директора предприятия и руководителя финансово-экономической службы (всего предлагается 12 типовых рапортов, но их количество может быть увеличено в зависимости от необходимости), а также для других служб и подразделений (для иллюстрации приводятся только рапорт № 1 и рапорт № 2).

Эти рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита составляются в монопольном режиме для достижения единства данных и в любой момент времени.

Рапорт № 1 — остатки по наиболее важным счетам бухгалтерского учета и расчетные коэффициенты (см. табл. 5).


Таблица 5 Рапорт № 1Объект «_____________________»Сводные показатели по состоянию на хх.хх.2008 г.Время получения рапорта хх:хх

Остатки по счетам

Сумма, руб.

Примечание

1. Денежные средства, всего

в том числе:— расчетный счет— валютный счет— касса руб.— касса вал.— деньги в пути

Справочно: собственные денежные средства



2. Запасы



3. Задолженность покупателей



4. Авансы выданные



5. Прочие активы



6. Кредиты банка



7. Авансы полученные



8. Задолженность поставщикам



9. Задолженность по оплате труда и ЕСН



10. Задолженность по расчетам с бюджетом



11. Прочие пассивы



12. Рабочий капитал



13. Расчетные коэффициенты и показатели: норматив факт

·                     выполнение плана по видам бюджетов:

— закупки— продажи 

·                      рентабельность

— активов— продаж— собственного капитала

·                     оборачиваемость

— запасов— ДЗ— КЗ 

·                      уровень оплаты

— ДЗ— КЗ 

·                     средний срок и продолжительность

— ДЗ— КЗ

Норматив

Факт


Данный сводный рапорт содержит сгруппированную информацию в разбивке по видам деятельности и отдельным подразделениям и включает сведения о состоянии некоторых счетов бухгалтерского учета на конкретную дату и время. Время необходимо указывать потому, что в течение одного и того же дня можно неоднократно получать этот рапорт и видеть происходящие изменения, осуществлять управленческие воздействия, принимать решения и контролировать их выполнение.

Директор предприятия, получая такую информацию, может составить в наиболее общем виде представление:

1) об остатках текущих активов:

·                     денежных средствах (расчетный и валютный счет, касса рублевая и валютная, деньги в пути);

·                     запасах (склад сырья и материалов, незавершенное производство и склад готовой продукции);

·                     задолженности покупателей (по видам продукции);

·                     авансах выданных (по видам ТМЦ и услуг);

·                     прочих активах;

2) об остатках текущих обязательств:

·                     кредитах банков;

·                     задолженности поставщикам (по видам ТМЦ и услуг);

·                     задолженности по оплате труда и социальным налогам;

·                     задолженности по расчетам с бюджетом (по видам налогов);

·                     прочих пассивах;

3) о величине собственных денежных средств на основе экспресс-анализа финансовой устойчивости предприятия;

4) о размере рабочего капитала (как разнице между текущими активами и текущими обязательствами) в целях оценки величины собственных оборотных средств;

5) о расчетных показателях:

·                     выполнении плана по видам бюджетов (закупок, продаж и др.);

·                     рентабельности активов, продаж и собственного капитала;

·                     оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности;

·                     уровне оплаты дебиторской и кредиторской задолженности;

·                     среднем сроке и средней сумме дебиторской и кредиторской задолженности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.