Рефераты. Налог на добавленную стоимость: проблемы возмещения из бюджета

б) визуальная проверка правильности оформления представленных документов (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);

в) арифметический контроль данных, заявленных в налоговой декларации по НДС;

г) проверка обоснованности применения налоговых ставок, заявленных льгот, правильности исчисления налоговой базы и применения налоговых вычетов по НДС. На данном этапе осуществляются следующие мероприятия:

- проверка сопоставимости показателей декларации по НДС проверяемого периода с аналогичными показателями деклараций предыдущих периодов;

- сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации по НДС с показателями деклараций по другим налогам и бухгалтерской отчетностью;

- оценка достоверности заявленных сумм возмещения НДС на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученной в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с правоохранительными и иными контролирующими органами, органами государственной власти и местного самоуправления и т.д. либо полученной от банков, других организаций по запросам, а также из иных источников (информация, поступающая от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.д), средств массовой информации и сети Интернет (рекламные объявления, содержащие сведения о возможной реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) юридическими и физическими лицами и т.д.

При проведении налоговой проверки налоговый орган на основании ст. 31, 88, 93 НК РФ вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и предъявления к возмещению из бюджета сумм НДС.

Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность в виде взыскания штрафа в размере 50руб. за каждый непредставленный документ.

Если при проведении проверки обоснованности возмещения НДС у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого (так называемая встречная проверка). Отказ лица предоставить указанные документы также является налоговым правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей.

При проведении налоговой проверки налоговый орган при необходимости направляет мотивированный запрос в банк о представлении справки по операциям и счетам налогоплательщиков.

Для проверки правильности и достоверности права налогоплательщика на получение возмещения из бюджета НДС налоговым органом тщательно проверяются следующие моменты:

во – первых, с чем связано возмещение НДС, с какими операциями, т.е. для чего и с какой целью приобретались товары (работы, услуги), НДС по которым предъявляется к возмещению, они должны быть связаны с деятельностью самого предприятия, которая облагается НДС;

во-вторых, был ли уплачен НДС, предъявляемый к возмещению, поставщикам и каким образом; тщательной проверки подвергаются факты оплаты векселями, заемными средствами, путем зачета взаимных требований, где, как правило, задействована целая цепочка фирм, которые все должны быть проверены;

в-третьих, отгружались ли в действительности поставщиками товары (работы, услуги), НДС по которым предъявляется к возмещению и приняты ли они к учету налогоплательщика; здесь также проверяется наличие фирм-поставщиков, их регистрация, во избежание возмещения НДС по несуществующим организациям – «мертвым душам»;

в-четвертых, осуществляется проверка содержания и оформления документов, необходимых для подтверждения обоснованности возмещения НДС: счетов-фактур, платежных документов, договоров, актов выполненных работ (услуг), накладных, т.е. всех необходимых первичных документов налогоплательщика;

в-пятых, проверяется порядок ведения налогоплательщиком бухгалтерского учета, а именно, правильности отражения операций, связанных с возмещением НДС.

По результатам налоговой проверки, в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, либо установления фактов, что сумма НДС к возмещению исчислена налогоплательщиком в завышенном размере либо полностью заявлена неправомерно, должностным лицом, проводившим проверку составляется докладная записка (при выездной налоговой проверки - акт), где указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений (фактов неправомерного возмещения НДС) и связанные с ним обстоятельства их совершения.

В случае установления фактов неправомерного предъявления к возмещению сумм НДС по результатам проверок (как камеральных, так и выездных) налоговым органом (в лице руководителя инспекции или его заместителя) выносится решение об отказе в возмещении сумм НДС из федерального бюджета. Если же указанное нарушение привело и к неуплате налога на добавленную стоимость, то налогоплательщик привлекается указанным решением к налоговой ответственности, предусмотренной ст.122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20% (40% - при наличии умысла) от суммы неуплаченного налога.

По проведению налоговых проверок по вопросу правомерности предъявления к возмещению сумм НДС Федеральной налоговой службой РФ по налогам и сборам постоянно издаются инструктивные методические рекомендации, регламенты, а также направляются соответствующие письма и указания.

Кроме этого, ФНС России контролирует процесс возмещения из федерального бюджета НДС посредством системы отчетов, которые составляются налоговыми органами на местах, обобщаются и анализируются Управлениями субъектов РФ и представляются ежемесячно в ФНС РФ.

Главным недостатком системы отчетов по возмещению НДС является отсутствие специального раздела либо отдельной формы отчета по возмещению НДС, предъявляемому по операциям на внутреннем рынке России, в связи с чем, проанализировать состояние дел в данной сфере государственного регулирования наглядно, в динамике, на сегодняшний день не представляется возможным.

По возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг) с 2000г. утвержден специальный раздел отчета, заполняемый ежемесячно. Однако при этом, каждый год структура представляемых сведений в указанном отчете изменялась, в связи с чем, произвести анализ данных с точки зрения их сопоставимости очень сложно. Конкретные значения отчетов по возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг) по Томской области приведены в таблицах 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5.


Таблица 3.1. - Данные отчета УФНС РФ по Томской области по возмещению НДС при экспорте за 2000 год

ПОКАЗАТЕЛИ

СУММА (руб.)

1

2

Заявлено к возмещению налогоплательщиками по состоянию на 1 января 2000г.


402.562

Признано к возмещению налоговыми органами по состоянию на 1 января 2000г.


1.403.329

Заявлено к возмещению налогоплательщиками в текущем году

262.452.997

Отказано в возмещении налоговыми органами в связи с необоснованностью возмещения в текущем году, в том числе

- по заявленным к возмещению суммам предыдущих лет

- по заявленным к возмещению суммам в текущем году


81.125.446

200.326

80.925.120

Признано к возмещению налоговыми органами в текущем году, в том числе

- по заявленным к возмещению суммам предыдущих лет

- по заявленным к возмещению суммам в текущем году

114.627.917

202.236

114.425.681


Таблица 3.2. - Данные отчета УФНС РФ по Томской области по возмещению НДС при экспорте за 2001 год

ПОКАЗАТЕЛИ

СУММА (тыс.руб.)

1

2

Заявленные налогоплательщиками к возмещению суммы НДС, по которым до 01.01.2001г. налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе



67.102

Признано к возмещению налоговыми органами, но не возмещено по состоянию на 1 января 2001г.


12.755

Заявлено к возмещению налогоплательщиками в текущем году

569.589

Признано к возмещению налоговыми органами в текущем году, в том числе

- по заявленным к возмещению суммам предыдущих лет

- по заявленным к возмещению суммам в текущем году

357.048

55.613

301.435

1

2

Возмещено в порядке зачета

Фактически возвращено на расчетные счета налогоплательщиков

Остаток к возмещению по признанным налоговыми и судебными органами суммам НДС

Суммы, признанные к возмещению арбитражными судами после принятия решения налогового органа об отказе в возмещении НДС

368.726

14.462

21.471

34.856


Таблица 3.3. - Данные отчета УФНС РФ по Томской области по возмещению НДС при экспорте за 2002 год

ПОКАЗАТЕЛИ

СУММА (тыс.руб.)

1

2

Заявленные налогоплательщиками к возмещению суммы НДС, по которым до 01.01.2002г. налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе



125.317

Признано к возмещению налоговыми органами и арбитражными судами, но не возмещено по состоянию на 1 января 2002г.


21.628

Заявлено к возмещению налогоплательщиками в текущем году

689.539

Отказано в возмещении налоговыми органами в связи с необоснованностью возмещения в текущем году, в том числе

- по заявленным к возмещению суммам до 1 января 2001г.

- по заявленным к возмещению суммам в текущем году


441.068

140.326

300.742

Признано к возмещению налоговыми органами в текущем году, в том числе

- по заявленным к возмещению суммам предыдущих лет

- по заявленным к возмещению суммам в текущем году


125.196

- 15.009

140.205

Суммы, признанные к возмещению арбитражными судами после принятия решения налогового органа об отказе в возмещении НДС по налоговой ставке 0%



94042

Остаток к возмещению по заявлениям налогоплательщиков, по которым налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе


248.592

Возмещено в порядке зачета

182.198

Фактически возвращено на расчетные счета налогоплательщиков на отчетную дату


22.040

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.