Проанализировав приведенные данные по возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг) по Томской области за пять лет, можно условно сопоставить их для наглядного прослеживания динамики, приведенной в таблице 3.8.
Таблица 3.6. - Динамика возмещения экспортного НДС по Томской области за 2000- 2006г. (в тыс. руб.)
Показатели
2000г.
2001г.
2002г.
2003г.
2004г.
2005 г.
2006 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
Заявлено к возмещению НДС по экспорту
262.453
569.589
689.539
429.164
681.276
511.905
850.201
Признано к возмещению налоговым органом
114.628
301.435
140.205
369.812
466.603
410.674
861.915
Отказано в возмещении налоговым органом
80.925
142.837
300.742
51.398
82.215
19.049
16.668
На основании изложенного, можно сделать вывод, что вплоть до 2002 года суммы предъявляемого налогоплательщиками НДС к возмещению при экспорте товаров (работ, услуг) постоянно росли и лишь в 2003 году произошел значительный спад, что во многом объясняется, с одной стороны, некоторыми успехами налоговых органов по работе в данной сфере возмещения НДС, но с другой стороны, «перепрофилированием» недобросовестных налогоплательщиков на возмещение НДС при операциях на внутреннем рынке России, где работа налоговых органов еще недостаточна эффективна. В 2004 году рост заявленных сумм к возмещению обусловлен объемом экспортных поставок предприятиями, реализующими собственную продукцию (ФГУП «Сибирский химический комбинат», ЗАО «Томская нефть», ОАО «Восточная транснациональная компания, Соболиное»).
В связи с чем, не смотря на рост сумм НДС, признанных к возмещению в абсолютном выражении, в текущем периоде 2004 года следует отметить о резком снижении заявленных к возмещению сумм предприятиями-экспортерами, использующими схемы уклонения от налогообложения и приносящими наибольший ущерб бюджету. Это обусловлено усилением контроля со стороны Управления по обоснованности заявленных сумм к возмещению путем рассмотрения материалов на комиссии по организациям - перепродавцам независимо от размера заявленных сумм, и проводимыми налоговыми органами на постоянной основе комплекса контрольных мероприятий в отношении данной категории налогоплательщиков-экспортеров. Практически в текущем периоде исключены получившие распространение в 2000-2002 г.г. сделки, совершаемые по многоступенчатой «схеме», в которых участвовали несколько фирм, многократно перекупая однотипный товар на российском рынке в завершении оформляя товар в таможенном режиме «экспорт», результатом которых являлось незаконное использование государственных средств (в данном случае получение возмещения из бюджета).
Проблеме возмещения НДС в Российской Федерации средствами массовой информации уделяется много внимания. Сегодня она является одной из самых сложных и серьезных в отечественной налоговой системе. По оценке Федеральной налоговой службы РФ по налогам и сборам по состоянию на 2002г. в нашей стране около 17% налогоплательщиков регулярно и в полном объеме платят в бюджет налоги, порядка 40% вообще не платят. Остальные, уплачивая, стараются минимизировать платежи законными и незаконными способами. При этом в 2003г. в России зарегистрировано 3,5 млн. организаций, из которых более половины в настоящее время не отчитываются в налоговых органах. Количество российских организаций, не отчитывающихся в налоговых органах, за последние годы имеет тенденции к росту (рис.3.1.).1
52 %
43
38
33
2001 2002 2003 2004 год
Рис.3.1. - Динамика роста количества организаций в РФ, не отчитывающихся в налоговых органах (в % к общему числу зарегистрированных организаций)
В нашей стране получила распространение практика использования таких не отчитывающихся организаций для целей необоснованного возмещения НДС из бюджета. Несмотря на то, что порядок возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям урегулирован в законодательном порядке, в хозяйственной деятельности экспортеров встречается множество нарушений и применение налогоплательщиками различных схем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость.
Особенностью применяемых схем возмещения из бюджета НДС является то, что в данном случае в положение должника ставится государство, тогда как в большинстве случаев имеет место его введение в заблуждение относительно правомерности возмещения экспортеру сумм НДС, уплаченных поставщикам. Подобные факты в последнее время приобрели массовый характер, а итоговые суммы возмещения НДС в Российской Федерации экспортерам ежегодно возрастают (рис.3.2.).1
Млрд.руб.
286
215
104
4040
1999 2000 2001 2002 2003 2004 год
Рис. 3.2. - Динамика роста сумм возмещения НДС экспортерам
Встречающиеся на практике правонарушения, связанные с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, весьма разнообразны. К их числу можно отнести:
- использование для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% поддельных документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, для подтверждения факта отправки экспортируемого товара;
- составление фиктивных документов, служащих основанием для производства налоговых вычетов – счетов-фактур, якобы выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) с выделением отдельной строкой суммы НДС, а также документов, якобы подтверждающих фактическую уплату сумм налога;
- оформление документов от имени несуществующих организаций, зарегистрированных по подложным, утерянным или похищенным документам;
- имитирование поступления экспортной выручки на счет экспортера и расчетов с продавцами товаров посредством перечисления ссудных денежных средств внутри банка или группы банков в пределах одного операционного дня по замкнутому кругу и другие.
Для определения круга действий, необходимых для эффективной борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, требуется детальный анализ схем лжеэкспорта с целью неправомерного возмещения из бюджета НДС.
Что касается уголовно-правовой оценки незаконного получения компенсации по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать, что содеянное будет содержать состав преступления только в случае, если имеет место хотя бы одно из условий:
- экспортер не перечислил НДС контрагенту при покупке товара и тем самым нечего компенсировать, т.к. нет затрат, которые подлежат возмещению;
- по существу нарушены условия экспорта, предоставляющие право на возмещение НДС (несоблюдение формальностей далеко не всегда позволяет говорить о возможности наступления уголовной ответственности).
Если данные нарушения не будут обнаружены, но при этом контрагенты, участвовавшие в хозяйственных операциях, связанных с движением экспортируемой продукции, не перечислили НДС в бюджет, вывод о неправомерности получения компенсации организацией – экспортером представляется спорным.
Законодательством данный вопрос напрямую не урегулирован, а потому не представляется возможным утверждать, что лицо, пытающееся возместить затраты по уплате НДС, осознает незаконность своих действий. Руководитель организации – экспортера не должен осознавать незаконность действий, которые собирается совершить контрагент с полученными деньгами от совершения законной сделки.
Таким образом, собственно операция возмещения налога на добавленную стоимость будет содержать состав преступления, только если имеются фальсифицированные документы о совершенных сделках по покупке товара и (или) его экспорту либо если будет установлен факт использования организации – экспортера для неперечисления налога в бюджет (например, в случае если имеется сговор между руководителями организации – экспортера и руководителями организации – продавца, не перечислившими налог на добавленную стоимость в бюджет, либо если экспорт и неуплату налогов осуществляют одни и те же лица). В противном случае ответственность за налоговые правонарушения могут нести только те лица, которые были обязаны, но не уплатили НДС.1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18