Рефераты. Методология учета налога на добавленную стоимость

-    реализуется имущество, приобретенное на стороне и учитываемое с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации;

-    продается сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации;

-    передаются имущественные права в соответствии с пунктами 2-4 статьи 155 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные при приобретении товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации или при ввозе товаров через границу, если:

-    приобретенные товары (работы, услуги) используются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;

-    покопаются для перепродажи.

Также вычетам подлежат суммы налогов, уплаченные налоговыми агентами; предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах Российской Федерации; уплаченные по расходам на командировки и представительские расходы; исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок.

Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате (возмещению) определяется как сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по облагаемым оборотам, уменьшенная на сумму налогового вычета по итогам каждого месяца квартала. В случае если сумма вычетов превышает общую сумму налога, то полученная разница подлежит возмещению. Налоговые органы самостоятельно производят зачет таких сумм.

Сумма возмещения в течение трех месяцев направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налога.

По истечении трех месяцев сумма, которая не была зачтена, возвращается плательщику по его заявлению.

Согласно второй части Налогового кодекса Российской Федерации все плательщики налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) обязаны составлять и вести книги покупок и продаж, счета-фактуры, вести журналы их регистрации, т.е. журнал учета счетов - фактур, полученных от поставщиков материальных ценностей (работ, услуг), а также журнал учета счетов - фактур, выданных покупателям материальных ценностей (работ, услуг).

Исходным документом является счет - фактура. При реализации товаров, работ, услуг налогоплательщик дополнительно к цене обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Счет-фактура служит основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, не составляется по операциям реализации ценных бумаг, а также по банковским и страховым операциям, не облагаемым налогом на добавленную стоимость.

Сроки внесения в бюджет налога на добавленную стоимость установлены в зависимости от размера фактических оборотов. Плательщики налога самостоятельно определяют сумму на основе данных бухгалтерского учета и отчетности и принятой учетной политики (по мере отгрузки или по мере оплаты). Предприятия уплачивают налог, ежемесячно исходя из фактических оборотов в срок до 20-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, необходимо отметить, что налог на добавленную стоимость является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость является более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

1.3 Счет-фактура, как основной документ учета и контроля налога на добавленную стоимость


В соответствий с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет – фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету (налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость и порядок определения, общие условия, необходимые для применения налогового вычета (приложение 1 и 2) или возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени). Требования к этому документу установлены Налогового кодекса Российской Федерации, и их несоблюдение повлечет отказ в вычете или возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного контрагенту (п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации).

Счета – фактуры выставляются покупателю по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе по операциям по реализации, не облагаемым налогом на добавленную стоимость, в течение 5 календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, счет – фактура выставляется в следующих случаях:

-    при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость в этом случае выделяется в счете – фактуре отдельной строкой;

-    при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых в соответствий со ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения);

-    при реализации товаров (работ, услуг) лицом, освобожденным от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации.

Во втором и третьем случаях счета – фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога (п. 5 ст. 168 и п. 3 ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)". Если указанные лица выставят счет – фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, то будут обязаны перечислить эту сумму в бюджет, при этом они не будут иметь права на вычет (п. 5 ст.173 Налогового кодекса Российской Федерации). Лицу, получившему такой счет – фактуру, налоговые органы также, скорее всего, откажут в праве на вычет. Однако по этому вопросу есть положительная судебная практика (например, постановление ФАС Восточно – Сибирского округа от 21.10.2004 по делу № А-19-5781/04-15-Ф-4320/04-С1) – суды, таким образом, иногда признают за налогоплательщиком право на вычет.

Следует учесть, что счета – фактуры выписываются также и при отсутствии реализации (пп. 1 п. 3 ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации) в случаях получения средств в виде:

-    финансовой помощи;

-    по пополнение фондов специального назначения;

-    процентов по векселям;

-    процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Банка России;

-    страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя – кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации;

-    в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Кроме того счета – фактуры выписываются в следующих случаях:

-    при выполнении строительно – монтажных работ для собственного потребления;

-    при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд);

-    при выполнении обязанностей налогового агента.

Не выписывают счета – фактуры:

-    организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками (уплачивающие единый налог на вмененный доход (ЕНВД) по тем видам деятельности, по которым они не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) или на упрощенную систему налогообложения по всем видам деятельности). Если указанные лица выставят покупателю счет – фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, то будут обязаны перечислить эту сумму в бюджет, при этом они не будут иметь права на вычет (п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации). Вместе с тем у лица, получившего такой счет – фактуру, также возникнут проблемы с принятием к вычету указанной в нем суммы налога на добавленную стоимость;

-    организации и индивидуальные предприниматели розничной торговли и общественного питания при реализации товаров за наличный расчет, а также другие организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению, при выдаче покупателю кассового чека или иного документа установленной формы – согласно п. 7 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации;

-    организации – налогоплательщики по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг) – согласно п. 4 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации;

-    банки (по операциям, не подлежащим обложению налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Налоговым кодексом Российской Федерации) – согласно п. 4 ст. 169 НК РФ;

-    страховые организации (по операциям, не подлежащим обложению налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации) – согласно п. 4 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации;

-    негосударственные пенсионные фонды (по операциям, не подлежащим обложению НДС в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации) – согласно п. 4 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации;

-    по суммам полученных доходов, связанных с оплатой товаров, работ, услуг, но не являющихся частью такой оплаты. В данном случае имеются в виду внереализационные доходы (например, дополнительные выплаты компенсационного характера по договорам аренды и т. п. – письма ФНС России от 11.08.2006 № 03-4-03/1555@ и от 11.10.2006 № ШТ-6-03/996@).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.