- органам инспектирования и надзора легче их контролировать. [25]
Тем не менее, в развитии территориальных банков до сих пор немало проблем. Во-первых, недостаточны пока усилия органов государственного управления в развитии добросовестной конкуренции как внутри банковского сектора, так и между сектором кредитных организаций и фондовым рынком. Это обуславливает изначально неравноправный доступ региональных банков к ресурсам. Во-вторых, нет механизма защиты долгосрочных финансовых активов коммерческих банков и, как следствие, низкая привлекательность ценных бумаг долгосрочного характера, сдерживающая активность фондового рынка и препятствующая привлечению банками кредитных ресурсов на долгосрочной основе. В-третьих, отсутствует механизм эффективного инвестирования временно свободных средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов в высоконадежные инструменты фондового рынка. Но все эти проблемы разрешимы. Именно кредитование малого бизнеса представляет интерес для территориальных банков, поскольку в этой сфере лежит потенциал развития банковской системы.
В принципе, малые предприятия являются практически как неисчерпаемым источником для пополнения банковских средств, так и направлением, где банки могут размещать свои ресурсы. При кредитовании юридических лиц следует обращать внимание на такие важные моменты:
1) Услуга банка, которая предоставляется в кратчайшие сроки, при минимуме оформляемых бумаг со стороны клиента имеет больший успех даже при высокой процентной ставке. Поэтому банк должен использовать любую возможность для упрощения и ускорения оформления кредитов.
2) Сегодня в большей степени нужны долгосрочные кредиты. Известно, что банки не хотят и не могут предоставлять долгосрочные кредиты в виде длинных денег, поэтому явно преобладают краткосрочные кредиты. До 6 месяцев - примерно 31%, от 7 до 12 месяцев - 30%. На кредиты до года приходится свыше 60%, от 1до 3-х лет - 23% и более 3-х - 16%. Эти цифры показывают, что пока банковская система практически не готова кредитовать предприятия и не отвечает тем требованиям, которые предъявляет экономический рост. В таких условиях предприятия вынуждены в значительной степени использовать собственные ресурсы. [29,c.254]
В первую очередь речь идет о крупных предприятиях, большинство из которых, если и использует банковские кредиты, то зарубежных, а не российских банков. Краткосрочное кредитование служит инструментом формирования тактического взаимодействия банка и промышленного предприятия, обладая потенциальными возможностями объединить на взаимовыгодной основе интересы получения прибыли банком-кредитором предприятием-заемщиком лишь на короткое время. В случае долгосрочного кредитования, длительные сроки формируют стратегию действия банка и предприятия в целях осуществления крупных инвестиционных проектов. Т.е. банк фактически становится соисполнителем проекта и уже начинает искать пути стратегического взаимодействия для взаимовыгодного партнерства.
3) Также необходимы программы обучения персонала кредитных организаций по работе с малыми предприятиями. [22,c.260]
Одной из основных причин, вызывающих трудности работы банков с малым бизнесом, является далекая от совершенства законодательная и налоговая база этого направления. Сейчас изменения происходят мгновенно, поэтому нельзя, единожды разработав законопроект, удержать данный бизнес в его рамках. Необходимо динамичное изменение законодательной базы, согласованное с требованиями рынка. Следовательно, возможна только стратегия массового, стандартизированного подхода к малым и средним компаниям, характерная для развитого банковского бизнеса.
3.2 Пути совершенствования системы кредитования малого и среднего бизнеса в филиале Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»
Прошедший 2008 год явился в значительной степени непростым годом для отечественной банковской системы. Основными следствиями кризисных явлений явились сокращение способностей банков по наращиванию активов, сокращение возможностей банков по привлечению доступного долгосрочного финансирования с мирового и отечественного рынков, резкое усиление конкуренции банков в борьбе за корпоративных и розничных клиентов. Действие отмеченных негативных факторов, безусловно, отразилось и на динамике развития филиала Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК». Рассмотрим в таблице 11 условия кредитования малого и среднего бизнеса основных конкурентов Брянского филиала ОАО «ЮНИКОРБАНК» для анализа конкурентной среды банка. [49]
Таблица 11
Характеристика качества кредитной продукции конкурентов филиала Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»
Характеристики кредитной продукции банков
Филиал Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»
ВТБ-24
Уралсиб
Транскапиталбанк
Наличие кратко-, средне- и долгосрочного кредитования малого и среднего бизнеса
да
Требования к обеспечению кредита, в т.ч.
- ликвидное движимое или недвижимое имущество предоставленное в залог
- технологическое оборудование, автотранспорт
нет
- ценные бумаги
- здания, сооружения, помещения, земельные участки
Да
- ТМЦ в обороте (запасе)
Стандартные овердрафты
Наличие кредитных линий
Средняя годовая ставка % по кредитам
19,3
18,2
18,9
19,6
Скорость обслуживания клиентов – срок оформления кредитов
до 14 дней
до 9 дней
до 12 дней
до 16 дней
Наличие штатного оценщика
Наличие разработанной кредитной политики, методики оценки кредитоспособности
да, но методика нуждается в оптимизации
Количество безнадежных к взысканию кредитов в общем количестве выданных в 2008 г
1,55%
0,96%
1,12%
1,76%
Удельный вес кредитов, выданных малому и среднему бизнесу в общем объеме финансирования
49,8%
35,6%
29,8%
44,7%
Однако, даже в условиях действия неблагоприятной конъюнктуры, на протяжении 2008 г. Филиал банка уверенно удерживал завоеванные позиции, что наглядно иллюстрируют следующие факты:
- проведение дополнительной эмиссии акций дало двукратное увеличение уставного капитала, величина которого в настоящее время составляет 800 миллионов рублей;
- величина чистой прибыли, рассчитанная в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета, с учетом событий после отчетной даты (СПОД) за истекший 2008 год составила 101,5 миллионов рублей, что более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель 2007 года (48,7 миллионов рублей);
- реализация политики развития корпоративного направления бизнеса обеспечила количественный и качественный прирост клиентуры и динамичный рост показателей деятельности филиала банка в этом направлении, в частности количество корпоративных клиентов в 2008 г. увеличилось на 15% и приблизилось к 2000 клиентов;
- в истекшем 2008 году филиал Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК», несмотря на ухудшение возможностей по расширению ресурсной базы, уверенно удерживал объемы кредитного портфеля;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16