Итак, налоговая и бухгалтерская отчетность сдана налогоплательщиками и передана должностному лицу налогового органа, правомочному проводить камеральную налоговую проверку. Налоговый инспектор, занимающийся непосредственной камеральной проверкой, в процессе проверки должен выявить в первую очередь, своевременность представления отчетности. Интересным представляется то обстоятельство, что данный вопрос в соответствии с Регламентом проведения камеральных проверок не является предметом рассмотрения на стадии приемки документов. Как мы отмечали ранее, в подпункте 2.4 данного документа вопросы, которые проверяются на данной стадии, то о контроле своевременности сдачи отчетности в нем нет ни слова. Мы уже описывали момент начала проведения камеральной налоговой проверки и пришли к выводу, что в соответствии с законодательством о налогах и сборах, последняя начинается на следующий день после представления отчетности налогоплательщиком[32].
В соответствии подпунктом «в» пункта 3.2 Регламента своевременность представления налоговой отчетности является вопросом камеральной налоговой проверки», отмечает Лыкова В. А. «Показательным является Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.08.01 № А55-2919/01-23. При разрешении дела о налоговом правонарушении, выразившемся в несвоевременном представлении налоговой отчетности (п. 1 ст. 126 НК РФ), суд указал, что «дата поступления документа в налоговый орган еще не означает, что эта дата является днем обнаружения правонарушения, поскольку принять документы могут технические работники, в чью компетенцию выявление налоговых правонарушений не входит».
Сравнительный анализ подпункта 2.4 Регламента, посвященного процедуре принятия отчетности и подпункта 3.2 Регламента, посвященного самой камеральной проверке, показывает, что некоторые вопросы включены как в первый подпункт, так и во второй. Это можно сказать, в частности, о вопросе проверки полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности. Если мы вспомним о полном запрете на отказ в принятии отчетности, то причина такого "несоответствия" окажется, что называется, на поверхности. Выполнение данного требования в процессе приемки отчетности в отличие от нее же при осуществлении непосредственно камеральной проверки несет совершенно другую функцию, решает совершенно другую задачу. В соответствии с Регламентом данный вопрос решается исключительно в информативных целях, то есть содержит задачу информирования налогоплательщика об имеющихся нарушениях, не более. Это же можно сказать и о других моментах, которые одновременно стоят в перечне вопросов, решаемых как при принятии отчетности, так и при проведении камеральной проверки»[33].
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы должны быть представлены в виде заверенных должным образом копий.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Если же налогоплательщик (налоговый агент) отказывается предоставить имеющиеся документы по запросу налогового органа, иначе уклоняется от предоставления таких документов либо предоставляет документы с заведомо недостоверными сведениями, штраф составит пять тысяч рублей.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Таким образом, представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) не обязывал составлять акты камеральных налоговых проверок, но и не запрещал этого.[34]
«Отказ налогоплательщика», уточняет Григорьев А. Г., «от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа, а также может повлечь за собой назначение в отношении данного лица выездной налоговой проверки»[35].
В своей статье Князева О. В. утверждает что, «в ходе проверки налоговые органы имеют право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений. Если при проведении камеральных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получить информацию о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, например с его контрагентами, налоговые органы имеют право истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика».[36]
В отличие от выездной налоговой проверки, где по ее результатам составляется акт в течение двух месяцев, составление акта при проведении камеральной налоговой проверки требуется только при обнаружении налогового правонарушения в течение десяти дней после ее окончания, которое предусмотрено статьей 100 НК РФ.
Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Он выносит одно из следующих решений:
- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решение по результатам камеральной проверки принимается в течение трех месяцев после сдачи декларации.
Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику или его представителю под расписку либо иным способом. Решение можно отправить по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечению шести дней после его отправки.
В дальнейшем налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогам и пени с указанием срока, в течение которого требование должно быть выполнено. Срок направления требования — десять дней со дня вынесения решения. При неисполнении такого требования в установленный срок в отношении налогоплательщика может быть принято решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. Указанное решение налоговый орган обязан довести до сведения налогоплательщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств[37].
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В ходе проведенного исследования в первой главе работы теоретических основ организации и проведения камеральных проверок, можно сделать следующие выводы:
В налоговом кодексе Российской Федерации официального понятия камеральных налоговых проверок не закреплено. Камеральная проверка имеет две основные цели: контроль за правильностью и достоверностью отражения показателей в налоговых декларациях и отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности. Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца со дня представления налоговой декларации, камеральная налоговая проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
Налогоплательщикам Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутии) (далее МРИ ФНС № 5) по Единому социальному налогу и по налогу на доходы физических лиц предлагает такие программы, как «Налогоплательщик 2009» (версия 13.33 от 20.01.2010) - программное средство для подготовки сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2009 год в электронном виде и программу «Налогоплательщик ЮЛ» (комплексное решение для юридических и физических лиц) - программное средство в части автоматизации процесса подготовки налогоплательщиком форм документов налоговой и бухгалтерской отчетности, документов, используемых при учете налогоплательщиков, при представлении в налоговые органы (версия 4.19) от 26.11.2009.
Для обработки предоставленных налогоплательщиками деклараций и иных документов, МРИ ФНС № 5 использует такой программный продукт как, Система электронной обработки данных (далее СЭОД) предназначенный для автоматизации работ инспекций местного уровня, связанных с налогообложением юридических и физических лиц.
СЭОД обеспечивает решение следующих задач:
- Постановку и снятие с учета налогоплательщиков – юридических лиц, физических лиц, иностранных и международных организаций.
- Ведение базы данных ЕГРН местного уровня, лицевых счетов налогоплательщиков.
- Формирование массивов выходной информации для представления на вышестоящий уровень с последующим приемом квитанции о приеме, а также выходных документов налогового учета в соответствии с регламентом.
- Прием сведений от регистрирующих органов, обязанных предоставлять соответствующую информацию в налоговые органы.
- Учет сведений о счетах, о льготах и налоговых обязательствах плательщиков.
- Ввод и обработку налоговых расчетов юридических и физических лиц, а также платежных документов налогоплательщиков в бумажном и электронном представлении, и так далее[38].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12