Рефераты. Камеральные налоговые проверки

На сегодняшний день ФНС России начала работу с налогоплательщиками, выплачивающими заработную плату ниже среднего уровня по отрасли или по виду экономической деятельности, но финансовое состояние, которых позволяет обеспечить более достойную оплату труда своих работников (данные приведены в приложении 4). В связи с чем, в 2007 году по Республики Саха (Якутия) в зоне риска оказалось около 1117 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, или 17% от числа представляющих отчетность.

Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, — оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства[51] (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Структура налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли или по виду экономической деятельности по состоянию на 1.01.2007 года


Таким образом, по состоянию на 01.01.2008 по Республике Саха (Якутия), количество налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня, сложившегося по соответствующему ВЭД, составляло 1117 налогоплательщиков (рис. 1.2.).

Рис. 1.2. Итоги работы по легализации теневой заработной плате по Республике Саха (Якутии) на 01.01.2008 года


За январь – декабрь 2007 года на заседаниях комиссий по легализации «теневой» заработной платы всего заслушано 899 налогоплательщиков или 80,5% от общего количества отобранных налогоплательщиков.

По состоянию на 1.01.2008 412 налогоплательщиков повысили заработную плату до среднего уровня по основному виду экономической деятельности, что составляет 45,8 % от общего количества заслушанных на заседаниях комиссий.

Количество налогоплательщиков, повысивших заработную плату менее, чем до среднего уровня по ВЭД, составляет 483 налогоплательщика.

По фактам неявки на заседания комиссии работодатели привлекаются к административной ответственности. Так, за 2007 год было составлено 44 протокола об административных правонарушениях. Мировыми судьями судебных участков принято 25 постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор и контроль), 1 постановление по статье 14.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), всего на сумму 15 000 рублей[52].

Правового механизма заставить работодателей повышать зарплату до среднего уровня в законодательстве не существует. Предложение же ФНС – это способ запугивания и силового давления на бизнес. Такой практики нет ни в одной стране мира.

«Предприниматели считают», утверждает Новиков И. П., что «ФНС не должна вмешиваться в деятельность предприятия и диктовать его собственнику, как ему распределять финансовые потоки, а также, оценка налогоплательщика с помощью такого условного критерия приведет к вседозволенности налоговиков. Если так и будет продолжаться, то вскоре суды будут просто завалены делами, в которых налогоплательщики будут отстаивать свои права, что приведет к большим потерям бюджетных средств»[53].

Таким образом, решением данной проблемы будет являться внесение некоторых изменений в Налоговый кодекс России, а именно необходимо снизить налоговое бремя по единому социальному налогу с 26 процентов до 24, отчисляемое в федеральный бюджет. Так как если ставку по ЕСН сделать ниже ставки по налогу на прибыль организаций, то борьба налоговых органов за повышение фонда заработной платы может обернуться сокращением поступлений от налога на прибыль организаций из-за снижения их эффективности, так как ЕСН и налог на прибыль организаций – это постоянно взаимодействующие налоги. Так, в 90-е годы налоговые органы боролись с обратным явлением: предприятия занижали прибыль за счет увеличения зарплат – с этим власти тогда боролись введением специального налога на прирост зарплаты.

Таким образом, налогоплательщику не будет необходимости занижать налоговую базу по ЕСН, потому что налоговая ставка по нему будет такой же, как и ставка по налогу на прибыль организаций, а расходы, связанные с оплатой труда работников снижают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Предложенное поможет налогоплательщику самостоятельно выйти из теневой экономики, а налоговым органам в борьбе с “конвертной” зарплатой, так как налогоплательщики будут отражать фактическую заработную плату работников, что представлено в приложении 6. Из приведенной таблице видно, что при снижении ставки ЕСН до 24 процентов налогоплательщику нет необходимости вести двойную бухгалтерию, поскольку общая сумма налога на прибыль организаций и ЕСН ровна общей сумме налога на прибыль организаций и ЕСН как если бы он не выплачивал заработную плату «в конверте».

Также из данной таблице наблюдается снижение поступлений денежных средств, зачисляемых в бюджет, а именно по налогу на прибыль, но в свою очередь увеличение поступлений по ЕСН, и при этом, снижение налоговой нагрузки с налогоплательщика.

Но надо помнить о том, что на мероприятия по легализации заработной платы происходят большие затраты времени, трудовых ресурсов, и вместе с тем, не малые затраты идут на совершенствование программного продукта, что приводит к большим расходам бюджетных средств.

Так же за счет понижения налоговой ставки по ЕСН повысятся отчисления в Фонды социального и обязательного медицинского страхования, что делает социальный уровень обеспеченности населения страны выше прежнего.

Так же, как считает Сергей Штогрин, «необходимо ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц, как показано в таблице №2, а именно:

1.                 Сохранить действующую 13 процентную ставку для большинства налогоплательщиков, поскольку их зарплата составляет до 1 000 000 рублей в год;

2.                 К совокупному годовому доходу тех, кто получает от 1 000 000 рублей до 3,6 млн. рублей применить ставку в 15 процентов;

3.                  С доходов превышающих 3,6 млн. рублей в год взимать налог по ставке 20 процентов.


Таблица 1.1.

Прогрессивная шкала ставок налога на доходы физических лиц

Налоговая база на каждое физическое лицо

Налоговые ставки, %

До 1 000 000 рублей

13

От 1 000 001 рублей до 3 600 000 рублей

15

Свыше 3 600 000 рублей

20


Также необходимо стандартный налоговый вычет увеличить до 4 000 рублей.»[54].

Подводя итоги, можно сказать о том, что на практике налоговые органы, проводящие камеральные налоговые проверки руководствуются внутренним документом, где эта процедура расписана более подробно, поэтому необходимо данные методические рекомендации опубликовывать в первоисточниках.

 В пункте 3 статьи 88 НК законодатель не указал в течение пяти рабочих или календарных дней налогоплательщик обязан предоставить сведения, поэтому необходимо срок предоставления документов увеличить с 5 до 10 рабочих дней с момента получения требования.

Налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика неограниченный объем документов для проведения камеральной проверки, что вызывает трудности у налогоплательщика, поэтому решением данной проблемы будет являться добавление в НК РФ статью 88 примечание 1, в которой будет 15 пунктов, в соответствии с количеством налогов и специальных режимов в Российской Федерации, в каждом из которых будет перечислен закрытый перечень таких документов.

Налоговые органы должны повышать эффективность проведения камерального анализа, с помощью автоматизированной обработке данных, поступающих от налогоплательщиков, а именно необходимо создать такой программный продукт, который позволил бы автоматически проверять всю налоговую отчетность.

Основной проблемой, является занижение налоговой базы по единому социальному налогу, а также страховых взносов и налогу на доходы физических лиц, так называемая зарплата «в конвертах». ФНС России начала работу с налогоплательщиками, выплачивающими заработную плату ниже среднего уровня по ВЭД. Эффективность этой работы не дает хороших результатов, так как по состоянию на 01.01.2008 по Республике Саха (Якутия), из 1117 выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня, сложившегося по соответствующему ВЭД, только 412 повысили заработную плату до среднего уровня по ВЭД, что составляет 36,9% от общего количества налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня, по соответствующему ВЭД. Таким образом, решением данной проблемы будет являться снижение налогового бремени по единому социальному налогу с 26 процентов до 24, отчисляемое в федеральный бюджет. Также необходимо ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц, и увеличить стандартный налоговый вычет.

Заключение


В настоящее время камеральные налоговые проверки остаются основным инструментом налогового контроля, так как отличаются своей массовостью, порядок проведения, которых недостаточно полно урегулирован Налоговым кодексом, что приводит к возникновению у налогоплательщиков многочисленных вопросов. В связи с чем, на основании анализа деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республики Саха (Якутии) по организации и проведению камеральных налоговых проверок автор работы пришел к следующим выводам:

- Как такового официального понятия камеральных налоговых проверок не закреплено, но при этом в статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание. Таким образом, под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.