Данные таблицы 6 демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен, изменения себестоимости продукции. Влияние же других факторов не столь заметно — менее 10%.
В табл. 7 приводятся данные по предприятию ООО «Риал», касающиеся прибыли от реализации товаров за 2 года.
Таблица 7 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в 2006-2007 гг.
Слагаемые прибыли
По базису (плану)
По базису на фактически реализованную продукцию
Фактические данные по отчету
Фактические данные с корректировкой на изменение цен и пр.
1
2
3
4
5
Реализация продукции в продажные ценах
124455
121966
133793
121630
Полная себестоимость продукции
75349
73610
78377
78041
Прибыль
49106
48356
55416
46617
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:
а) изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах и ценах базисного периода. В нашем примере она составляет 12163 тысяч рублей (133793-121630) и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволит раскрыть причины величину завышения цен в каждом конкретном случае (по видам товаров, продукции, работ, услуг);
б) изменение договорных цен отчетного года на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее. Для этого используется сведения о себестоимости продукции. В нашем задании влияние данных факторов составило:
78041-78377= - 336 тысяч рублей.
в) увеличение объема реализации продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объем продукции). Для расчета влияния данного фактора исчисляют коэффициент роста объема реализации в оценке по базисной себестоимости. В нашем случае он равен
73610/75349=0,98
Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент и вычисляют из нее базисную прибыль:
49106х0,98-49106= -982 тысячи рублей.
г) увеличение объема реализации продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускным базисным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по себестоимости в базисных ценах. Приведем результаты расчета:
49106(0,98-0,98)= 0 рублей.
д) уменьшение затрат на 1 руб. продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной без учета изменений договорных цен отчетного года на материальные и прочие ресурсы.
В нашем случае это влияние составляет:
73610-78377=- 4767 тысяч рублей.
е) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объема реализации продукции, и полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованной продукции:
75349х0,98-73610=232 тысячи рублей.
Общее отклонение по прибыли составляет 6310 тысяч рублей (55416-49106), что соответствует сумме факторных влияний.
Теперь рассмотрим влияние на прибыль различных факторов за период 2007-2008 годов.
1. Расчет общего изменения прибыли (DР) от реализации продукции:
ΔР = Р1 — Р0=38901 -55416= - 16515 тысяч рублей.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованные товары (∆Р1). рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года:
ΔР1 = Np1 — Np1,0 = Σp1q1 — Σp0q1 = 97766-92708= 5058 тысячи рублей.
Np1 = Σp1q1 = 33712х2750=92708000 рублей.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров объема товаров в оценке по плановой (базисной) себестоимости (∆Р2). Исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:
ΔР2 = Р0К1 — Р0 = Р0(К1 — 1) = 55416(0,7-1) = -16625 тысяч рублей.
К1 = S1,0/S0 = 54310/78377=0,7
S1,0 = 33712х1611=54310032 рублей.
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров, обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3 ). Подсчет сводится к определению разницы между коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:
ΔР3 = Р0(К2 — К1) = 55416 (0,7-0,7)= 0
К2 = Np1,0/Np0 = 92708/133793=0,7
Np1,0=33712х2750=92708000 рублей.
5. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (DР4):
ΔP4 = S1,0 - S1, = 54310-58865= - 4555 тысяч рублей.
6. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆Р5). Исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:
ΔP5 = S1 К2 - S1,0 = 78377х0,7-54310= 554 тысячи рублей.
7. Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6). Для этого используют сведения о себестоимости продукции. В данном случае цены на тарифы и перевозки были повышены на 947тысяч рублей, что дало снижение прибыли на ∆Р6= 947 тысяч рублей.
8. Расчет экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7). Это устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности. В данном предприятии не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет перечисленных причин, то есть ∆Р7 = 0.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период (см. формула 10,11):
∆Р = 5058-16625-4555+554-947= -16515 тысяч рублей.
Общее отклонение по прибыли составляет - 16515 тысяч рублей, что соответствует сумме факторных влияний.
Таким образом, из вышеприведенного анализа прибыли за 2007-2008 гг. мы видим, что общее изменение прибыли от реализации продукции уменьшилось на 16 515 000 рублей. Данное изменение образовалось вследствие уменьшения количества выпускаемой продукции на 30,7%, увеличения себестоимости на 1 единицу продукции на 8,4% и увеличения цены продукции на 5,4%.
На прибыль 2008 положительно повлияло изменение продажных цен. Так, увеличение цены продукции позволило дополнительно получить прибыль по сравнению с предыдущим годом в размере 5058000 рублей.
Уменьшение объема реализованной продукции привело к уменьшению прибыли на 16625000 рублей.
Изменения в объеме продукции, обусловленные изменениями в структуре продукции не повлияли на прибыль в 2008 году.
Из расчета влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции мы видим изменение прибыли в отчетном периоде. Увеличение себестоимости на 1 единицу продукции на 135 рублей привело к уменьшению прибыли на 4 555 000 рублей.
В случае изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе затрат прибыль увеличивается на 554 000 рублей.
Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:
Таблица 8 - Факторы, воздействующие на прибыль в 2008 году
Фактор
Абсолютная величина, тыс. руб.
Удельный вес, проценты
∆Р1
5058
18,2
∆Р2
16625
59,9
∆Р3
0
∆Р4
4555
16,4
∆Р5
554
2,1
∆Р6
947
3,4
∆Р7
Абсолютная сумма отклонений
27739
100
Данные таблицы 8 демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют три фактора, а именно — изменение отпускных цен, изменение объема продукции и изменение себестоимости продукции. Влияние же других факторов не значительно отразилось на прибыли 2008 года.
В таблице 9 приводятся данные по предприятию ООО «Риал», касающиеся прибыли от реализации товаров за 2 года.
Таблица 9 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в 2007-2008 гг.
92708
97766
54310
58865
57918
42356
38901
34790
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11