В таблицах 1,2 была проведена оценка динамики показателей балансовой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателей и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую прибыль.
Отклонение рассчитывалось как разница финансовых показателей за отчетный и прошлый периоды. Применив указанную форму расчета, найдем отклонение показателей выручки 2007 года от показателей выручки 2006 года:
133793–124455=9338 тысяч рублей.
Рассчитаем отклонение показателей чистой прибыли, полученной в 2007 году, от показателей чистой прибыли 2006 года:
8052–7242=810 тысяч рублей.
Для определения темпа роста принимаем результаты предыдущего отчетному году за 100 % и находим долю изменения показателей отчетного года к показателям базового года.
Рассчитаем темп роста выручки в 2007 году:
133793*100/124455=107,5%
Рассчитаем темп роста чистой прибыли в 2007 году:
8052*100/7242=111,1%
Таким образом, выручка от продаж в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 9338 тысяч рублей (7,5%), что привело к увеличению прибыли, оставшейся в распоряжении организации на 810 тысяч рублей (11,1%). Себестоимость выпускаемой продукции в 2007 году увеличилась на 3028 тысяч рублей (4%). В связи с тем, что темп роста выручки от продаж опережает темп роста себестоимости продукции, произошло увеличение валовой прибыли по сравнению с 2006 года на 6310 тысяч рублей (12,8%). Прибыль от продаж в 2007 году сократилась на 198 тысяч рублей за счет увеличения управленческих расходов на 26,1%.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом происходит снижение всех экономических показателей. Произошло снижение валовой прибыли за счет снижения выручки от продаж (на 36027 тысяч рублей).
Себестоимость в 2008 году также уменьшилась на 19512 тысяч рублей. Прибыль от продаж уменьшилась на 11 903 тысяч рублей, несмотря на сокращение управленческих и коммерческих расходов. Общая сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) в 2008 году сократилась в 1,4 раза (на 36027 тысяч рублей). Причиной послужило общее ухудшение условий для предпринимательской деятельности, доминирующую роль в котором сыграл финансовый кризис.
Графически динамика финансовых показателей изображена на рисунке 5.
Рисунок 5- Динамика финансовых показателей ООО «Риал»
После формирования прибыли отчетного периода, она корректируется для целей налогообложения, что представлено в табл. 3.
Таблица 3 – Расчет налогооблагаемой прибыли ООО «Риал» за 2006-2008гг.
Показатели
Годы
Динамика
2006,
тыс. руб.
2007,
2008,
2006-2007 гг.
2007-2008 гг.
Отклонение (+,-),
Темп
роста, проценты
роста проценты
Прибыль (убыток) до налогообложения
9715
11335
952
+1620
116,6
-10383
8,4
Увеличение (+), уменьшение(-) суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения
589
2344
2035
+1755
397,9
-309
86,8
Льготы по налогу на прибыль
-
Налогооблагаемая прибыль
10304
13679
2987
+3375
132,7
-10692
21,8
Ставка налога на прибыль
24%
Сумма налога на прибыль
2473
3283
717
810
-2566
Из таблицы 3 видно, что сумма налогооблагаемой прибыли в 2007 году увеличилась на 3375 тысяч рублей, а в 2008 году уменьшилась на 10692 тысяч рублей. Снижение произошло в основном за счет уменьшения прибыли от продаж продукции (11903 тысяч рублей).
Сумма налога на прибыль в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 810 тысяч рублей, на ту же сумму уменьшилась чистая прибыль. В связи с уменьшением налогооблагаемой прибыли в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 10692 тысяч рублей, уменьшилась сумма налога на прибыль на 2566 тысяч рублей.
На рассматриваемом предприятии не было доходов, которые облагаются по специальным ставкам, не производились отчисления в резервный фонд (резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда не направлялись) и предприятие не имеет льгот по налогу на прибыль.
Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации продукции характеризуется показателем рентабельности затрат. Он определяется отношением прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции и представлен формулой (12):
k = Р/S,
где k – рентабельность затрат;
Р – прибыль от продажи продукции;
S – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции.
Данный коэффициент показывает уровень прибыли на один рубль затраченных средств и рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
В показателе рентабельности, рассчитанном в целом по продукции, усредняется уровень доходности отдельных видов изделий. Поэтому в ходе анализа необходимо изучать рентабельность отдельных видов изделий или групп изделий. Рентабельность единицы продукции имеет большое значение и определяется отношением разницы между отпускной ценой и себестоимостью к себестоимости одного изделия и рассчитывается по формуле (13):
k = Цi – Сi/Сi, (13)
где k – рентабельность единицы продукции;
Цi – отпускная цена единицы продукции;
Сi – себестоимость единицы продукции.
Важность анализа показателей рентабельности отдельных видов продукции, связана с тем, что предприятие должно осуществлять контроль за затратами по ее производству и реализации. Если на рынке имеется достаточно высокий спрос на продукцию с низким уровнем рентабельности, предприятие может сделать выпуск такой продукции выгодным только сокращая затраты по ее производству.
Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж. Он определяется отношением величины прибыли к объему продаж по формуле (13):
k = Р/N (13)
где k – рентабельность продаж;
Р – прибыль от продажи продукции (прибыль до налогообложения или чистая прибыль);
N – выручка от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.
В качестве величины прибыли могут быть показатели: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль [15, с.18]. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.
Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности и показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции [5, с.248].
Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продаж, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с предыдущим периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если выразить прибыль от продажи как разницу между выручкой от продажи без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и полной себестоимостью реализованной продукции, то формула (14) расчета рентабельности продаж будет иметь следующий вид:
k = N–S/N, (14)
S – полная себестоимость реализованной продукции;
Изменение рентабельности продаж за счет изменения цен на реализованную продукцию (N) определяется по формуле (15):
Dk(N)=(N1–S0/N1)–(N0–S0/N0) (15)
Влияние фактора изменения себестоимости (S) на рентабельность продаж определяется по формуле (16):
Dk(S)=(N1–S1/N1)–(N1–S0/N1) (16)
Таблица 4 – Анализ рентабельности затрат и продаж предприятия
17954/106501*100=16,82% – рентабельность затрат в 2006 году.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11