Рефераты. Форфейтинг в системе нетрадиционного кредитования p> [pic]

2. Графа чистого притока денежных средств в табл. 3.4 получается следующим образом. В нулевом периоде — это сумма, подлежащая возврату, равна сумме учтенных стоимостей векселей. Это число также равно сумме полученной ссуды. Для периодов с 1-го по 10-й указанные значения равны номинальной стоимости каждого погашаемого векселя за вычетом начисленного ссудного процента на каждую дату и служат для возврата "вложений".

Рассчитывая внутренние коэффициенты дохода, получим следующие результаты:
[pic]

|Число дней |Полугодовые |Чистый приток |
|задолженности |периоды |денежных средств|
| |0 |- 6 415 750,33 |
|174 |1 |950 399,08 |
|357 |2 |340 287,59 |
|538 |3 |896 871,95 |
|722 |4 |420 264,29 |
|903 |5 |845 134,63 |
|1087 |6 |516 082,78 |
|1268 |7 |793 673.64 |
|1452 |8 |615 552,60 |
|1634 |9 |742 212,65 |
|1819 |10 |723 674,27 |

428 403,15

Отличие этого метода от расчета дохода по первому методу состоит в том, что он основан на действительном притоке денежных средств в течении операции и не устанавливает доход на основе общего чистого дохода сверх среднего срока жизни векселя. Второй метод применяют для точной оценки дохода. Важно отметить, что действительный чистый доход такой сделки приблизительно равен 2,4% годовых, а ее 1,75%, как может получиться при вычитании из учетной ставки в 13,5% ссудного процента, равного 11,75% При большинстве сделок форфетирования расчеты чистого дохода не производятся.

2. Практика использования операций международного форфейтинга в

Республике Беларусь.

2.1. Особенности законодательной базы операций международного форфейтинга в Республике Беларусь.

Постановлением Национального банка Республики Беларусь № 2 от 12.05.92 г., которое ввело векселя в хозяйственный оборот, предусматривалось, что они будут использоваться при поставках продукции или оказании услуг в кредит, т.е. были введены коммерческие или товарные векселя. В комментариях к «Временным правилам выпуска и обращения векселей в народном хозяйстве» говорится, что введение вексельного обращения преследует цели: ускорения расчетов; сокращения неплатежей; усиления ответственности субъектов хозяйствования по соблюдению расчетно- платежной дисциплины в народном хозяйстве страны. [2, c.41]

Там же говорится, что вексель представляет собой инструмент коммерческого кредитования. Согласно статье 80 Закона Республики Беларусь "О предприятиях в Республике Беларусь" предприятия могут поставлять продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в кредит с уплатой покупателями (потребителями) процентов — как за пользование заемными средствами. Для оформления таких торговых сделок предприятие может применять в хозяйственном обороте векселя. Предприятия и организации не имеют нрава выписывать векселя до поставки товаров или оказания услуг. [4, c.23]

Право выпуска векселей, имеющих денежный характер (для привлечения на возвратной основе денежных средств), имеют только Министерство финансов.
Национальный банк и банки Республики Беларусь.

Кроме этого, необходимо отметить: должник и кредитор обязаны оговорить, что расчеты между собой они произведут векселем. Если такая договоренность достигнута, то вексель выписывает либо должник (простой вексель), либо кредитор (переводной вексель); в случае отсутствия договоренности расчеты производятся в обычном порядке.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка
Республики Беларусь № 430/6 от 10.06.94 г. "Об обязательном оформлении векселями просроченной задолженности за поставленные товары и оказанные услуги" субъекты хозяйствования обязаны оформлять свою задолженность векселями. [6, c.35] Однако, как показала практика, данное Постановление
"не пошло на пользу" большинству предприятий, так как предъявлять претензии в случае несвоевременной оплаты удобнее всего по сделкам, оформленным векселями. Поэтому можно предположить, учитывая предусмотренные штрафные санкции за его неисполнение, что претворение в жизнь вышеназванного
Постановления будет способствовать расширению практики применения этого долгового инструмента. Сам по себе подобный акт должен был бы "подтолкнуть" субъектов хозяйствования к более активному участию в вексельном обращении.
Ведь сама природа вексельного обращения предполагает решение проблемы неплатежей, если у предприятия возникают временные финансовые затруднения.
Но, как показывает практика, директивное внедрение вексельного обращения в условиях повальных неплатежей не имеет смысла. Для использования векселей необходимо, чтобы каждый, кто хочет взять его себе в качестве оплаты за поставку товара, был уверен в платеже. У нас же предполагается хождение документа без уверенности в его оплате.

Дополнения Национального банка, введенные от 11.01.96 года, напрочь исключили и физических лиц из "списков" индоссатов, тем самым вывели из вексельного обращения физических лиц. Данный шаг был вынужденным в силу многочисленных нарушений нормативных актов Национального банка: физические лица "обналичивали" крупные суммы наличной иностранной валюты с помощью банковских векселей.[18,с.49]

Существующее налогообложение доходов по векселям различно: зависит от срока платежа. В последнее время (до начала 1996 года) наблюдалась тенденция увеличения роли процентных векселей, как наиболее выгодных для векселеполучателей. Эта польза от процентных векселей объяснялась условиями налогообложения дохода по ценным бумагам. Как известно, доходы, получаемые в форме дивидендов и процентов по векселям, облагались налогом у источника этих доходов по ставке 15%, а доходы в форме разницы между ценой покупки и ценой продажи (погашения) долговых обязательств включаются в полной сумме в состав внереализационных доходов и подлежат налогообложению в общем порядке. Таким образом, такое налогообложение способствует распространению
"процентных" векселей, ставя их в "искусственно" неравные условия со срочными векселями, так как во Временных правилах нет четкой оговорки о том, какие векселя считать "процентными", а какие дисконтными. Четкая трактовка по данному вопросу дана только в отношении банковских векселей ( пункт 2.4, абзац 6 «Положения о порядке выпуска и регистрации ценных бумаг и депозитных сертификатов банков»). Результатом данной оговорки явилось подавляющее преимущество на рынке ценных бумаг Республики Беларусь
"процентных" векселей. Однако данная ситуация была "исправлена" после внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь
"О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций". В настоящее время дивиденды и приравненные к ним доходы, начисляемые предприятием, облагаются по ставке 15 %. Налог взимается с общего дохода.[9, c.54]

Механизм протеста векселей урегулирован в Инструктивном письме
Министерства юстиции Республики Беларусь "О порядке и основании совершения протестов векселей". Однако в нем не нашли отражение существенные моменты.

1. Согласно Инструктивному письму, под вексельным протестом понимается акт об отказе плательщика от уплаты векселя. [2, c.27] Однако существуют ситуации, когда плательщик не оплачивает вексель по причине отсутствия средств (в то же время не отказываясь от факта оплаты). Поэтому, целесообразно, в механизм протеста необходимо внести изменения формулировки самого акта протеста и изложить ее так: "Под вексельным протестом понимается акт о факте неоплаты (неакцепта) векселя".

2. Согласно Инструктивному письму, нотариус должен в день принятия векселя к протесту предъявить плательщику требование о платеже. Однако чисто с практической стороны данная процедура иногда бывает невыполнима, и поэтому нотариусы совершают протест после вызова плательщика в нотариат (а это происходит через несколько педель, хотя сам факт протеста важен на дату отказа).
3. Согласно приведенному в Инструктивном письме акту о протесте в неплатеже, нотариус предъявляет требование о платеже к:
. акцептанту;
. авалисту;
. векселедателю;
. должнику;
. индоссанту.
Как было отмечено, отношения участников вексельного обращения строятся, прежде всего, на доверии друг к другу. Если процесс расчета вексельным обязательством заканчивается благополучно для последнего держателя, то само вексельное обязательство уничтожается. В дальнейшем действует принцип: нет векселя — нет обязательства. Но если держатель не получает от должника денежной суммы, обозначенной на векселе, то он вправе обратиться с регрессным иском ко всем участникам вексельных отношений, поставившим свою подпись на бланке векселя. Именно этот факт и должен фиксировать нотариус в акте о протесте векселя. Иными словами, нотариус должен составить акт, из содержания которого будет видно, что держатель предъявлял рассматриваемый вексель должнику (векселедателю простого векселя или плательщику переводного векселя) и не получил денежную сумму, обозначенную на векселе, в полном объеме по каким-либо причинам. Только после получения акта о протесте векселя у держателя появляется право на регресс к другим участникам обращения векселя. Наличие акта о протесте векселя у держателя является бесспорным доказательством наличия у него регрессного права. В дальнейшем — при обращении к другим участникам обращения векселя в порядке регресса — уже не требуется составления акта о протесте векселя, так как это не имеет смысла. Однако в рассматриваемом акте о протесте векселя в неплатеже должник указан только четвертым, хотя он должен быть первым и единственным. Требование выплаты по векселю предъявляется только плательщику. При непогашении им долга держатель векселя вправе обратиться к нотариусу для фиксации данного обстоятельства в публичном порядке
(составляется акт о протесте векселя в неплатеже).

Национальный банк Беларуси 8 июня 1995 года запретил выдачу кредитов в порядке учета и залога векселей (имеющих товарный характер). Таким образом, ликвидность векселей, имеющих товарный характер, была сведена к минимуму.
При продаже векселей банкам необходимо требовать у субъекта хозяйствования декларацию об объемах и источниках инвестиций при сделках, превышающих 1 млрд. руб. Данное требование предполагает наличие деклараций, процесс получения которых занимает длительное время, в то время как вексель и интересен "скоростью" оборачиваемости.
Согласно нормативным указаниям Национального банка Республики Беларусь корреспонденция счетов по операциям с векселями должна осуществляться только через расчетный счет держателя векселя. Данное ограничение должно способствовать нормализации расчетов субъектов хозяйствования Республики
Беларусь.

Бланки векселей должны иметь определенные степени защиты, изготовление которых не допускается без предварительной экспертизы их защищенности от подделки. Данное положение, конечно, способствует уверенности эмитента от подделки его векселя, однако сама процедура получения бланка длительная, а иногда и дорогая.[17,с.39]
Банковские векселя выписываются в денежных единицах Республики Беларусь.
Данное ограничение способствует дедолларизации экономики и необходимо в условиях жесткого контроля со стороны государства за хождением иностранной валюты на территории Республики Беларусь, однако в условиях перехода к
"цивилизованному" рынку недопустимо.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.