В условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах, оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Предприятие нуждается в выработке внутренней финансовой стратегии. Она включает в себя разные способы и действия для достижения главной стратегической цели, а именно:
· формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое управление ими;
· выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности и использования резервов финансовым руководством предприятия;
· ранжирование и поэтапное достижение целей;
· соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия на каждом отрезке времени;
· создание и подготовка стратегических резервов;
· учет экономических и финансовых возможностей своих конкурентов;
· определение главой угрозы со стороны конкурентов, мобилизация основных сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых операций;
· маневрирование и борьба за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.
Успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимоуравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.
Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форсмажорных обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступления доходов, экономичное и рациональное их использование. Хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.
Стратегия достижения частных целей заключается в умелом использовании финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.
Задачами финансовой стратегии являются:
- исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;
- разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия;
- определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, выявление резервов и мобилизация ресурсов предприятия для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;
- обеспечение предприятия финансовыми ресурсами;
- обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств предприятия с целью получения максимальной прибыли;
- определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей, всесторонней подготовки кадров предприятия к работе в рыночных условиях.
3.2. Прогноз финансового состояния предприятия
Целью концепции стратегического развития ООО «Инструмент-сервис» и реструктуризации ООО на 1999 год, является:
- обеспечение роста продаж на внутреннем и внешнем рынках;
- удовлетворение носителей платежеспособного спроса на внутреннем и внешнем рынках;
- снижение издержек производства и обращения за счет оптимально использования возможностей предприятия и его резервов развития;
- получение ожидаемой прибыли за счет более полного использования потенциала предприятия;
- обеспечение устойчивого расширения своей доли на рынке.
1. Основная действующая стратегия – это повышение устойчивости предприятия на внутреннем рынке и наращивание объемов продаж.
2. Стратегия на ближайшую перспективу:
- создание новых рынков;
- освоение серийного производства;
- расширение производства специальных, уникальных, крупногабаритных подшипников для металлургических, трубных, цементных заводов;
- освоение подшипников для иномарок;
- продвижение продукции на вторичный рынок через ремкомплекты.
3. Обеспечение роста продаж на внутреннем рынке в 1999 году до 10160 млн. шт., в 2000 году до 12000 млн. шт., и на внешнем рынке до 4000 млн. шт. в 1999 году, в 2000 году до 6000 млн. шт. Наглядно план объема продаж подшипников в 1999-2000 г.г. можно рассмотреть в таблице 10.
Таблица 10.
Прогноз объема продаж подшипников ООО «Инструмент-сервис» в 1999 - 2000 г.г. (млн. шт.).
| |Планируемый объем |Темп роста | |Потребители |продаж |(%) | | |1999 год |2000 год | | |Внутренний рынок: | | | | |Конвейерные заводы, всего |6200 |6900 |111,29 | |в том числе: | | | | |ОАО «Авто ВАЗ» |3200 |3600 |112,50 | |ОАО «ГАЗ» |1100 |1390 |126036 | |ОАО «Авто УАЗ» |900 |1100 |122,22 | |ОАО «ЗМА» |20 |30 |150,00 | |ОАО «СеАЗ» |10 |20 |200,00 | |АМО «ЗИЛ» |30 |50 |166,67 | |ОАО «БеЛАвто МАЗ» |20 |30 |150,00 | |ПО «МТЗ» |160 |220 |137,50 | |Вторичный рынок |3140 |3800 |121,02 | |Представительства |600 |800 |133,33 | |Прочие (взаимозачет) |220 |300 |136,36 | |Итого по внутреннему рынку |10160 |12000 |118,11 | |Внешний рынок (экспорт) |4000 |6000 |150,00 | |Всего |14160 |18000 |127,12 |
4. Достижение среднего уравнения рентабельности – 9 % в 1999 году, 12 % в 2000 году.
Планом предусмотрен постоянный рост производства от допустимых объемов до максимального объема в месяце. Объемы производства ограничиваются объемами заказов и наличием оборотных средств. В таблице 11 можно наглядно рассмотреть план роста производства подшипников.
Таблица 11.
План роста производства подшипников в 1999 г | |Выпуск |Товарная |Объем |Полная |Затраты на|Стоимость | | |подшипник|продукция|реализаци|себестоим|1 руб. |реализованно| |Период |ов, тыс. |, тыс. |и, тыс. |ость, |товарной |й продукции,| | |шт. |руб. |руб. |тыс. руб.|продукции,|тыс. шт. | | | | | | |коп. | | |Январь |602 |20636 |17985 |21995 |106,59 |17588 | |Февраль |751 |27966 |18059 |26612 |95,16 |17665 | |Март |750 |25337 |25337 |24508 |96,73 |24661 | |Апрель |1370 |45524 |45524 |40062 |88,00 |42592 | |Май |1121 |37249 |37249 |33207 |89,15 |34454 | |Июнь |1308 |43457 |43457 |38625 |88,88 |39775 | |Июль |1370 |46145 |46145 |39998 |86,68 |41578 | |Август |1370 |46145 |46145 |39998 |86,68 |41130 | |Сентябрь |1370 |46145 |46145 |39997 |86,68 |40810 | |Октябрь |1308 |44940 |44940 |39436 |87,75 |39588 | |Ноябрь |1308 |44940 |44940 |39436 |87,75 |39545 | |Декабрь |1371 |47084 |47084 |41625 |88,41 |41522 | |1999 год |14000 |475568 |463010 |425499 |89,50 |420908 |
Техническое состояние оборудования в этих целях оценивается как удовлетворительное, но для наращивания выпуска продукции необходимы затраты на текущий и капитальный ремонт.
Варианты дальнейшего увеличения производства предполагается рассматривать исходя из конкретной ситуации, которая будет складываться к концу 1999 года, т. е. когда возникает необходимость обеспечение производства выпускаемого уровня.
Рассмотрим выпуск товарной продукции по кварталам (таблица 12).
Таблица 12.
Выпуск товарной продукции ООО «Инструмент-сервис» |Продукция |Выпуск |Выпуск продукции по кварталам | | |продукци| | | |и в 1999| | | |г. | | | | | | | | | | | |I |II |III |IV | |Подшипники, всего, тыс. шт. |14000 |2103,00 |3800,0 |4110,0 |3987,0 | |в том числе: | | | | | | |экспорт, тыс. шт. |4200 |461,00 |1410,0 |1306,0 |1023,0 | |общий поток, тыс. шт. |9800 |1642,00 |2390,0 |2804,0 |2964,0 | |Стоимость подшипников, | | | | | | |всего, тыс. руб. |465195 |69406,0 |124284 |136562 |134943 | |в том числе: | | | | | | |экспорт, тыс. руб. |110039 |12078,0 |36939,0 |34214,0 |26808,0 | |общий поток, тыс. руб. |355156 |57327,0 |87345,0 |102340 |108136 | |Восстановленные подшипники, | | | | | | |тыс. руб. |2836,80 |351,81 |760,23 |838,83 |885,93 | |Мебельная фурнитура, тыс. | | | | | | |руб. |389,41 |55,40 |94,05 |119,72 |120,24 | |Прочий культбыт, тыс. руб. |136,89 |14,47 |41,07 |40,63 |40,72 | |Прочая продукция, тыс. руб. |3914,0 |3501,95 |171,60 |94,68 |145,77 | |МПЗ, тыс. руб. |1200,0 |265,40 |362,53 |261,53 |311,54 | |Товарная продукция, тыс. | | | | | | |руб. |475568,0|73939,0 |126230 |138435 |136964 |
Из таблицы 12 видно, что из состава товарной продукции удельный вес (98 %) занимает производство подшипников. Освоен выпуск производства электродов, который пользуется спросом и имеет тенденцию к увеличению.
Реализация мероприятий по снижению затрат материальных и энергетических ресурсов на сегодня являются основными направлениями деятельности технических и экономических служб завода, так как от этого зависит себестоимость продукции и возможность установления конкурентной цены. Увеличение объема выпуска товарной продукции приводит к снижению условно постоянных расходов на сумму 44763 тыс. руб. Пересмотр норм расхода материалов в абразивно-инструментальном производстве приведет к экономии в сумме 873 тыс. руб. Увеличение расхода основных материалов в 1999 году по сравнению с 1998 годом на сумму 104553 тыс. руб. сложилось в результате прироста выпуска подшипников на 47,6 % или 4512 тыс. шт. и структурного принятия планируемого выпуска:
- за счет увеличения объема выпуска продукции 4512 х 1957,3 х 8428 = 74432 тыс. руб.
- за счет структурного изменения 9488 х 377 х 8428 = 30147 тыс. руб.
Где:
- 1957,3 кг. – расход основных материалов на 1000 подшипников 1999 года.
- 1580,3 кг. – фактический расход основных материалов на 1000 подшипников IV кв. 1999 г.
- 377 кг. – увеличение расхода основного материала на 100 подшипников в 1999 году по сравнению с фактом 1998 г.
- 9488 тыс. шт. – объем выпуска продукции в 1998 году.
Вышеуказанные мероприятия позволят понизить себестоимость на 10,1 %. Снижение себестоимости по месяцам позволит в конце года получить затраты на 1 рубль товарной продукции в размере 89,5 коп.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9