Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия.
Основных различий между ними два:
1. Широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения;
2. Степень формализуемости аналитических процедур и алгоритмов.
В рамках внутреннего анализа возможно привлечение практически любой необходимой информации, в том числе не являющейся общедоступной, в частности для внешних аналитиков.
Методики внешнего анализа основаны на предположении об определенной информационной ограниченности анализа.
Независимо от того, чем вызвана необходимость анализа, его приемы в сущности всегда одни и те же. Его главный инструмент - выведение и интерпретация различных финансовых коэффициентов. Правильное применение данных приемов позволяет ответить на многие вопросы относительно финансового здоровья предприятия.
Приступая к анализу, следует иметь в виду три основных момента:
В процессе комплексного финансового анализа определяется потенциал коммерческой организации. Выделяют две стороны экономического потенциала: имущественное положение коммерческой организации и ее финансовое положение.
Имущественное положение характеризуется величиной, составом и состоянием долгосрочных активов, которыми владеет и распоряжается коммерческая организация для достижения своей цели.
Финансовое положение может быть охарактеризовано как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. В первом случае говорят о ликвидности и платежеспособности коммерческой организации, во втором случае - о ее финансовой устойчивости.
Обе стороны экономического потенциала коммерческой организации взаимосвязаны.
Аналитические расчеты выполняются либо в рамках экспресс-анализа, либо углубленного анализа.
Цель экспресс-анализа - наглядная и несложная по времени и трудоемкости реализации алгоритмов, оценка финансового благополучия и динамики развития коммерческой организации.
Углубленный анализ конкретизирует, расширяет или дополняет отдельные процедуры экспресс-анализа.
Подавляющая часть коэффициентов рассчитывается по данным баланса и отчета о прибылях и убытках; причем расчет может выполняться либо непосредственно по данным отчетности, либо при помощи уплотненного баланса.
Итак, финансовый анализ дает возможность оценить:
ü имущественное состояние предприятия;
ü степень предпринимательского риска;
ü достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
ü потребность в дополнительных источниках финансирования;
ü способность к наращиванию капитала;
ü рациональность привлечения заемных средств;
ü обоснованность политики распределения и использования прибыли. [35, с.6]
Финансовый анализ деятельности предприятия включает:
- анализ финансового состояния;
- анализ финансовой устойчивости;
- анализ финансовых коэффициентов:
- анализ ликвидности баланса;
- анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой
активности. [33, с.7]
Жизнь предприятия составляют постоянно меняющиеся ситуации и сложные проблемы. Для организации надежного финансового управления необходимо разбираться в реальном движении дел на предприятии, знать, чем оно занимается, владеть информацией о его рынках, клиентах, поставщиках, конкурентах, качестве продуктов его деятельности, дальнейших целях и т.д. Одним из средств координации работы предприятия и контроля за его фондами является финансовый анализ. Он позволяет ответить на многие вопросы относительно движения средств в фирме, качества управления ими и положения на рынке, которое приобретает фирма в результате своей деятельности.
Таким образом, финансовый анализ для управленческого персонала предприятий, финансово-бухгалтерских работников и специалистов-аналитиков – это важнейший инструмент определения финансового состояния предприятия, выявления резервов роста рентабельности, улучшения всей финансово-хозяйственной деятельности и повышения ее эффективности. Он служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования и управления экономическими объектами.
1.2. Виды финансового анализа
По содержанию процесса управления выделяют:
ü перспективный (прогнозный, предварительный ) анализ,
ü оперативный анализ,
ü текущий (ретроспективный )
ü анализ по итогам деятельности за тот или иной период.
Рисунок 1.2.. Классификация видов финансового анализа [4, с.12]
Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчётности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.
Главная задача текущего анализа – объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление имеющихся резервов, мобилизация их, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.
Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения проблем управления.
Особенность методики текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующего аналитического периода. В этом виде анализа имеется существенный недостаток – выявленные резервы навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, т. к. относятся к прошлому периоду.
Текущий анализ – наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.
Оперативный анализ приближён во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и статического ) учёта.
Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.
Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей:
ü отгрузка и реализация продукции;
ü использование рабочей силы,
ü использование производственного оборудования и материальных ресурсов;
ü себестоимость;
ü прибыль и рентабельность;
ü платёжеспособность. [4, с.11]
При оперативном анализе производится исследование натуральных показателей, в расчётах допускается относительная неточность т. к. нет завершённого процесса.
Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.
Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления.
В практических методиках и исследованиях задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшее обоснование перспективных планов.
Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая основа перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием, и такой анализ называют прогнозным.
1.3. Классификация методов и приемов финансового анализа
Основу любой науки составляют ее предмет и метод.
Под методом финансового анализа понимается диалектический способ подхода к изучению финансового состояния и финансовых процессов в их становлении и развитии. [34, с.15]
К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.
В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов, приемов и используется определенный инструментарий.
Способы применения методов финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические (количественные).
Главенствующие способы, применяемые для финансово-экономического анализа – это применение количественных методов. Их классификация может быть представлена следующим образом:
· статистические методы, включающие:
ü метод статистического наблюдения – запись информации по определенным принципам и с определенными целями,
ü метод абсолютных и относительных показателей (коэффициентов),
ü метод расчета средних величин – средних арифметических простых, взвешенных, геометрических,
ü метод рядов динамики – определение абсолютного прироста, относительного прироста, темпов роста, темпов прироста,
ü метод сводки и группировки экономических показателей по определенным признакам,
ü метод сравнения – с конкурентами, с нормативами, в динамике,
ü метод индексов – влияние факторов на сравниваемые показатели,
ü метод детализации,
ü графические методы. [34, с.14]
Наиболее простой метод - сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми показателями, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17