Данные таблицы свидетельствуют, что предприятие является неплатежеспособным. Коэффициенты ликвидности за отчетный период несколько понизились и значительно ниже рекомендуемых величин.
Коэффициент абсолютной ликвидности уменьшился с 0,07 на 0,04 пункта и показывает, что к концу года 3 % краткосрочных обязательств может быть погашено за счет использования денежных средств и ценных бумаг предприятия. Если сравнить значение показателя с рекомендуемым уровнем (0,2 - 0,3), можно отметить, что предприятие имеет дефицит наличных денежных средств для покрытия текущих обязательств. Это обстоятельство может вызвать недоверие к данному предприятию со стороны поставщиков материально-технических ресурсов.
Коэффициент критической ликвидности показывает, что на начало периода краткосрочные долговые обязательства на 45 % покрывались денежными средствами, ценными бумагами и средствами в расчетах. К концу отчетного периода значение коэффициента понизилось на 0,17 пункта и показывает, что текущие обязательства могут быть погашены наиболее ликвидными активами и активами быстрой реализации лишь на 25 %. Причем погашение краткосрочных долговых обязательств (текущая платежеспособность предприятия) во многом зависит от качества дебиторской задолженности и финансового состояния должника. В целом данный коэффициент можно назвать прогнозным, так как предприятие не может точно знать, когда и в каком количестве дебиторы погасят свои обязательства, то есть ликвидность предприятия зависит от их платежеспособности. В нашем примере уровень коэффициента быстрой ликвидности ниже рекомендуемого значения (0,8 - 1) и указывает на то, что сумма ликвидных активов предприятия не соответствует требованиям текущей платежеспособности.
Коэффициент текущей ликвидности (или коэффициент покрытия) за отчетный период понизился на 0,24, достигнув к концу года 0,6. Предприятие лишь на 60 % покрывает краткосрочные долговые обязательства ликвидными активами.
Для наглядности изложенных выводов можно использовать графики, построение которых основано на сопоставлении абсолютных сумм ликвидных активов с краткосрочными долговыми обязательствами.
Необходимым элементом финансового анализа является исследование результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые характеризуются суммой прибыли или убытка.
Прибыль - это стандарт успешной работы предприятия. Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед кредиторами и инвесторами.
Анализ финансовых результатов включает оценку следующих показателей прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли предприятия.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов.
Результаты анализа используются для принятия экономических решений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиций, обоснование перспективы развития предприятия и т. д.
Таблица 2.13 - Анализ динамики финансовых результатов деятельности предприятия
Показатели
Предыдущий период Тыс. руб.
Отчетный период
Тыс. руб.
Изменение (+,-)
%
1
2
3
4
5
1. Прибыль (убыток)
от продажи продукции
917850
1187835
269985
29,4
2. Проценты к получению
1054
2608
1554
147
3. Проценты к уплате
67189
187870
120681
180
4.Прочие операционные доходы
27359
1183693
1156334
4226
5.Прочие операционные расходы
291913
390876
98963
34
6. Доходы от участия
в других организациях
604
10700
10096
1671
7.Внереализационные доходы
102218
96479
-5739
-6
8.Внереализационные
расходы
373870
285745
-88125
-23,5
9. Прибыль (убыток) до
налогообложения
316113
1616824
1300711
411
10. Налог на прибыль и иные аналогичные
133398
471496
338098
253
11. Прибыль (убыток) от
обычной деятельности
182715
1145328
962613
526
12. Чрезвычайные доходы
106
546
440
415
13. Чрезвычайные расходы
36
1685
1649
4580
14. Чистая прибыль
(нераспределенная прибыль(убыток) отчетного периода)
182785
1144189
961404
525
По данным таблицы видно, что сумма прибыли до налогообложения увеличилась в отчетном году в четыре раза. Это привело к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения.
Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от продажи и прибыль до налогообложения.
Прирост общей суммы прибыли обусловлен увеличением прибыли от продажи продукции на 269985 руб., или на 29,4 %, а также сокращением внереализационных расходов на 88125 руб., или на 23,5%. Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения. В отчетном году по сравнению с предыдущим периодом произошло сокращение прочих внереализационных доходов на 5739 руб., или на 6 %.
Рассмотрим влияние факторов на относительное изменение суммы налогооблагаемой прибыли. Если изменение показателя способствует увеличению прибыли, то фактор имеет положительное значение, и наоборот.
1. Влияние увеличения суммы прибыли от продаж на величину налогооблагаемой прибыли: 269958/316113*100 = + 85,3%.
2. Влияние увеличения прочих операционных доходов на величину налогооблагаемой прибыли: 1156334 /316113 · 100 = + 365 %.
3. Влияние уменьшения внереализационных доходов на величину налогооблагаемой прибыли: -5739 / 316113 · 100 = - 1,8 %.
4. Влияние увеличения прочих операционных расходов на величину налогооблагаемой прибыли: 98963 /316113 · 100 = - 31,3 %.
5. Влияние сокращения внереализационных расходов на величину налогооблагаемой прибыли: -88125 / 316113 · 100 = + 28 %.
6. Сводка факторов: 85,3 + 365 - 1,8 – 31,3 + 28 = 445,2
Результаты факторного анализа показали, что наибольшее влияние на прирост налогооблагаемой прибыли оказало увеличение прибыли прочих операционных доходов (365 %) и суммы прибыли от продаж (85,3 %). Отрицательное влияние на величину прибыли вызвано увеличением прочих операционных расходов. Следовательно, сокращение расходов и увеличение доходов - это резервы роста прибыли предприятия.
Для оценки эффективности использования ресурсов, потребленных в процессе производства, применяются показатели рентабельности.
Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели измеряются в относительных величинах (процентах, коэффициентах).
1. Рентабельность затрат (Rs) характеризуется отношением прибыли от продажи продукции (Пр) к полной себестоимости реализованной продукции (Сп), %:
Коэффициент показывает уровень прибыли на 1 рубль затраченных средств. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
2. Рентабельность продаж (Rп) измеряется отношением величины прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.
В зависимости от показателя прибыли различают рентабельность продаж:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14