Рефераты. Денежная система, сущность и функции денег

Структура доходной части федерального бюджета

 

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос. власти соответствующего уровня. Доходы бюджетов принято классифицировать по различным основаниям. Одной из основных выступает классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования:

1. Налоговые доходы:

· Прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие доходы на прибыль или доход);· Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (ЕСН, взносы от несчастных случаев и т.д.);· Налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи и лицензионные сборы);· Налоги на имущество (налоги на имущество физических лиц, на имущество предприятий и т.д.).

2. Неналоговые доходы включают:

· Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;· Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;· Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;· Доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;· Иные неналоговые доходы.

3. Безвозмездные перечисления включают поступления от:

· Нерезидентов;· Других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);· Государственных внебюджетных фондов;· Государственных предприятий и учреждений;· Международных организаций.

Расходы федерального бюджета, их состав и структура


Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Классификация видов расходов бюджета:

1.По степени предсказуемости:- запланированные;- незапланированные.

2. По экономическому содержанию:

-Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

-Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти.

3. По уровню бюджетной системы:

- расходы федерального бюджета: (обеспечение деятельности органов государственной власти и органов исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, обеспечение конверсии оборонных отраслей промышленности; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; обслуживание и погашение государственного долга; финансовая поддержка субъектов РФ и т.д.)

-Расходы бюджетов субъектов РФ: (государственная поддержка отраслей промышленности (за исключение атомной энергетики), обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; обеспечение социальной защиты населения; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение средств массовой информации; обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности)

-Расходы местных бюджетов: (содержание органов местного самоуправления; формирование и управление муниципальной собственностью; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.)

Дефицит государственного бюджета: сущность и причины


Бюджет может быть трех видов:1.расходы=доходам. 2.доходы>расходов(бюджет профицитный). 3.доходы<расходов(бюджет дефицитный). Дефицит бюджетный-ситуация, когда у гос-ва не хватает средств на запланированные расходы, т.е. дефицит налоговых и неналоговых доходов. Причины: спад общественного производства, рост теневого сектора, «раздутый» бюрократический аппарат, завышенные расходы на военные цели, поддержание отсталых отраслей за счет бюджета, безвоздмезная помощь другим странам, неоправданно большие соц.программы.

Источники покрытия бюджетного дефицита


1.сокращение бюджетных расходов, при этом страдают соц.программы и незащищенные слои населения(бюджетники)

2.изыскание дополнительных доходов- хорош там, где развивается производство и умеренная инфляция (в период кризиса не подходи)

3.выпуск(эмиссия) необеспеченных денег, что может привести к инфляции. Деньги теряют покупательную способность, в итоге обесцениваются, а цены растут.

4.одалживание денег у Гос.банка, коммерческих банков, граждан, фирм, иностранных правительств и международных организаций. Происходит через выпуск и размещение ценных бумаг, в основном, облигации. Облигация-это долговая ценная бумага, свидетельствующая о том, что ее покупатель предоставил продавцу средства в долг на определенный срок и %. В результате у Гос-ва возникает Гос.долг, который бывает внешний и внутренний.


Способы снижения бюджетного дефицита


В государствах с фиксированным количеством денег в обращении существует два традиционных способа покрытия дефицита бюджета - государственные займы и налоговые ужесточения. Можно еще добавить, как способ - эмиссию денежной массы, но этот способ чреват усилением инфляции. Основными источниками покрытия бюджетного дефицита являются: 1. налогообложение: а) возможно при экономическом росте, росте производства; б) финансирование производства возможно при помощи лизинга; в) госмонополия на производство и продажу алкогольных напитков; г) экспортное регулирование; 2. приватизация государственной собственности: а) государственный контроль за национально значимыми объектами; 3. экспортное регулирование.

Бюджетная система и бюджетное устройство страны

Бюджетная система-это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов Гос-ных небюджетных фондов. Основана на эконом-ких отношениях и Гос-ном устройстве РФ. Регулируется законодательством РФ (бюджетный кодекс РФ. Бюджетное устройство- организация бюджетной системы и принципы ее построения. Принципы сформулированы и раскрыты в гл.5 БК РФ: 1.принцип единства бюджетной системы(единая правовая база, общая денежная система, формы бюджетной документации, единообразные санкции за правонарушения, единый б/учет,единая бюджетная классификация); 2.принцип разграничения доходов/расходов м-ду уровнями бюджетной системы; 3.принцип самостоятельности бюджетов-наличие прав и обязанностей; 4.принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований; 5.принцип полноты отражения расходов/доходов в бюджетном плане; 6.принцип сбалансированности; 7.принцип результативности, эффективности использования бюджетных средств; 8.общее покрытие расходов бюджета всей суммой дохода; 9.принцип прозрачности/открытости; 10.принцип достоверности бюджетов; 11.адресность и целевой характер бюджетных средств. Базирование на этих принципах делает бюджетную систему РФ гормоничной и дает возможность ее эффективного использования.

Бюджетный процесс в РФ

 

Бюджетный процесс- деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется: Конституцией РФ, бюджетным кодексом РФ, законом “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях - законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. Бюджетный процесс охватывает 4 стадии:

1.Составление проекта бюджета явл. исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет Госдуме федерального собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в 4 чтениях.

3. Исполнение бюджета начинается после утверждения в установленном порядке. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета.

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение - одна их форм финансового контроля, осуществляемого законодательными органами власти. Контроль осуществляет Счетная палата РФ. Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей готовит орган исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении бюджета является Мин Фин. РФ.

Деятельность государственных органов от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетный цикл. Основными принципами бюджетного процесса являются:

1. принцип правильности исполнения федерального бюджета

2. принцип полноты и своевременности

3. принцип финансирования расходов связанных с предоставлением бюджетных ссуд

4. принцип финансирования расходов по утвержденным обязательствам.

Сущность и функции налогов. Элементы налога

Налог –особый экономический институт т.е. совокупность эк-ких отношений по поводу перераспределения национального дохода от субъектов эк-ки в пользу публичной власти. Налог это обязательный платеж в бюджет, взимаемый в принудительном порядке. Признаки налога: переход права собственности на денежные средства к Гос-ву; обязательность; индивидуальная безвоздмезность и безвозвратность; установление в законодательном порядке внесение в определенных размерах и сроках; обеспечение платежеспособности публичной власти. Сбор –это обязательный взнос с организаций и физ.лиц, уплата которого является одним из условий совершения Гос. Органами действий в интересах плательщика(н-р, Гос.пошлина).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.