Рефераты. Денежная система, сущность и функции денег

Бюджетная эмиссия связана с выпуском в обращение (обычно казначейством) казначейских билетов и государственных ценных бумаг для финансирования дефицита государственного бюджета. Казначейские билеты и обязательства государства обычно ничем не обеспечены и поэтому называются бумажными деньгами. При этом разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и затратами на их изготовление составляет доход государства, используемый на покрытие бюджетных расходов. Бюджетная эмиссия обусловлена не потребностями реального хозяйственного оборота, а величиной бюджетного дефицита. Поэтому появляющиеся в обороте дополнительные денежные знаки приводят к обесценению всей денежной массы.

Кредитная эмиссия (эмиссия денег, осуществляемая банками) связана с поступлением в оборот кредитных денег, возникающих на основе кредитных отношений. Кредитные деньги развились на базе функции денег как средства платежа, при которой один из контрагентов обмена считает возможным передать другому контрагенту товар на условиях последующей оплаты. Ранее составлялась долговая расписка, в последствии трансформировавшаяся в документ, называемый векселем. Вексель фактически является первым кредитным орудием обращения. В дальнейшем банки взамен коммерческих векселей стали выпускать свои долговые обязательства — банкноты, потом появились расчетно-платежные документы и электронные деньги.Основной целью кредитной эмиссии является обеспечение нужд денежного оборота необходимым количеством платежных средств в виде остатков на счетах в банках. Кредитную эмиссию рассматривают как пополнение денежного оборота суммой платежных средств в безналичной форме (безналичная эмиссия) и дополнительный выпуск в денежный оборот банкнот (наличных денег).

Сущность и функции финансов


Финансы-это экономические денежные отношения по поводу формирования, распределения, использованию фондов денежных средств. Финансы отличаются от денег по нескольким параметрам:1.Деньги-это категория более древняя(финансы возникли позднее с образованием государств)2.Деньги-всеобщий эквивалент(на них можно все купить/продать); финансы -денежные отношения, пронизывающие всю экономику. Денежные отношения возникают между:1.предприятием и Гос-вом(по поводу налогов, Гос.кредитов, дотаций, субсидий)2.самими предприятиями в ходе договоров о поставке(по поводуштрафов, неустоек, вознаграждений за особое требование заказчика)3.предприятием и вышестоящими организациями(министерство, ведомства) 4.предприятием и банком(по поводу кредитов и %-тов)5.гос.органами различных уровней 6.населением и Гос-вом(по поводу налогов, пенсий, стипендий, пособий, субсидий) 7.населением и банком(по поводу кредитов) 8.страхов.компаниями, населением, предприятиями. Функции финансов:1.распределительная(перерасп.)- основой является ВВП, а точнее его часть -вновь созданная стоимость, которая в масштабах страны наз-ся национальным доходом. Через финансы распределяется национальный доход страны. Сначала образуются первичные доходы тех кто участвует в материальном производстве(это рабочие, ИТР, фермеры, фирмы(пред-тия)). Идет перераспред. Через налоги, цены, кредиты –в итоге возникают вторичные доходы тех кто занят в непроизводственной сфере –это производные доходы(сфера услуг и Гос.управления) 2.регулирующая. Гос-во использует финансы для регулирования экономики и соц сферы. Фин.рычагами выступают налоги, гос. расходы, ценные бумаги. 3.контрольная. Фин. контроль –это проверка законности, правильности и эффективности формирования и расходования фондов денежных средств. Бывает Гос-ным и негос-ным(аудит)

Финансовая система и её звенья


Фин.система детализирует понятие финансы. Существует несколько определений фин.системы:1.фин.система-система форм и методов образования, респределения и использования фондов денежных средств предприятий и Гос-ва.2.фин.система-это совокупность фин.институтов страны(фин.институт-это группа однородных, экономических отношений, н-р, отношения в области бюджета, налогов, ценных бумаг). 3.фин.система-это совокупность разных сфер экономических отношений, в ходе которых возникают, распределяются денежные фонды. Фин.система РФ включает две подсистемы, которые в свою очередь делятся на звенья. Первая подсистема -гос.финансы, которые включают в себя Гос.бюджетную систему, внебюджетные фонды, Гос.кредит, страховые фонды, фондовые рынки. Вторая подсистема – финансы предприятий, учреждений, организаций разных форм собственности и включают в себя финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы общественных организаций.


Финансовая система РФ

Финансы предприятий

Гос.бюджет системы

(федеральный, региональный, местный бюджеты)

Гос.

кредит

Внебюджетные

спец.фонды

(пенсионный,ФСС,

ФОМС,ТОМС)

Страховые

фонды

Фондовый

рынок

Государственные финансы


Под государственными финансами понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением (перераспределением) и использованием централизованных фондов страны. Основными звеньями системы государственных финансов является государственный бюджет, государственные предприятия, государственный кредит и внебюджетные фонды. Структура государственных финансов включает бюджеты, внебюджетные фонды и кредитные отношения органов власти различных уровней. Финансы выполняют три функции:распределительная, регулирующая, контрольная. 1.распределительная(перерасп.)- основой является ВВП, а точнее его часть -вновь созданная стоимость, которая в масштабах страны наз-ся национальным доходом. Через финансы распределяется национальный доход страны. Сначала образуются первичные доходы тех кто участвует в материальном производстве(это рабочие, ИТР, фермеры, фирмы(пред-тия)). Идет перераспред. Через налоги, цены, кредиты –в итоге возникают вторичные доходы тех кто занят в непроизводственной сфере –это производные доходы(сфера услуг и Гос.управления) 2.регулирующая. Гос-во использует финансы для регулирования экономики и соц сферы. Фин.рычагами выступают налоги, гос. расходы, ценные бумаги. 3.контрольная. Фин. контроль –это проверка законности, правильности и эффективности формирования и расходования фондов денежных средств. Бывает Гос-ным и негос-ным(аудит)


Внебюджетные фонды, их функции, классификация


Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:

по целевому признаку - на социальные, экономические, научно-исследовательские, природоохранные (экологические), миграционные, содействия правопорядку, культурного назначения и другие;по уровню управления - на межгосударственные, государственные и региональные (местные). Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные социальные внебюджетные фонды включают: • Пенсионный фонд Российской Федерации; • Фонд социального страхования Российской Федерации; • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации; • Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи: • социальную защиту населения; • повышение жизненного уровня населения; • сохранение и улучшение здоровья населения; • социальную ориентацию безработного населения. • оказание социальных услуг населению. Аккумуляция средств во внебюджетных Фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

• обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;

• добровольные взносы юридических и физических лиц; • прочие доходы.

Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

Страхование как звено финансовой системы

 

Страхование - одна из сфер финансовой системы. Страхование связано с распределением совокупного общественного продукта и части нац.дохода. Для страхования характерны все признаки финансов, но оно имеет и свои отличительные признаки:

1. Возникают перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный и иной ущерб.

2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба одного или нескольких субъектов на всех субъектов, вовлеченных в страхование. Обязательное страхование вовлекает наибольшее число участников, следовательно меньше страховой тариф и риск.

3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени и в территориальном разрезе.

4. Характерной чертой страхования является относительная безвозвратность мобилизуемых средств.

Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет взносов страховых фондов, предназначенных для возмещения материального и иного ущерба предприятиям, организациям и физическим лицам.

Государственный кредит

 

Государственный кредит - экономические отношения между государством (в лице его органов власти и управления) и юридическими лицами и физическим лицами, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Если государство выступает заемщиком, то кредиторами являются банки, правительственные учреждения, корпорации, страховые компании. Если государство - в роли кредитора, то заемщиками являются местные органы самоуправления, предприятия, субъекты внешнего мира.Кредитование осуществляют государственные банки или другие госучреждения финансовой сферы. Следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. Государственный кредит- кредитные институты (банки) кредитуют различные секторы экономики. Госкредит предоставляется на началах возвратности и платности: через определенное время предоставленные взаймы средства возвращаются с процентами. Если государство выступает в роли заемщика, то кредитные ресурсы поступая в бюджет превращаются в финансовые ресурсы. Если государство выступает в качестве кредитора, то финансовые ресурсы (бюджетные средства) попадая к заемщику,превращаются в кредитные ресурсы. Государственные займы - основная форма кредита, где государство выступает в роли должника. Государственные займы выпускаются в денежной форме, в виде облигаций или других обязательств. Государственный долг образуется, когда государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов. Развитые страны наиболее активно прибегают к госзаймам в периоды экономических кризисов: когда правительство не в состоянии обеспечить поступления в казну налогов в размерах необходимых для финансирования своих расходов, госзаймы становятся 2 - м после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.