Рефераты. Бюджетирование как часть управленческого учета

Основой для гибкого бюджета является основной бюджет предприятия (бюджет доходов и расходов), который является статичным бюджетом. Гибкое бюджетирование делает различие между постоянными и переменными затратами, позволяя тем самым пересчитывать ожидаемые переменные (условно-переменные) затраты в соответствии с фактическим уровнем выручки. Статичный бюджет не предполагает такой корректировки.


2. Организационно-экономическая характеристика предприятия

ОАО " Ростелеком "


Открытое акционерное общество «Ростелеком» ведет свою историю, начиная с 1947 г., когда, в связи с развитием междугородной кабельной и радиорелейиой сети приказом Министерства связи СССР от 05.04.47 г было образовано Управление Московский междугородней кабельной сети с правами юридического лица.

В своей нынешней организационно-правовой форме ОАО «Ростелеком» существует с 1993 г., когда Распоряжением Госкомимущества РФ и приказом Министерства связи оно было преобразовано в акционерное общество.

Сегодня ОАО «Ростелеком» — крупнейший национальный оператор дальней связи Российской Федерации. Компания владеет современной цифровой сетью, позволяющей предоставлять услуги связи в каждом из субъектов Российской Федерации.

В то же время «Ростелеком» имеет прямые выходы на сети более 100 операторов в 72 странах мира, участвует в 30 международных кабельных системах и взаимодействует с 400 международными операторами и компаниями.

Доходы от услуг международной связи составляют более 40 % в общем объеме доходов. Крупнейшим акционером ОАО «Ростелеком» является контролируемый государством холдинг ОАО «Связьинвест». Ему принадлежит 51 %  акций компании. Остальные акции выпущены в свободное обращение.

Территориальные масштабы деятельности предприятия предполагают сложную организационно-управленческую структуру. Так, в структуру Краснодарского филиала (территориального управления), возглавляемого директором управления, входят бухгалтерия, планово-экономический отдел, коммерческая служба, автотранспортный цех, служба по работе с персоналом, служба по защите информации, а также линейно-технические цеха и радиорелейные станции (РРЦ).

В рамках управления действуют 10 локационных станций. Их деятельность координируется службами информационных технологий, метрологического обеспечения и др.


2.1 Методология формирования бюджетов в ОАО «Ростелеком»


Бюджетирование — обязательная процедура в системе управления предприятием. Основным видом составляемых бюджетов являются годовые и квартальные. При подготовке квартального бюджета выполняются следующие процедуры:

— формирование планово-экономическим отделом филиала совместно с аналитическим центром проекта бюджета на следующий квартал в разбивке по месяцам, предложений по уточнению бюджета до конца года и предоставление их в отдел бюджетного планирования ОАО «Ростелеком»,

— согласование в рамках аналитического центра всех бюджетов,

— формирование проекта бюджета на следующий квартал в разбивке по месяцам, предложений по уточнению бюджета,

— уточнение плана финансовой деятельности,

— формирование окончательного проекта консолидированного квартального бюджета с Пояснительной запиской,

— доведение утвержденного квартального бюджета до филиалов компании.

Участники бюджетного процесса, ответственные за основные процедуры, сроки окончания и результаты этих процедур представлены в таблице 1.

Целью формирования бюджетов является достижение показателей годового бюджета с учетом изменений, произошедших с момента утверждения последнего. Процедуры уточнения бюджета производятся только в случае необходимости.

Формирование проекта бюджета на следующий квартал, предложений по уточнению бюджета ЦО «Филиал» производится по следующей схеме.


Таблица 1 — Процедуры и участники бюджетного процесса в ОАО «Ростелеком»

Процедуры

Ответственные за процедуры

Сроки

Результаты

1.

Формирование проекта бюджета на следующий квартал в разбивке по месяцам, предложений по уточнению бюджета до конца года и предоставление их в отдел бюджетного планирования ОАО «Ростелеком» (ОБП)

Планово-экономические отделы филиалов (ПЭФ) совместно с аналитическим центром (АЦ) филиала совместно с АЦ

До 18 числа последнего месяца текущего квартала

Получение ОБП проектов бюджетов на следующий квартал в разбивке по месяцам, предложений по уточнению бюджетов ЦО «Филиалы» до конца года

2.

Согласование квартальных бюджетов и предложений по уточнению бюджетов по контролируемым статьям в каждом филиале

АЦ  компании

До 20 числа последнего месяца текущего квартала

Согласованные бюджеты ЦО «Филиалы» по контролируемым статьям

3.

Формирование проекта бюджета на следующий квартал в разбивке по месяцам, предложений по уточнению бюджета по закрепленным за ними статьям центром ответственности «Генеральная дирекция» и предоставление их в ОБП

АЦ компании

До 20 числа последнего месяца текущего квартала

Проект бюджета на следующий квартал в разбивке по месяцам, предложения по уточнению бюджета по закрепленным статьям ЦО «Генеральная дирекция»

4.

Уточнение плана финансовой деятельности

Отдел казначейства Финансовой дирекции

До 25 числа последнего месяца текущего квартала

Уточненный план финансовой деятельности

5.

Формирование окончательного проекта консолидированного квартального бюджета с  Пояснительной запиской

ОБП

До 25 числа последнего месяца текущего квартала

Консолидированный квартальный бюджет с Пояснительной запиской

6.

Доведение квартального бюджета и уточнений до конца года до филиалов

ОБП

До начала планового квартала

Получение филиалами  квартальных бюджетов и уточненных бюджета до конца года


В срок до 18 числа последнего месяца текущего квартала ПЭО филиала совместно с АЦФ готовит проект бюджета на следующий квартал в разбивке по месяцам, предложения по уточнению бюджета ЦО «Филиал» до конца года и представляет их в ОБП, а их копии в Аналитические центры с Пояснительной запиской.

Предложения по уточнению бюджета ЦО «Филиал» составляются для плана доходов, плана затрат, закупок и плана движения денежных средств. АЦ ГД должны согласовать полученные планы и предоставить их в ОБП в срок до 20 числа последнего месяца текущего квартала. В случае, если при согласовании у АЦ ГД возникают вопросы по содержанию плана, он обращается за разъяснениями в АЦФ, контролирующий соответствующую статью бюджета филиала.

В срок до 20 числа последнего месяца текущего квартала АЦ ГД проект бюджета на следующий квартал в разбивке по месяцам, предложения по уточнению бюджета по закрепленным за ними статьям ЦО «Генеральная дирекция» и предоставляют их в ОБП с Пояснительной запиской.

На основании уточненного макроплана и данных об избыточности/недостаточности денежных средств, полученных от ОБП, Отдел казначейства в случае необходимости готовит уточненный план финансовой деятельности на квартал в разбивке по месяцам и до конца года в разбивке по кварталам и предоставляет его в ОБП в срок до 25 числа последнего месяца текущего квартала.

В срок до 25 числа последнего месяца текущего квартала ОБП осуществляет консолидацию квартального и годового бюджета с учетом уточненного плана финансовой деятельности, готовит к нему Пояснительную записку.

Таким образом главный принцип бюджетирования — сбор информации «снизу – вверх», ее аналитическая обработка, последующее формирование бюджета, утверждение его как финансового плана, доведение уточненного бюджета до всех филиалов.

Соответственно в рамках территориального подразделения бюджет формируется, в первую очередь планово-экономическим отделом, который опирается на информацию, поступающую от линейно-технических и радиорелейных станций, коммерческой службы, технологического отдела  и других структурных подразделений.

При этом в каждом из подразделений ведется детальная проработка планов работ и затрат на их осуществление, а в планово-экономическом отделе все эти планы аккумулируются, соответствующим образом распределяются финансовые ресурсы и составленные планы и сметы отправляются в Южный филиал компании, где, в свою очередь аккумулируются и направляются в центр.

Существование на предприятии системы планирования призвано обеспечить реализацию не только управленческой функции планирования (как определение целевых показателей деятельности предприятия и путей их достижения), но и функции контроля — наблюдения за процессами реализации планов и выявление возникших отклонений.

В основу контроля исполнения бюджетов в ОАО «Ростелеком» заложены несколько принципов:

1) сочетание текущего и итогового контроля;

2) обеспечение контроля исполнения планов по предприятию в целом и по отдельным центрам финансовой отчетности;

3) определение причин и виновников отклонений от исполнения плана;

4) сочетание персональной и коллективной ответственности за исполнение планов;

5) рациональное закрепление контрольных показателей за ответственными лицами;

6) рациональный формат отчетов об исполнении планов.

Контроль за исполнением бюджетов ведется на предприятии постоянно, при этом по каждому из центров затрат формируется внутренняя отчетность отвечающая следующим требованиям:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.