Рефераты. Банкротство и финансовое оздоровление организации

6. В некоторых методиках используются показатели, отличающиеся высокой положительной или отрицательной корреляцией или функциональной зависимостью между собой. Это приводит к ненужному усложнению этих методик, не увеличивая точности прогнозирования.

7. Указанные методики дают возможность определить вероятность приближения лишь стадии кризиса (банкротства) коммерческой организации и не позволяют прогнозировать наступление фазы роста и других фаз её жизненного цикла.

Таким образом, в качестве оценки кризисного положения предприятия целесообразно использовать не только качественные, но и количественные показатели.

1.4 Пути финансового оздоровления предприятия

Глава V Закона О банкротстве посвящена вопросам финансового оздоровления организации-должника. Финансовое оздоровление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

При этом ходатайство о введении финансового оздоровления направляется первому собранию кредиторов или в установленных законом случаях – к арбитражному суду (не позднее 15 дней до даты проведения собрания кредиторов).

Ходатайство должно содержать:

сведения об исполнении должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;

предлагаемые сроки финансового оздоровления и удовлетворения требований кредиторов.

К ходатайству прилагаются план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей должника или решение собственника имущества должника (унитарного предприятия), перечень учредителей должника, голосовавших за принятие ходатайства к собранию кредиторов.

В законе предусмотрены источники погашения задолженности должником за счет залога (ипотеки), банковской гарантии, поручительства. Однако в качестве предмета обеспечения обязательств не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или хозяйственного ведения.

В главе V ст. 80, 81 Закона о банкротстве определены порядок введения финансового оздоровления и последствия этой процедуры.

В законе подчеркнуто, что финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

Определение суда подлежит немедленному исполнению со сроком оздоровления не более двух лет. При этом наступают следующие последствия:

отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

арест на имущество должника может быть наложен только в рамках процесса о банкротстве;

приостанавливается исполнение документов по имущественным взысканиям, кроме исполнительных документов, вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления (по взысканию задолженности по заработной плате, по авторским договорам, в возмещение вреда жизни и здоровью и т.п.);

запрещаются выкуп должником размещенных акций, удовлетворение требований учредителей и выделение пая в имуществе должника;

запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

не начисляются штрафы, пени, проценты за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления;

на сумму требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности начисляются проценты (до даты погашения требований кредиторов);

неустойки и суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды подлежат удовлетворению после погашения остальных платежей по требованиям кредиторов;

требования кредиторов, включенные в реестр требований, подлежат удовлетворению не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств по графику.

В процессе финансового оздоровления должник не может без согласия кредиторов совершать сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого более 5% всех его активов на последнюю отчетную дату.

Должник не имеет права выдавать кредиты, займы, учреждать доверительное управление его имуществом, а также совершать сделки, приводящие к возникновению новых обязательств должника, если они составляют более 20% суммы требований кредиторов.

Должник не может совершать сделки, приводящие к увеличению кредиторской задолженности более чем на 5% суммы требований кредиторов, а также влекущие за собой уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов).

Вместе с тем должник имеет право отчуждать (продавать) имущество, являющееся предметом залога, только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества. При этом следует иметь в виду, что требования кредитора, возникшие до заключения договора залога, подлежат удовлетворению в порядке первой и второй очереди.

План финансового оздоровления утверждается собранием кредиторов, а график погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным учредителями должника и собственником имущества должника (унитарного предприятия).

В графике должно быть предусмотрено погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.

Отдельной статьей главы V (ст. 87) определены основания для досрочного прекращения финансового оздоровления. К ним относятся:

·         нарушение сроков представления в арбитражный суд соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком;

·         существенное (на срок более 15 дней) нарушение сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком.

Политика финансового оздоровления представляет собой часть общей стратегии развития предприятия и заключается в обеспечении наиболее эффективных форм и методов улучшения финансового состояния предприятия.

Совершенствование производства, усиление конкуренции, увеличение неопределенности во внутренней и внешней среде бизнеса вызывают необходимость постоянного осуществления политики финансового оздоровления.

Эффективная реализация данной политики обеспечивается рядом принципов, основными из которых являются:

·         Ориентация на базовые стратегии развития предприятия. Стратегия политики финансового оздоровления является частью общей стратегии развития предприятия, признанной обеспечить операционную, инвестиционную и финансовую деятельности достаточным объемом финансовых ресурсов. Поэтому она должна быть согласована с целями и направлениями стратегии развития предприятия, которые могут быть сведены к следующим видам: ограниченный рост (выбор такой стратегии возможен в условиях стабильной конкурентной позиции предприятия), ускоренный рост (реализация данной стратегии целесообразна на стадиях зарождения и роста бизнеса), сокращение деятельности (реализация данной стратегии целесообразна на последних стадиях жизненного цикла), комбинирование (данная стратегия содержит в себе элементы выше описанных стратегий, и ее реализация характерна для предприятий с широкой отраслевой и региональной диверсификацией).

·         Непрерывность адаптации к внешней среде – предстоящие стратегические изменения должны быть согласованы с изменениями степени неопределенности внешней среды бизнеса;

·         Синхронность типовых трендов возникновения дебиторской задолженности и отдачи долга предприятием (линейный, степенной, ступенчато-неопределенный);

·         Учет уровня финансового риска при прогнозе сценариев возврата дебиторской задолженности (интерполяция, стагнация и «затухание» возврата долга).

Одним из основных методов реализации политики финансового оздоровления является реструктуризация задолженности. Традиционно под реструктуризацией задолженности понимают возможность отсрочки выплат по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом. Это связано с тем, что, начиная с 1997 г., государством был предложен механизм по реструктуризации задолженности предприятий по платежам в бюджет. Однако воспользоваться данной возможностью смог весьма ограниченный круг организаций, что было связано, во-первых, с жесткими условиями, на которых проводилась реструктуризация, во-вторых, с несовершенством законодательной базы, на основе которой проводилась реструктуризация. Начиная с 2002 г., право на проведение реструктуризации было закреплено только за предприятиями:

·         относящимися к отраслям, определенным Правительством РФ;

·         имеющими стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость;

·         являющимися головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа.

Кроме того, для получения решения о реструктуризации задолженности предприятия должны были потратить значительные средства на подготовку процедуры реструктуризации (оплата оценки обеспечения, нотариального заверения договора залога и пр.).

Однако реструктуризация задолженности перед бюджетом – это только одно направление возможной реструктуризации задолженности предприятия. По данным статистики, наибольшую долю в структуре просроченной задолженности занимает задолженность не перед бюджетом (18% от совокупной величины просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 июня 2006 г.), а перед поставщиками и подрядчиками (коммерческий кредит; 51% от совокупной величины просроченной кредиторской задолженности), что определяет актуальность разработки вопросов управления реструктуризации задолженности перед контрагентами предприятия как метода финансового оздоровления.

Проанализируем другие методы финансового оздоровления предприятия.

При управлении платежеспособностью предприятия особое значение обращается на статьи баланса, отражающие наличие денег в кассе предприятия и на расчетном счете в банке. Эти сведения выражают совокупность имущества (денежных средств), имеющего абсолютную ликвидность по сравнению с другими видами имущества. В условиях финансового кризиса основной задачей управления платежеспособностью является немедленное изыскание денежных средств, необходимых для погашения краткосрочных обязательств предприятия.

В этой связи одним из оптимальных способов управления платежеспособностью предприятий считается ведение платежного календаря, разрабатываемого обычно на предстоящий период времени (с разбивкой по дням, неделям, декадам и т.п.) и состоящего из следующих разделов: график расходования денежных средств или график предстоящих платежей и график поступления денежных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.