Рефераты. Анализ современного состояния и разработка мер по совершенствованию налоговой системы РФ

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции фискальную, стимулирующую и регулирующую.

Функции налога это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. За счёт налоговых взносов, сборов, пошлин и др. платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц.

По методу установления налоги подразделяются на: прямые – подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи; косвенные – вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина и др.).

Оценка эффективности налогового администрирования выявила наиболее характерные особенности, роль и значение отдельных налогов в формировании доходов бюджетной системы страны. На протяжении последних лет наблюдались изменения в структуре поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет по следующим направлениям: снижение доли налоговых доходов федерального бюджета РФ; увеличение доли основных налогов; рост доли НДПИ в объеме налоговых доходов как консолидированного, так и федерального бюджета; снижение доли акцизов и ЕСН, а также сужение числа регионов, обеспечивающих большую часть всех налоговых доходов.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета проявляется через следующие показатели удельных весов: налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета; отдельной группы налогов (например, прямых и косвенных налогов) в общей сумме доходов бюджета; конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета; отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений; конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели характеризуют с разной степенью детализации значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности. Место и роль налогов в финансовой системе государства определяют также и другие показатели – степень собираемости налогов, степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своего назначения, размер убытка или дохода от действия той или иной льготы.

Поддержание баланса доходов и расходов государства неразрывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а в рамках ее – рациональным соотношением различных функций налогов.

Налоговые доходы составляют более 80 % доходов бюджета РФ. Наибольшую часть налоговых доходах занимают налог на добавленную стоимость, наибольшую часть налоговых доходов составляют НДС и налог на прибыль.

Налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки были осуществлены в 2001-2005 гг. В частности, за эти годы приняты и вступили в действие 17 глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов. Окончательно оформилась структура налоговой системы России.

Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что явилось одним из важных факторов поддержания экономического роста. В последние годы ежегодно принимались и вступали в силу решения, предусматривающие существенное снижение налогового бремени. При этом, несмотря на снижение налоговой нагрузки за годы налоговой реформы удалось обеспечить стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей (включая администрируемые таможенными органами), которые заметно выросли в реальном выражении.

Несмотря на значительные изменения налогового законодательства, осуществленных на протяжении всех 1990-х годов, налоговая система требовала кардинальных изменений. Практика доказала очевидность и малоэффективность точечных корректировок и уточнений действующих налоговых законов.

Встраивание процедуры принятия налоговых норм непосредственно в Налоговый кодекс способствовало определению налоговой системы как единой системы, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации позволило решить целый ряд задач, из которых необходимо выделить следующие:

§     укрепление правовой базы в сфере налогообложения в направлении систематизации и унификации действующих законов, оформление налогового законодательства в специальную отрасль публичного права и законодательное определение единых базовых понятий и категорий в сфере налогообложения;

§     формирование закрытого перечня федеральных, региональных и местных налогов, т.е. системы конкретных налогов, наиболее адекватно отвечающей интересам федеративного государства;

§     формирование нейтральной, справедливой по отношению к налогоплательщикам, стабильной системы налогов, обеспечивающей необходимое условие нормального функционирования всех отраслей экономики;

§     достижение фискальной эффективности налоговой системы, обеспечение формирования доходной базы государства в условиях и спада, и подъема, отказ от одноканальной системы формирования доходов бюджета;

§     применение международных подходов, позволяющих разграничить источники доходов бюджетов РФ и доходов бюджетов иностранных государств в соответствии с правилами и нормами международного налогообложения;

§     создание эффективной системы администрирования налогов.

В связи с тем, что налоговая система является не изолированной, самостоятельно существующей и развивающейся системой, а составным звеном финансовой системы государства, все финансовые процессы, протекающие в экономической и социальной сферах, в той или иной мере воздействуют на налоговую систему.

Реформирование налоговой системы страны должно проводиться параллельно с реформированием бюджетной системы, в противном случае невозможно достичь сбалансированности в распределении налоговых (доходных) и бюджетных (расходных) полномочий между уровнями власти в стране. Поэтому важное значение имело проведенное в последние годы реформирование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Хотя формирование основ современной российской налоговой системы в целом закончено, она не может считаться окончательно сформированной. Налоговая система должна будет динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований.


Список литературы


Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти

1.                     Налоговый Кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. (в ред. от 01.01.06)

Книги и статьи на русском языке

1.                     Алексеев В.В. Формирование современной налоговой системы России: истоки и уроки / Алексеев В.В., Алексеев А.В. // Вестн. Рос. Акад. наук. 2004. Т.74. № 9. С.771-780.

2.                     Андрющенко С.Н. Повышение эффективности контрольной работы // Российский налоговый курьер, №3. 2005 с. 14-15

3.                     Вайсберг В. // Коммерсант "Об основных направлениях налоговой реформы", 2005, № 9/П. – С. 39-45

4.                     Валова Л.А. Проблемы реформирования налоговой системы Российской Федерации: Автореферат магистерской диссертации. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. – 23 с.

5.                     Васильев Ю.В. Проблемы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов и проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, связанных с совершенствованием администрирования налогов и сборов". М., 2005.

6.                     Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г., Ткачева Е.Г. Основы налогообложения и налогового права: Вопросы и ответы. Практические задания и решения: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 223 с.

7.                     Евстигнеев Е.. Основы налогообложения и налогового законодательства. – СПб.: Питер, 2004. – 250 с.

8.                     Жеребцов А.Б. Повышение качества налогового обслуживания как средство увеличения бюджетных поступлений в регионе // Новое в экономике и управлении. Выпуск 11. – М.: МАКС Пресс, 2007. – С. 19.

9.                     Зарипов В.М. О сроках проведения налоговых проверок // Налоговед, № 11. – 2004. – с. 37-43

10.                 Золотаревич К.В. Универсальная бюджетно-налоговая система / Золотаревич К.В., Павлов В.И. // ЭКО. 2005. № 2. С.39-45.

11.                 Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже ХХ века // Финансы. 2004. № 4. С.31-34.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.